Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Союз готских королей с галло- и испано-римскими магнатами нашел свое выражение в том, что в законах Вестготского государства получили признание права собственности римских посессоров на поместья, сервов и колонов 9 , а также в том, что было установлено гражданское равенство местных жителей и германцев. В Тулузском, позднее в Толедском королевстве вестготов отсутствовала дифференциация в вергельдах и штрафах — вообще в уголовном праве по отношению к лицам <145> местного и германского происхождения, столь характерная для Франкского государства 10 .

Важным этапом в сближении местной знати с готскими королями явилось издание в 506 г . Аларихом II (при тесном участии галло-римских и испано-римских магнатов, а также духовенства — abhibitis sacerdotibus ас nobilibus viris) 11 — свода законов для местного населения — Бревиария Алариха. Новый кодекс подтвердил полноту власти этих посессоров над их сервами, либертинами 12 и колонами 13 ; он сохранил правовые нормы, содействовавшие закрепощению свободных поселенцев 14 . За посессорами закреплялись дарения, полученные от фиска 15 . Сенаторская знать сохранила свое особое положение в процессуальном кодексе, характерное для позднеримского права 16 .

Несмотря на включение в Lex Romana Visigothorum закона 370 г ., запрещавшего брачные союзы между римлянами и варварами 17 , они все же не были редкостью, особенно в среде знати 18 . В начале VI в. такого рода браки были полностью узаконены 19 .

Представители местной аристократии уже в V в. занимали видные посты в гражданской и военной <146> администрации Вестготского государства 20 . Все остальные галло- и испано-римляне стали нести военную службу в начале VI в., а может быть и раньше. В Бревиарии Алариха удерживались римские установления относительно peculium castrense 21 , запрещение возлагать на военных (militantes) обязанности прокураторов и ведение судебных дел 22 ; сохранили также силу конституции, предоставлявшие военным некоторые привилегии 23 . О том, что галло- и испано-римляне несли в это время военную службу, свидетельствуют и нарративные источники 24 .

В общем, если не считать налоговых привилегий готов 25 , то, с точки зрения официального права, галло-римская и испано-римская знать не отличалась по своему положению от готской. Судя по сообщениям источников, местные магнаты с помощью своих вооружённых рабов и букцелляриев совершали насилия над окрестным населением 26 , а в иных случаях оказывали сопротивление и королям 27 . Действовавшие же на местах суды, как и в римские времена, находились в тесной зависимости от магнатов 28 ; последние играли определяющую роль и в городском управлении.

Таким образом, хотя вторжение варваров и установление господства вестготских королей нанесли <147> материальный ущерб крупным землевладельцам Южной Галлии и Испании и умалили в известной мере их политическое значение в государстве, они смогли все же удерживать свои основные экономические позиции и власть над зависимыми земледельцами 29 . Это обеспечило галло-римской и испано-римской аристократии возможность в дальнейшем вместе с готской знатью войти в состав формировавшегося класса феодальных крупных землевладельцев. Сохранение, по крайней мере частичное, римских крупных землевладельцев после варварского завоевания и включение их в новый господствующий класс, складывавшийся в период раннефеодального общества, характерны и для Франкского государства 30 . Но в Вестготском королевстве, судя по приведенным выше данным, роль римских магнатов в этом процессе была особенно велика.

Сложнее оказались взаимоотношения вестготских королей и католической церкви. В период готского завоевания Южной Галлии и Испании местные епископы выступали наиболее активной силой сопротивления. Некоторые, в том числе Сидоний Аполлинарий, за свою деятельность, враждебную готам, были сосланы Эйрихом. В ряде случаев готский король оставлял незамещенными епископские вакансии 31 . Точно так же и в конце V — начале VI в. во время столкновения между Франкским государством и Тулузским королевством часть католических епископов оказалась на стороне франков 32 . Трения между королевской властью и католической церковью происходили и в VI в. Источники упоминают о преследовании отдельных епископов Леовигильдом, захватывавшим иногда даже католические церкви 33 . <148>

По мнению К. Фойгта, такого рода столкновения между готской королевской властью и католическим епископатом объясняется тем, что последний был тесно связан с Римской империей 34 . В действительности, однако, причины конфликтов лежат глубже. Для церкви готское завоевание означало не только потерю части владений, но и утрату былых преимуществ государственной церкви. Вестготские же короли, сохраняя в качестве государственной религии арианство, имели возможность удерживать в своих руках земли, отнятые у католической церкви, и использовать их для раздач своим дружинникам и арианскому духовенству.

