Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Тенденция предоставлять сервам и либертинам ведение самостоятельного хозяйства, наметившаяся еще в последние столетия римской эпохи, очевидно, также была усилена германцами. Наконец, государство, созданное вестготами, в немалой степени содействовало формированию новых социальных отношений.

Рабы и вольноотпущенники и в других варварских германских королевствах были источником складывавшегося класса крепостных крестьян. Но Вестготское государство отличалось тем, что германцы в нем быстро романизировались, римские порядки тут оказались очень устойчивыми, процесс разорения свободного крестьянства был весьма интенсивным и деградация свободных низшего разряда и их закабаление происходили в широких размерах. В результате сервы и либертины сыграли в формировании нового производительного класса в готской Испании видимо более значительную роль, чем в тех западноевропейских странах, историческое развитие которых являет собой «классический» вариант генезиса феодализма.

Разумеется, большое значение рабства в общественной структуре Вестготского государства не может рассматриваться как свидетельство сохранения здесь в VI—VII вв. рабовладельческого строя. Рабство в готской Испании постепенно становилось формой, прикрывавшей иные социальные отношения, характерные уже не для рабовладельческого, а для возникающего феодального общества.

Колоны

Для изучения истории формирования зависимого крестьянства в Испании существенным является решение вопроса о судьбах колонов.

Как известно, колоны в Поздней Римской империи стали важнейшим слоем земледельческого населения. Они лишились ряда прав свободных граждан и были прикреплены к государственному тяглу. В некоторых отношениях колоны приравнивались официальным правом <134> к сервам, хотя и не смешивались с ними полностью 211 .

Колоны сохранились в Южной Галлии и в Испании и после образования здесь Вестготского королевства. Характерно, однако, что ни законы Эйриха, ни Вестготская правда о них не упоминают. Некоторые историки объясняли это молчание тем обстоятельством, что колоны слились с сервами и вместе с ними превратились в единую массу несвободных земледельцев 212 . Против подобной точки зрения выступил в свое время еще Ф. Дан 213 . По мнению М. Торреса, статус испанских колонов в VI—VII вв., напротив, повысился. Они были приравнены к свободным поселенцам — accolae, коммендировавшимся под патроцинии посессорам.

Обратимся непосредственно к материалу источников о положении колонов в готской Испании.

Основные данные на этот счет содержатся в Бревиарии Алариха. Некоторые отрывочные известия имеются во Fragmenta Gaudenziana, протоколах Толедских соборов, формулах, в «Этимологиях» Исидора Севильского. Кое-какие сведения о земледельцах сходного с колонами статуса можно найти в Вестготской правде 214 . Во Fragmenta Gaudenziana колоны обозначаются словом tributarii 215 . Согласно источникам, колоны в VI в. сохраняют основные черты своих позднеримских предшественников. Они обрабатывают земли посессоров, внося им оброки и десятины 216 . За колонов выплачивается подушная подать. <135>

О натуральных повинностях колонов в источниках не говорится. Землей, которую колоны обрабатывали, они по-прежнему не владели в качестве собственников. Им не разрешалось отчуждать ни ее, ни какое-либо другое имущество без ведома своих господ 217 . Пекулий колона считался собственностью его господина 218 .

Как и прежде, колоны лишены были свободы передвижения. Попытки бегства карались обращением в рабство 219 .

Сохранены были также законы, устанавливавшие кары для тех, кто подстрекал колонов к бегству и укрывал их у себя 220 . Разыскивать беглых колонов можно было в течение 30 лет (женщин до 20 лет) 221 .

Состояние колона было наследственным. Беглых колонов возвращали вместе с их детьми 222 . Потомство трибутариев, принадлежавших различным господам, делилось между последними 223 .

Неизвестно, насколько прочно было обеспечено колонам владение их землей. Ведь не случайно в Бревиарий Алариха не был включен закон кодекса Феодосия, запрещавший продавать имение без находившихся в нем колонов 224 . В то же время было сохранено установление, согласно которому собственник двух имений может по своему усмотрению переводить колонов из одного имения в другое 225 .

Колоны не могли становиться клириками или монахами 226 . Они лишены были права заключать хозяйственные сделки; тот, кто давал что-либо в долг колону, без ведома его господина, не мог потом требовать возврата долга от господина (так же, как если бы речь <136> шла о ссуде серву) 227 . Колонов противопоставляют свободным 228 и сопоставляют с сервами 229 .

Их иногда подвергали пыткам подобно сервам 230 . Ни тех, ни других нельзя было назначать даже на низшие должности в городских общинах 231 . Брак и рабов, и колонов не признавался подлинным matrimonium, а лишь сожительством (contubernium) 232 . Иногда источники именуют колонов mancipia colonaria 233 .

Таким образом, согласно Lex Romana Visigothorum и Fragmenta Gaudenziana, юридический статус колонов действительно весьма был близок к статусу сервов 234 . Эта близость характерна, однако, только для начала VI в. и притом свойственна почти исключительно галло- и испано-римской среде. Рассматривая те отрывочные данные о колонах, которые относятся к более позднему периоду, мы сталкиваемся с несколько иным положением.

Термин «колон» встречается в некоторых вестготских памятниках VI—VII вв.

Так, II церковный собор в Гиспалисе ( 619 г .) сослался на «светский закон», по которому колоны должны оставаться там, где они находятся 235 . Текст одной из <137> вестготских формул гласит, что земледелец, получая держание, обязуется выплачивать ежегодно десятину, как это в обычае у колонов (ut colonis est consuetudo) 236 . В «Этимологиях» Исидора колоны трактуются как свободные поселенцы, обрабатывающие взятые ими в держание чужие земли: обязанные своим положением земле, на которой родились, они ради ее возделывания находятся под властью господ 237 .

Наконец, закон Хиндасвинта, определяющий повинности куриалов, упоминает о плебеях, которым запрещается отчуждать их участки. Если куриалы и privati могли продавать свои земли лицам равного с ними положения, то плебеи вовсе лишены были права отчуждать и земли, и дома, и рабов 238 .

3начение термина «плебеи» здесь не совсем ясно. По мнению большинства исследователей, это — колоны 239 . Такое предположение вполне вероятно. Правда, не исключено и другое толкование: под «плебеями» здесь могли подразумеваться и свободные крестьяне городских округов, на которых, как на куриалах и privati, лежала обязанность нести известные повинности в пользу государства.

Во всяком случае, колоны, о которых идет речь в упомянутых текстах, были в VII в. по-прежнему лишены свободы перехода, выплачивали десятины и другие оброки земельным собственникам, не могли отчуждать свои участки и рабов.

Поскольку колоны, несомненно, принадлежали к inferiores, на них распространялись правовые ограничения, которым подвергался этот слой населения (телесные наказания, пытки и пр.). <138>

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Предоставляемой ближайшим наследникам
Особый слой fideles образовывали гардинги дружинников верности
Зависимость подавляющего большинства либертинов от своих патронов была столь тесной
Вопрос о существовании бенефициальной системы в испании раннего средневековья является спорным собственности дружинников
Реккесвинт церковь san juan de bano

сайт копирайтеров Евгений