Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Сегодня от былой дикой романтики Неандерталя мало что ос талось . Долина пала жертвой промышленной революции конца XIX века . Только гора Камень ворона , Рабенштайн , пережила бес покойные времена . На ее вершине видна мемориальная доска , на поминающая об «открытии неандертальского человека Карлом Фульротом , профессором , доктором и местным учителем , в Эль - берфельде в 1856 году» . А на месте находки создан музей древ ней истории . Знаменитые же кости , которые до кончины Фульрота хранились в его доме , сегодня находятся в музее Рейнской земли в Бонне .

Из картотеки неведомого : Их съели наши предки ?

В пещере Мула - Герси во Франции обнаружены останки неан дертальцев , на которых ученые заметили следы каннибальско го пиршества . Многие поспешили обвинить неандертальцев в людоедстве , хотя нашлись и такие исследователи , которые не исключают , что съели несчастных не их сородичи . Скорее всего , «гуманисты - неандертальцы» были попросту истреблены , а мо жет быть , и съедены нашими более коварными и более развиты ми предками .

Считается , что последним пристанищем «неандеров» был Гибралтар : там находятся 140 пещер , где палеоантропологи изучают жизнь этих древних людей . Африка располагалась от них довольно близко . Может быть , кто - то из них успел пере браться туда и именно на черном континенте стоит поискать как следует потомков этих таинственно исчезнувших людей ?

Самый старый европеец

Примерно в 10 километрах на юго - восток от Гейдельберга в долине реки Эльзенц в местечке Мауэр находится гравийный ка рьер . Профессор Шетензак , анатом и патолог из Гейдельберга , регулярно бывал в этих местах , начиная с 1887 года . Дело в том , что под толстыми лесовыми отложениями , из - под слоев глины , песка и щебня ему удавалось извлекать многочисленные звериные кости . Они особенно интересовали Шетензака . У владельца карьера Реша он находил полное понимание , рабочие также вни мательно относились к каждому вынутому осколку кости . Таким

образом , Шетензак в течение многих лет сумел собрать целую коллекцию костей млекопитаю щих — пещерного медведя , но сорога , древней лошади , каба на , бобра , лесного и степного слонов , оленей .

Однако сокровенной мечтой Шетензака было отыскать здесь , в карьере , какие - то древние человеческие кости . Ведь раз остатки животных здесь относятся к очень древним временам , значит , и человеческие фрагменты тоже должны быть как минимум неандертальские ! А то и еще древнее ...

Двадцать лет потратил ученый на неустанные поиски останков первобытного человека , но мечта его никак не хотела сбываться . Никаких даже самых отдаленных намеков на присутствие человека !

Но вот в октябре 1907 года Шетензак получает письмо от Реша с сообщением о том , что 21 октября на нижней подошве , примерно в 20 метрах под поверхностью , найдена человеческая нижняя че люсть со всеми зубами . Ближайшим же поездом ученый едет в Мауэр и застает место находки в нетронутом виде . Рабочий попал лопатой по нижней челюсти и разбил ее при этом на две части , которые легко соединялись . Радость , которую испытал Шетензак после двадцати лет безуспешных поисков , невозможно выразить словами .

Нижняя челюсть из Мауэра оказалась весьма массивной и ка кой - то неуклюжей , но прикус был типично человеческий . Год спус -

42

тя Шетензак опубликовал результаты обследования и назвал обла дателя челюстей homo heidelbergensis . По его мнению , он должен был жить в позднем третичном периоде . Однако это предположение оказалось ошибочным . Согласно нашим сегодняшним знани ям , он принадлежит позднему плейстоцену и имеет возраст при мерно 450 тысяч лет . Ну а его принадлежность к той или иной груп пе первобытных людей пока что не просматривалась . Правда , в то время были известны останки питекантропа с Явы , но среди них не было нижней челюсти — для сравнения . Только после того как в Китае была найдена нижняя челюсть синантропа , ученые смогли — уже в 30- е годы XX века — определить настоящее значение нижней челюсти из Мауэра и ее место в систематике .

Вероятно , во времена Шетензака в этих местах находились при митивные кварцевые орудия труда , но им просто не придавали зна чения . Сегодня - то мы знаем , что галечные инструменты являлись примитивными орудиями труда гейдельбергского человека . Ученые смогли догадаться об этом только , когда получили в распоряжение аналогичные орудия из Восточной Африки !