Вместе с тем католическая церковь, монастыри и епископы, несмотря на уступку части своих владений германцам, сохранили положение крупных посессоров. В актах соборов начала VI в. эта церковь выступает как прочная экономическая организация: она свободно, в соответствии с каноническими правилами, распоряжается своим имуществом, устанавливает нормы обращения с сервами и либертинами 35 , регулирует порядок эксплуатации своих земель, отдаваемых в прекарное пользование 36 , ведет ожесточенную борьбу из-за доходов против светских магнатов — владельцев частных церквей 37 . Духовенство обладало известной юрисдикцией не только над клириками, но и прочим местным населением 38 . Короли, по-видимому, проявляли терпимость в отношении к католической церкви до тех пор, пока ее представители не выступали против государства 39 . Местные епископы и при арианских королях имели возможность созывать церковные соборы. Эти епископы играли важную роль в городском управлении. Католическое духовенство было привлечено в 506 г . и к составлению кодекса законов для местного населения 40 . Бревиарий Алариха сохранил прежнее положение об освобождении клириков от несения государственных <149> повинностей 41 . В то же время сюда не был включен римский закон, запрещавший принимать в клир богатых плебеев 42 . Отказ от такого установления создавал благоприятные условия для роста церковного имущества.

Усиление влияния католической церкви и постепенное ее сближение с королевской властью в VI в. видны из таких фактов, как принятие некоторыми готскими магнатами католичества, появление католических епископов-готов 43 , предоставление в дар католическому монастырю имущества арианским королем Леовигильдом 44 . Заключительным этапом этого сближения явился переход Рекареда в 589 г . в католичество, которое сразу же стало государственной религией. Это событие следует рассматривать не просто как победу одной церковной организации над другой, но и как показатель серьезного экономического значения испано-римского землевладения, на которое опиралась католическая церковь.

В Вестготском государстве существовал и слой средних землевладельцев местного происхождения. Куриалы выступают владельцами имений, сервов 45 . Включение в курии по-прежнему связано с имущественным цензом 46 . Размеры его в сохранившихся законах не обозначены, однако видно, что куриалы отличаются от плебса своей зажиточностью 47 .

В рамках Вестготского государства продолжается разложение куриального строя, начавшееся в период Поздней империи. Тем не менее куриалы в VI в. еще представляли собой слой средних (и отчасти мелких) земельных собственников, значение которого не следует недооценивать 48 . <150>

На основании всего сказанного выше о землевладении местных магнатов, католической церкви и куриалов можно заключить, что крупная и средняя земельная собственность римского типа уцелела в Вестготском государстве в значительных размерах.

Наряду с землевладением, унаследованным от эпохи Римской империи, в Тулузском, а затем в Толедском государстве стало складываться крупное землевладение в готской среде. В качестве землевладельцев выступали в первую очередь представители знати, дружинники, короли и арианская церковь. Сведений о формировании готской знати имеется очень мало. Во фрагментах кодекса Эйриха эта знать не упоминается. К VI в. она, по-видимому, уже полностью сливается со служилой. Почва для превращения служилых людей в земельных магнатов создавалась еще в период поселения готов в Аквитании и Испании. При разделе земель с местным населением короли могли предоставлять некоторым лицам, в первую очередь дружинникам, большие владения, чем прочим 49 . Знать и позднее, в VI—VII вв., получала дарения из доменов фиска 50 . Имуществом, полученным от короля, готы обычно могли распоряжаться, как своим аллодом, т. е. свободно, хотя в ряде случаев такого рода пожалования (особенно в поздний период) были, по-видимому, условными 51 . Концентрация поместий в руках готской знати происходила также путем покупки земли и в результате прямого насилия над мелкими земельными собственниками (как местного, так и готского происхождения) 52 .

