Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Впрочем, о хозяйственной структуре поместий в готской Испании нам приходится судить лишь на основании весьма скудных показаний источников. Обычно поместье обозначается словом fundus. Согласно нормам римского права, fundus — это топографически и в хозяйственном отношении замкнутая территориальная единица, охватывающая определенный комплекс домениальных земель, господский двор, хозяйственные постройки, держания сервов и колонов. В таком смысле этот термин употребляется как Бревиарием Алариха 115 , так и готскими законами 116 . <163>

В последних fundus — не обязательно большое имение, но иногда — владение свободного гота-крестьянина, которое коренным образом отличалось от виллы крупного землевладельца 117 .

Поместье обозначается в вестготских источниках также терминами villa 118 , possessio 119 , praedium 120 . Крупное поместье нередко совпадает с селением (locus) и представляет собой комплекс пахотных полей, виноградников, садов, лесов, лугов, вод, культивируемых земель, пустошей и хозяйственных сооружений. В опись имущества обычно включаются и сервы 121 .

Земля здесь делилась обычно на две части — господскую, раздаваемую во владение свободным и несвободным мелким земледельцам. О существовании домена можно судить по косвенным указаниям источников. Из них видно, в частности, что рабы в имениях магнатов использовались для выполнения сельскохозяйственных работ под непосредственным руководством землевладельца или его вилика. Когда в готских законах говорится о каком-нибудь проступке раба, о поломке им чужой изгороди, захвате чьего-либо скота, нарушении межевого знака, то всегда различается: был ли совершен проступок рабом по приказанию господина или же по своей инициативе 122 . Законы подобного характера исходят из представления о тесной связи сервов с собственным хозяйством посессоров. Рабы пашут господские поля, обрабатывают виноградники хозяев, пасут их скот. Вилики рассматриваются как должностные лица <164> господина: они «правят» сервами 123 . В одной из вестготских формул сохраняется еще деление рабов на mancipia rustici et urbani, типичное для римского сальтуса 124 .

Число таких рабов в крупных поместьях нередко было весьма значительным, о чем свидетельствует, в частности, упоминание Х Толедского собора о дарении неким епископом свыше 500 рабов церковным либертинам 125 .

Некоторое представление о крупном имении в готской Испании позволяют составить археологические памятники. Особенно ценными следует считать результаты раскопок виллы близ Бадахоса (на границе Бэтики и Лузитании), охарактеризованные испанским археологом Серра Рафольсом.

В центре виллы находился господский дом, к которому примыкали помещения для сервов и хозяйственные постройки 126 . В вилле имелась часовня. Характер сооружений и их расположение свидетельствуют, что это была не деревня, а именно крупная вилла 127 . С подобными виллами мы встречаемся и в вестготских формулах, где описывается состав имения 128 .

Римская вилла « La Cocosa » просуществовала без особых изменений в своей структуре от эпохи империи вплоть до арабского завоевания 129 . Следует иметь в виду, что область, в которой находилась указанная вилла, не принадлежала районам массового расселения вестготов и свевов. Наличие же сельских сервов в этой вилле само по себе не может служить показателем неизменности ее характера с римских времен, хотя широкое применение рабского труда в вестготском крупном поместье не вызывает сомнения.

Часть имения раздавалась парцеллами в держание сервам, либертинам, колонам, прекаристам и букцелляриям. <165> Подобная структура церковной вотчины характерна, судя по некоторым картуляриям, для Астурии и послеготского периода 130 . Вестготские формулы показывают, что к крупному поместью VII в., как и к позднеримскому fundus, относились adiunctiones, которые могли охватывать и остатки римского ager compascuus, и германской альменды, поглощенной вотчиной 131 . Этот процесс включения общинных земель в крупное владение продолжался здесь еще в IX в. 132 .

Говоря об обязанностях держателей крупных вотчин, источники обычно ограничиваются упоминанием оброка 133 .

Из-за отсутствия данных трудно установить отличия в положении разных слоев зависимых земледельцев. На основании некоторых косвенных указаний источников мы можем высказать по этому поводу лишь соображения самого общего характера. Рабы платили специфический сервильный оброк — tributum servile 134 и несли повинности — opus seruile 135 . Это была барщина, включавшая, очевидно, все полевые работы — пахоту, обработку виноградников, косьбу и пр. В крупных вотчинах, вероятно, применялось уже обычное для послеготской Астурии закрепление за участками тех или иных держателей каких-либо особых видов повинностей и работ 136 . <166> Рабский надел 137 был, вероятно, меньше, чем у свободного колона или у либертина 138 . В постановлении Агдского собора предписывается при освобождении предоставлять церковным сервам небольшой участок пахотной земли, виноградник и 20 солидов деньгами 139 . Этой суммы, очевидно, было достаточно для приобретения упряжки быков и минимально необходимого инвентаря 140 . (После смерти епископа, освободившего рабов, все, что им было дано сверх установленной нормы (определяемой, по-видимому, обычаем), отбиралось и возвращалось церкви 141 .