Что же касается дальнейших открытий стоянок древних лю дей на территории Европы , то по большей части они остались лишь в сокровенных мечтах палеоантропологов . Немного моло же гейдельбергского оказался найденный в Вертешолоше , в Вен грии , homo erectus paleohungaricus . Там карьер по разработке известкового туфа лежит примерно в 50 километрах к западу от Бу дапешта , где наряду с многочисленными костями доисторических животных нашли инструменты из гальки и полную затылоч ную кость взрослого человека и несколько зубов ребенка , а также самое древнее свидетельство использования огня в истории че ловечества . Сегодня на месте находки расположен музей под от крытым небом .

До сих пор данные по европейским первобытным людям оста ются слишком скудными , чтобы с их помощью воссоздать полную картину развития человечества на нашем континенте . Это положе ние помог бы исправить полный череп . Но такой находки — под линной — антропологи ждут до сих пор ! Зато подделки были и продолжают появляться . Об одной из них наш дальнейший рассказ .

С тех пор как в 90-е годы XIX века Эжен Дюбуа открыл яванского человека, охота за древними костными останками, которые должны были заполнить пробелы в эволюции между человекоподобными гоминидами и современным homo sapiens, стала еще более азартной. Именно в это время, когда люди ждали чего-то важного от палеонтологов, в Англии было сделано сенсационное открытие. Речь идет о пилтдаунском человеке — существе с черепом человека и челюстью обезьяны...
Ископаемые останки, первые из ко торых были найдены в 1908— 1911 годах Чарлзом Доусоном, в пятидесятых годах XX столетия ученые из Британского музея объявили подделкой. Это дало возможность критикам эволюционной теории Дарвина бросить вызов тем, кто на протяжении нескольких десятилетий помещал пилтда-унские находки в соответствующие узлы эволюционных схем.
С другой стороны, ученые старательно подчеркивали, что сами разоблачили обман. Некоторые приписывали мошенничество эксцентричному любителю палеонтологии Доусону, другие обвиняли Пьера Тейяра де Шардена — католического священника и палеонтолога с мистическими идеями относительно эволюции, реабилитируя таким образом «настоящих» ученых, причастных к открытию.

45

Казалось бы, на этом в пилтдаунской истории можно поставить точку и поговорить о новых загадках древней европейской истории. Но более глубокий взгляд на проблему пилтдаунского человека представляется весьма полезным, ибо позволяет увидеть, каким образом устанавливаются и опровергаются факты в вопросах эволюции человека. И поможет нам в этом исследовании Майкл Кремо и Ричард Томпсон, авторы нашумевшей в середине 90-х годов книги «Неизвестная история человечества».

Находка черепа

Около 1908 года англичанин Чарлз Доусон, юрист по образованию и антрополог по призванию, заметил, что после ремонтных работ проселочная дорога под Пилтдауном, графство Сассекс, в некоторых местах оказалась покрытой кремневым гравием. Доусон, который уже давно разыскивал древние орудия из кремня, узнал от рабочего, что гравий привезен из карьера поблизости от Баркхэм-Мэйнор, принадлежавшего мистеру Р. Кенварду, с которым он был знаком. Доусон отправился в карьер и попросил находившихся там двоих рабочих, чтобы они были внимательны и не выбрасывали какие-либо каменные орудия или костные останки, если таковые им встретятся.
Доусон писал: «Во время одного из моих регулярных посещений карьера один из рабочих протянул мне небольшую часть теменной кости человека, показавшейся мне необычно толстой. Я немедленно начал поиски, но мои старания были тщетны... Прошло несколько лет, и осенью 1911 года, во время моего очередного появления в карьере, в груде добытого гравия я нашел другой, больший по размеру, фрагмент лобной кости того же черепа». Англичанин отметил, что часть находившегося в карьере гравия была той же окраски, что и обнаруженные фрагменты черепа.