Королевские должностные лица обогащались также, взимая незаконные поборы и принуждая население <151> выполнить повинности в свою пользу 53 . Готские землевладельцы, именуемые в источниках знатными, могущественными людьми, магнатами (nobiles, potentes, maiores personae), характеризуются здесь как владельцы вилл и селений 54 . В их вотчинах используется труд сервов 55 , а иногда и наемных работников 56 . Часть земель передавалась во владение прекаристам и поселенцам, которые должны были выплачивать оброк 57 . В имениях готов-вотчинников жили также дружинники; за свою службу они получали земельные пожалования 58 .

В экономической зависимости от таких вотчинников оказывались обедневшие крестьяне, прежние мелкие собственники. Об этом можно судить по упоминаниям Вестготской правды о задолженности крестьян, о получении с них десятин за выпас скота в чужом лесу, а также о взимании с неимущих земледельцев платы за пользование скотом, в том числе лошадьми, необходимыми для выполнения повинностей 59 .

Рост крупного землевладения и возвышение вотчинников над общинниками-крестьянами находит свое отражение в дифференциации гражданских прав различных слоев свободных готов.

Как отмечалось выше, Вестготская правда, устанавливает за одни и те же преступления различные наказания для знати и для свободных inferiores. Ограничиваются браки между лицами, принадлежащими к <152> различным разрядам свободных 60 . Можно предположить, что в разряд, противопоставляемый «низшим», т. е. в состав honestiores и maiores, входили не только крупные землевладельцы, но и мелкие вотчинники. По-видимому, как раз ими являются те maiores и honestiores готских законов, которые непосредственно участвуют в хозяйственной жизни деревни, вступая даже в прямые столкновения с другими деревенскими жителями 61 , ведут борьбу с церковью 62 и друг с другом из-за рабочей силы 63 , применяют ради повышения своих доходов различные осуждаемые законами способы эксплуатации рабов 64 .

В источниках не содержатся данные о хозяйственной деятельности арианской церкви. Фрагменты кодекса Эйриха и Вестготская правда позволяют лишь сделать на этот счет выводы самого общего характера. Землевладение этой церкви сложилось, по-видимому, еще в V в., в период поселения готов в Южной Галлии и Испании. В дальнейшем оно росло на основе королевских пожалований и дарений готских посессоров 65 . Церковь обладала также известными правами наследования имущества клириков и монархов 66 . Часть своих земель она, подобно католической церкви, предоставляла в держание клирикам и мирянам на условии их коммендации и <153> несения соответствующей службы 67 . Большую роль в церковном хозяйстве играл также труд сервов. В увеличении числа этих сервов арианская церковь проявляет сугубую заинтересованность 68 . Арианские епископы обычно вели собственное хозяйство и, стремясь к его расширению, нередко достигали своей цели, присваивая имущество тех церквей, которыми они управляли. Ряд законов V — VI вв. направлен на охрану церковного имущества от посягательств епископов и их наследников 69 .

Арианские епископы занимают влиятельное положение. Законодательство предоставляет им некоторые судебно-административные полномочия в отношении всего готского населения 70 , и в общей системе должностной иерархии епископам принадлежит одно из первых мест 71 . Имеются основания думать, что в V—VI вв. арианская церковь и ее епископы так же, как и светская готская знать, концентрировали в своих руках значительную часть земельной собственности.

Крупным землевладельцем была также готская корона. В позднеримский период в Южной Галлии и Испании (особенно в Бэтике и в центре страны) имелось немало императорских доменов 72 . После создания Вестготского государства они перешли к готским королям и служили фондом для дарений дружинникам, знати (как готского, так и римского происхождения) 73 , церкви. В дальнейшем, после завоевания всего Пиренейского полуострова, этот фонд пополнялся за счет <154> конфискаций земель и имущества мятежных светских и церковных магнатов 74 .

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Корсунский А. Готская Испания античной истории 6 покровительством
Позднее папа лев i в письме к испанскому епископу турибию отмечал
Корсунский А. Готская Испания античной истории 3 государственное
Под силу заставить знатного человека отказаться от незаконного брака напоминают королевства
Духовных магнатов

сайт копирайтеров Евгений