Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

При основании церквей и монастырей их наделяли землями и сервами 38 .

Обычно церковь использовала своих рабов, предоставляя им земельные участки и взимая с них оброк. Такие сервы жили в своих домах, имели семьи 39 . Среди церковных рабов встречаются ремесленники 40 . Некоторые сервы замещали низшие церковные должности 41 . При этом рабов, ставших клириками, предписывалось освобождать, но они оставались в полной зависимости от своих духовных наставников. Последние могли признать таких клириков недостойными их сана и вернуть в прежнее состояние 42 . Некоторым сервам все же иногда, удавалось достигнуть высоких ступеней церковной иерархии 43 .

Соборами было издано много постановлений, ограждавших церковь от потери сервов. Строго ограничивалось право епископов освобождать церковных рабов. <106> Они не могли отпускать их на свободу в любом числе. Общая стоимость всех освобождаемых не должна была превышать стоимость имущества, оставляемого епископом церкви 44 . Поскольку установить, сколько именно он оставил ей из своего личного состояния, можно было лишь после смерти епископа, то, согласно предписаниям IX Толедского собора, освобождение считалось действительным не со дня отпуска серва на свободу, а со дня смерти того, кто его освобождал 45 . Не разрешалось епископам и продавать церковных рабов. Исключение допускалось лишь в отношении тех, кто был известен своей склонностью к побегам 46 .

Церковь не без корыстных целей добивалась, чтобы королевские чиновники не отягощали принадлежавших ей рабов государственными повинностями 47 . Однако полностью избавить несвободное население своих поместий от государственных повинностей церковь, по-видимому, не смогла 48 .

Рабы-ремесленники являлись непременной принадлежностью светских и церковных поместий, а также доменов фиска 49 . Тут были кузнецы, сапожники, плотники 50 . Рабыни изготовляли одежду для несвободного населения поместий 51 . Известно, что рабы-ремесленники, жившие в церковных имениях, платили десятину продуктами своего мастерства 52 .

Рабы составляли не только значительную часть сельского населения. Их было немало и в приходивших в упадок, но еще довольно многочисленных в Толедском королевстве городах. Сервами располагали земледельцы <107> городской округи 53 . Имели рабов и купцы, местные и иноземные 54 . Рабы, несомненно, использовались в эргастулах городских ремесленников. Рабов сдавали в аренду 55 . Они служили предметом не только внутренней, но и внешней торговли 56 .

Интенсивное развитие рабства в Вестготском государстве связано с разорением свободного крестьянства и падением его социального веса. Высокие судебные штрафы, широкое обращение в рабство, как мера наказания, рост задолженности — превратили в сервов значительную часть низшего слоя свободных.

В законах Леовигильда имеются указания на ряд конкретных случаев, когда неуплата судебного штрафа или возмещения за ущерб влекли за собой обращение в рабство. Такой участи подвергались, например, уличенный в вооруженном ограблении, если он не мог возместить ущерб в одиннадцатикратном размере 57 ; доносчик, который не сумел подтвердить обоснованность своего доноса и оказался потом не в состоянии уплатить возмещение оклеветанному 58 ; насильник, пытавшийся продать свободного в рабство и не сумевший уплатить штраф в 100 солидов 59 ; тот, кто продал в рабство ребенка свободных родителей, а потом вернул им его, но не нашел средств для уплаты штрафа в 150 солидов 60 ; человек, который подкинул кому-нибудь своего ребенка и не смог выкупить его из рабства (предполагается, что воспитавшие подкидыша сделали последнего рабом) 61 .

Судебные штрафы и вергельды были весьма высокими. Вергельд за убийство взрослого человека, например, составлял 300 солидов, компенсация за ранение — 20 солидов; между тем многие свободные, как отмечают законы, нередко не могли уплатить штраф в 5—10 солидов 62 . <108>

Расставаться со свободой приходилось и должнику, оказавшемуся не в состоянии уплатить свой долг 63 . Нередко суд применял порабощение и в качестве самостоятельной меры наказания. Обращением в рабство карались такие преступления, как похищение свободной женщины и насилие 64 , кража детей свободных и продажа их в рабство 65 , сожительство свободной женщины с рабом 66 , проституция, аборт 67 , оскорбление либертином своего бывшего хозяина 68 . Рабами становились также люди, приговоренные судом к смертной казни, но нашедшие убежище у алтаря 69 . Церковь, в свою очередь, установила обращение в рабство в качестве кары за различные правонарушения 70 .

Особое пристрастие к обращению в рабство в качестве способа наказания отличает вестготское законодательство и от римских законов, и от права франкского королевства. Римскому праву было известно обращение в рабство как карательная мера, но применялась она в очень редких случаях, к тому же условно. Несостоятельного должника, например, нельзя было продавать в рабство. Так называемый addictus оставался у кредитора лишь до отработки долга   71 .

Показательно сравнение наказаний за одни и те же преступления по римскому праву и по готским законам. Похищение и продажа детей, обвинение либертином <109> своего патрона на суде, обращение к прорицателям и гадальщикам, обрезывание золотых монет караются законами, кодифицирующими римское право, т. е. Бревиарием Алариха II (в соответствии с кодексом Феодосия) — смертной казнью; Вестготской правдой — обращением в рабство 72 .