Доусон не был простым антропологом-любителем. Он был избран членом Геологического общества и на протяжении тридцати лет поставлял Британскому музею научные образцы в качестве «почетного собирателя». Более того, у него были близкие дружеские отношения с сэром Артуром Смитом Вудвордом, шефом Геологического управления Британского музея и членом Королевского общества. В феврале 1912 года Чарльз написал ему в Британский музей письмо, рассказав о том, как он «наткнулся на очень старый плейстоценовый пласт... содержавший фрагмент толстой черепной коробки человека... который будет соперничать с homo heidelbergensis». В общей сложности Доусон нашел пять фрагментов черепной коробки. Для укрепления он вымочил их в растворе бихромата калия.
В субботу 2 июня 1912 года Вудворд и Доусон в сопровождении слушателя местной иезуитской семинарии Пьера Тейяра де Шардена приступили к раскопкам в Пилтдауне и были вознаграждены несколькими новыми открытиями. В самый первый день они нашли новый фрагмент черепной коробки, а затем и другие. Позже Доусон напишет: «По всей вероятности, целый череп или же большая его часть была расколота рабочими, которые, не заметив разбитые кости, выбросили их с ненужной породой. Из отвалов отработанного материала мы извлекли столько фрагментов, сколько смогли. Чуть глубже, в еще не потревоженных слоях гравия, я наткнулся на правую половину нижней челюсти человека. Насколько я мог судить, это случилось в том же месте, где несколько лет назад рабочие нашли первую часть черепа. Доктор Вудворд, в свою очередь, также выкопал небольшую часть затылочной кости черепа буквально в метре от того места, где была обнаружена челюсть, и точно на том же уровне. Челюсть была сломана в симфизе и истерта до того, как была полностью погре-

47

бена под слоем гравия. Фрагменты черепа были слегка округлены и сглажены, а на теменной кости остался рубец, вероятно, от удара лопатой». В общей сложности было найдено девять фрагментов черепа: пять самим Доусоном и еще четыре, когда к раскопкам присоединился Вудворд.
В дополнение к человеческим костным останкам в Пилтдауне были найдены разнообразные кости других млекопитающих, включая зубы слона, мастодонта, лошади и бобра. Были также обнаружены каменные орудия труда, частью сравнимые с эолитами, а частью характеризующиеся более высокой техникой обработки. Некоторые орудия и ископаемые останки млекопитающих были истерты более других. Доусон и Вудворд полагали, что лучше сохранившиеся орудия труда и кости, включая ископаемые останки пилтдаунского человека, относятся к раннему плейстоцену, тогда как другие изначально принадлежали плиоцену.
В последующие десятилетия многие ученые соглашались с До-усоном и Вудвордом в том, что пилтдаунский человек должен рассматриваться вместе с ископаемыми останками млекопитающих, являющихся современниками пилтдаунского гравия. А такие исследователи, как сэр Артур Кит и А. Хопвуд, придерживались мнения, что ископаемые останки Пилтдаунского человека относятся к более древней фауне плиоцена и попали в пилтдаунский гравий скорее всего в результате вымывания из более ранних геологических горизонтов.
Сначала было решено, что пилтдаунский череп по своей морфологии похож на человеческий. Вудворд утверждает, что древнейшие обезьяноподобные предки современного человека имели череп, похожий на человеческий, и челюсть обезьяны, как пилтдаунский человек. В определенный исторический момент, утверждал Вудворд, эволюционная линия разделилась. У представителей од-
ной ветви стали преобладать толстые черепные коробки и выступающие надбровные дуги. Эта линия привела к яванскому человеку и неандертальцу. У представителей же другой ветви происходило сглаживание надбровных дуг и развитие человекоподобной челюсти. Как раз от представителей этой линии, с точки зрения анатомии, и произошли современные люди.
Вудворд выступил, таким образом, с собственной теорией эволюции человека, которую хотел подкрепить ископаемыми свидетельствами, какими бы скудными и фрагментарными они ни были. Сегодня предложенный Вудвордом вариант происхождения человека сосуществует с широко распространенным в научных кругах мнением, что родословная homo sapiens sapiens и homo sapiens neanderthalensis восходит к одному и тому же предку — древнейшему, или раннему homo sapiens. Не столь широко признано, но довольно близко к мысли Вудворда предположение Луи Лики о том, что и homo erectus, и неандерталец являются боковыми ветвями, отходящими от основной линии эволюции.
Не все, однако, соглашались с тем, что пилтдаунский череп и челюсть относятся к одному и тому же существу. Сэр Рэй Ланкастер из Британского музея предположил, что они вполне могли принадлежать разным существам различных видов. Профессор анатомии Королевского колледжа Дэвид Уотерстон также считал, что челюсть не является частью черепа, и говорил, что соединять их равносильно попытке приладить стопу шимпанзе к ноге человека. Если Уотерстон был точен, значит, череп, показавшийся ему очень похожим на череп современного человека, пришедшего к нам, вполне возможно, из эпохи раннего плейстоцена.
Итак, с самого начала некоторых экспертов насторожила очевидная несовместимость человекоподобного черепа и обезьяноподобной челюсти пилтдаунского человека. Специалист по физи-