Обязанности либертинов иногда фиксировались в освободительных грамотах 142 . Судя по актам соборов, обязанность церковных либертинов подчиняться патрону открывала широкий простор для того, чтобы возлагать на них всевозможные повинности и взимать различные платежи. Либертины входили вместе с сервами в состав familia ecclesia; упоминания источников об использовании людей церкви для работ в хозяйстве епископов и священников относятся не только к сервам, но и к либертинам 143 . <167>

Обязанности свободных колонов и прекаристов 144 главным образом состояли, по-видимому, во взносе оброка — десятины и некоторых других платежей 145 . За неуплату в срок свободный держатель карался штрафом (он обязан был уплатить двойной оброк) или же вовсе лишался участка 146 . Отработочные повинности свободных держателей надо полагать имели второстепенное значение по сравнению с оброками. Ни формулы, ни Вестготская правда, ни постановления соборов, касаясь взаимоотношений вотчинников и их держателей, не упоминают о барщине. В то же время все земледельцы (это относится не только к держателям земель светских посессоров и церкви, но и к мелким земельным собственникам) обязаны были нести государственные повинности — ангарии (angariae), которые начинают все чаще выполнять в пользу отдельных должностных лиц, нередко управляющих доменами фиска (прокураторов); с конца VI в. они постепенно превращаются в полевую барщину 147 .

То обстоятельство, что источники лишь вскользь упоминают о барщине зависимых земледельцев, а главное внимание уделяют оброку, не может, разумеется, само по себе служить доказательством незначительности барщины держателей церковных и светских вотчинников. Вместе с тем данные о широком применении труда сербов в поместьях позволяют думать, что домен обрабатывался главным образом ими. Кроме того, известно, что барщина свободных держателей в Испании была <168> невелика и в послеготское время 148 . По-видимому, крупная светская, королевская и особенно церковная вотчина основывались в Вестготском государстве не столько на эксплуатации держателей ингенуильных мансов, как это было во Франкском государстве (особенно к северу от Луары) 149 , сколько на применении труда мансуариев несвободного происхождения — сервов и либертинов, а также бывших римских колонов. Владения магнатов и церкви зачастую не представляли собой сплошной территории, а были разбросаны по различным местностям, во всяком случае находились в разных деревнях 150 . Такая структура вотчины определялась самим характером ее формирования. И светские магнаты, и церковь нередко завладевали вначале участками отдельных крестьян, живших в различных деревнях, и лишь позднее, по мере установления власти над всей деревней, округляли свои владения.

В поместье осуществлялось единое управление всем хозяйством. Непосредственное участие самого крупного землевладельца в руководстве производственным процессом, казавшееся новшеством во времена Сидония Аполлинария 151 , в Готском государстве в VI—VII вв.— обычное явление 152 .

Сравнительно недавно испанским историком Гомецом Морено было опубликовано написанное на грифельной доске письмо вилика вестготскому сеньору. В этом письме, относящемся к VII в., речь идет о способе закупоривания бочек (очевидно, с вином) и о мерах, которые принимаются для того, чтобы при выполнении таких работ сервы не обманули своего господина 153 . Характерно, что каникулы для судей (являвшихся обычно землевладельцами), предписывалось приурочивать к сезону <169> важнейших сельскохозяйственных работ — жатвы хлебов и сбора винограда 154 . На это же время епископы освобождались от всяких вызовов в столицу 155 .

Особенно тщательно регламентировано было ведение хозяйства в церковных имениях. Правда, дошедшие до нас материалы источников освещают главным образом один вопрос — обеспечение прав церкви на ее имущество, на землю и на рабочую силу. Многочисленные постановления соборов закрепляют принцип неотчуждаемости церковного имущества, ограждают его от захватов со стороны светских магнатов, а также самих епископов. В этих постановлениях содержится много указаний относительно обращения с сервами и либертинами, имеются отдельные предписания и по поводу ведения хозяйства в церковных вотчинах. Судя по этим документам, большое значение придавалось господской части церковных имений. В держание отдавались лишь те участки, которые были наименее выгодны для использования их под домен 156 . В монастырских правилах можно найти сведения о порядке подбора пастухов для монастырских стад, о снабжении этих пастухов одеждой и обувью и т. д. 157 . Строгий контроль осуществлялся и за хозяйством держателей. Они обязаны были хорошо обрабатывать землю (utiliter laborare), и за недобросовестную работу лишались держания 158 . Если контроль за какими-либо земельными участками был затруднителен из-за их отдаленности от хозяйственного центра и они не представляли собой значительной ценности, то такие земли церковь предпочитала продавать 159 .

Основная часть продуктов, производившихся в поместье, предназначалась для собственного потребления владельца и его семьи. Но еще в VI в., как свидетельствует Кассиодор, хлеб из Испании экспортировался в <170> Италию 160 и он несомненно производился в крупных поместьях. О тяге клириков к коммерческим занятиям можно судить по наставлениям церковных соборов, запрещающим духовенству спекуляцию 161 и ростовщичество 162 . В больших поместьях жили также обслуживавшие нужды господина и всех жителей виллы ремесленники 163 . Они платили оброк продуктами своего ремесла 164 .

Крупной вотчиной обычно управлял вилик, или актор 165 , прокуратор (в доменах фиска) 166 , эконом (в церковных вотчинах), или prepositus 167 . Они руководили непосредственно хозяйственной жизнью поместья, распоряжались его имуществом, регламентировали труд сервов и прочих зависимых земледельцев 168 .

Миниатюры Ашбернхэмского пятикнижия, изображающие сцены из земледельческой жизни, представляют <171> виликов одетыми иначе, чем работники; в руках у них бичи и они не принимают сами участия в работах, а лишь надзирают за тем, как трудятся жнецы и другие хлебопашцы 169 .

Помимо хозяйственных, управляющие выполняли административные и полицейские функции 170 . Должности эти могли занимать и свободные люди и сервы 171 .

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Корсунский А. Готская Испания античной истории 8 варваров
Сбор же винограда происходил с середины октября до середины ноября
290 Частная власть крупных землевладельцев над населением 208228 шмидт л
Люди рабского происхождения становились иногда епископами постановления церквам
Размеры выплаченной суммы в сообщении псевдо фредегара весьма преувеличены преувеличены размеры

сайт копирайтеров Евгений