Во Франкском государстве порабощение применялось вообще не как самостоятельная мера наказания, а лишь при выдаче несостоятельного должника кредитору, при выдаче преступника родственникам пострадавшего (на предмет отмщения) и т. д. 73 . Помимо лишения свободы, происходившего законным порядком, обычным явлением в Вестготской Испании было насильственное обращение в рабство свободных людей. Произвол и насилия были и в эпоху Поздней империи, но в VI—VII вв., в связи с ослаблением государственной власти, ростом своеволия магнатов и падением дисциплины среди королевских должностных лиц, неприкосновенность личности свободного человека сделалась еще более иллюзорной, чем в предшествующую эпоху. Свободных людей силой заставляли признавать себя рабами, похищали взрослых и детей, продавали их в рабство 74 . К насилиям прибегали как магнаты, так и те, кто призван был предупреждать произвол, т. е. графы, судьи и пр. 75 .

Существовало также и добровольное обращение в рабство. Разорение, голод и нищета служили для многих людей побудительными мотивами отказа от свободы 76 . Правда, продажа в рабство самих себя или собственных детей считалась для свободных людей недопустимым поступком. Вестготская правда запрещала родителям продавать, дарить или давать в залог своих детей 77 . «Тот, кто купит ребенка свободного, — гласил закон, — теряет свои деньги» 78 . Тем не менее добровольная отдача в рабство расширялась, и в VII в. для <110> нее применялась уже специальная формула 79 . Дети свободных и рабов, согласно готским законам, в любом случае становились рабами, между тем как римские законы предоставляли потомству свободных женщин и рабов свободу 8 0 . Важным источником пополнения рабов в готской Испании была война 81 . Вестготская правда считает военные походы способом захвата добычи, существенную часть которой составляли рабы. Еще в VII в. воины имели право на получение своей доли из военной добычи, в том числе и пленных, которых сразу же обращали в рабство 82 . Источником рабства являлось также естественное воспроизводство, чему способствовало укрепление рабской семьи. Сервы, родившиеся в доме хозяина, как и в римские времена, именовались vernae 83 .

Данные об источниках рабства и его роли в хозяйстве готских и испано-римских землевладельцев позволяют заключить, что сервы составляли весьма значительную социальную группу в Вестготском государстве.

* *

*

О выдающейся роли вновь сложившейся категории несвободных людей, за которыми сохраняется название servi, в жизни готской Испании свидетельствует законодательство. Вестготская правда уделяет рабам не меньше внимания, чем в свое время римское законодательство. Десятки законов посвящены регулированию отношений между господами и их рабами, уточнению социального статуса последних. В готском кодексе делам об освобождении, похищении, бегства сервов отведены целые главы. Немалое место уделяется здесь охране прав собственности на рабов. Задержавшему беглого раба выплачивалось вознаграждение 84 . Суровые кары <111> назначаются тем лицам, которые виновны в краже или подстрекательстве рабов к бегству, в укрывательстве беглых или в оказании им какой-либо помощи 85 . Принимать меры к поимке таковых вменяется в обязанность не только государственным чиновникам, но даже епископам и священникам 86 . Вестготская правда содержит обстоятельную регламентацию штрафов и возмещений за убийство чужого раба или нанесение ему ранений 87 . Ряд законов формулирует условия доказательства человеком, находившимся в рабстве, того, что он незаконно лишен свободы 88 .

Рабам посвящено около пятой части кодекса Леовигильда: 62 закона из 324 (кроме того, еще шесть законов касаются либертинов). Столь же велика доля дел о сервах и в вестготских формулах. Из 46 формул 6 трактуют условия освобождения рабов, одна — продажи серва, одна — отдачи раба в залог, одна — поручения о розыске раба, одна — продажи свободного в рабство. Никакому другому разряду земледельческого населения церковные соборы не уделяли так много внимания, как рабам и вольноотпущенникам. Для официального права Вестготского государства основной социальной градацией оставалось деление на свободных и рабов, хотя уже с VI в. появляется дифференциация и среди свободных 89 .

Большой удельный вес рабства в экономике готской Испании, разумеется, нельзя считать свидетельством сохранения здесь античного способа производства. После краха Римской империи за трехвековой период истории Вестготского королевства рабство претерпело качественные изменения. Если сервы и либертины занимают столь большое место в готских законах — это и показатель <112> эволюции самого института рабства. Наиболее важное значение в этом смысле имело повышение хозяйственной самостоятельности рабов. Наметившаяся в эпоху Поздней империи тенденция эксплуатировать сервов путем наделения землей и взимания оброка еще более усилилась в готской Испании.

Выше уже приводились некоторые данные, характеризующие рост экономической самостоятельности рабов, в первую очередь — церкви и фиска. В источниках, относящихся к VII в., количество подобного рода сведений увеличивается. Законы этого времени заставляют предполагать, что не только фискальные и церковные рабы, но и сервы светских землевладельцев обладали землями, постройками, рабочим скотом 90 . Рабы живут в своих домах, с собственными семьями 91 .

Еще в VI в. было признано, что сервы могут получать наследство от своих родственников — либертинов 92 . Теперь сервам предоставляются более широкие возможности распоряжаться имуществом.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Корсунский А. Готская Испания античной истории 6 следовательно
Все это признаки начинавшейся феодализации испанской церкви в vivii вв
Последняя признает римский принцип давности владения в течение 30 лет
Античная латифундия пережила вестготское государство

сайт копирайтеров Евгений