49

ологии мозга сэр Грэфтон Элиот Смит попытался развеять эти сомнения. Изучив характеристики мозговой полости пилтдаунс-кого черепа, он написал: «Мы должны рассматривать это как наиболее примитивный и обезьяноподобный человеческий мозг из когда-либо описанных; более того, вполне вероятно, что он мог принадлежать существу с обезьяноподобной челюстью». Между тем современные ученые со всей определенностью полагают, что пилтдаунский череп — это подложенный обманщиком череп умершего относительно недавно homo sapiens sapiens. Если мы примем это за правду, то значит, Смит, знаменитый специалист в своей области, наблюдал признаки обезьяны там, где их на самом деле не было.
Оставалась надежда, что будущие открытия прояснят точный статус пилтдаунского человека. Клыки, которые более выражены у обезьян, чем у людей, в пилтдаунской челюсти отсутствовали. Но Вудворд полагал, что со временем клык пилтдаунского человека все же удастся обнаружить, и даже сделал его модель.
29 августа 1913 года Тейяр де Шарден в самом деле отыскал клык в отвалах гравия. Это произошло в пилтдаунском карьере, рядом с тем местом, где была откопана челюсть. Кончик клыка был стертый и плоский, как у человека. Были также обнаружены некоторые кости носа.
К тому времени Пилтдаун уже превратился в туристскую мекку. Прибывавшим ученым позволяли присутствовать при раскопках, которые не прекращались ни на один день. Мотоповозки привозили членов различных обществ естественной истории. Доусон даже устроил в Пилтдауне пикник для членов Лондонского геологического общества. И вскоре он стал знаменитостью. Действительно, научное название, данное пилтдаунскому гоминиду, звучало как eoanthropus dawsoni, то есть «человек зари Доусона».

50

51

Но ему не было суждено долго купаться в лучах славы: Чарлз Доусон умер в 1916 году.
Сомнения по поводу принадлежности челюсти и черепа одному и тому же существу продолжали существовать. Однако они несколько ослабли, когда в 1915 году Вудворд сообщил о находке новых ископаемых останков примерно в двух с половиной километрах от того места, где были сделаны первые. Были обнаружены еще два фрагмента челюсти человека и похожий на человеческий коренной зуб. На основании этих находок в Пилтдауне II многие ученые сделали вывод, что первоначально найденные череп и челюсть принадлежат одному и тому же существу!
Но по мере того как росло число найденных человеческих костей, пилтдаунские ископаемые останки с типом черепа, присущим homo sapiens, вносили все большую неопределенность и все хуже вписывались в родословную линию эволюции человека. Сначала в Чжоукоудяне ученые откопали примитивную на вид челюсть, которая напоминала челюсть пилтдаунского человека. Но череп пекинского человека, впервые найденный в 1929 году, обладал низким лбом и выраженными надбровными дугами яванского pithecanthropus erectus, классифицируемого ныне, вместе с пекинским человеком, как homo erectus. В то же десятилетие Раймонд Дарт обнаружил в Африке первые фрагменты австралопитека. Далее последовали новые находки. И австралопитек, и пекинский, и яванский человек отличались низким лбом и выраженными надбровными дугами. Однако большинство британских антропологов сочли австралопитека обезьяноподобным существом, которое никоим образом не могло быть прародителем современного человека.
После окончания Второй мировой войны новые находки Роберта Брума в Африке заставили англичан изменить свою точку зрения, признав в австралопитеке предка homo sapiens. Но что было делать с Пилтдаунским человеком, который считался таким же древним, как и австралопитек, ископаемые остатки которого к тому времени были обнаружены?

Из картотеки неведомого:
Древнее изображение Микки Мауса?

Как гром среди ясного неба прозвучали недавние сообщения всех крупных информационных агентств о том, что в церквушке австрийской деревни Мальта, расположенной на юге страны, в провинции Каринтия, во время реставрационных работ на одной из стен была найдена фреска начала XIV века. На ней святой Кристофер, покровитель путешественников и странников, стоит в реке в окружении зверей. Один из зверьков, полуметровый грызун с огромными круглыми ушами и вздернутым носом-кнопкой, как две капли воды похож на... диснеевского Микки-Мауса. До этого считалось, что любимца детей нарисовал в 1928 году Уолт Дисней.
Жители деревни Мальта считают, что их мышонок на 700 лет старше диснеевского и авторские права должны перейти к
жителям австрийской деревеньки.

52

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В районе карнака есть две лунные обсерватории
Традиционные пастушеские жилища на сардинии пиннетты очень напоминают нураги в миниатюре
При этом выводы исследователей эстонских камней во многом могут быть перенесены на аналогичные древности россии
Противники гипотезы существо вания доисторического человека обезьяны происхождении

сайт копирайтеров Евгений