Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В остальном Реккаред продолжал политику, завещанную ему отцом. Войну с франками он завершил крупной победой, которую одержало готское войско под началом Лузитанского герцога Клавдия (Isidor, HG, 54). Достиг ли Реккаред каких-либо успехов в борьбе с византийцами, неизвестно. Он сражался также против басков, но постоянное возобновление походов показывает, что они в сущности не приносили никаких результатов и баски сохраняли свою самостоятельность. Мятеж герцога Аргимунда в 590 г. не смог серьезно поколебать власть Реккареда. После смерти короля в 601 г. на престол без сопротивления вступил его сын Лиува II.

За время правления Леовигильда и Реккареда вестготское государство претерпело ряд внешних и внутренних преобразований, направленных на укрепление единства страны.

При этом речь шла с одной стороны о внешнем единстве, подчинении вестготской власти всего Пиренейского полуострова (впрочем, этот процесс так и не был завершен), и с другой стороны, о единстве внутреннем, правовом и конфессиональном объединении вестготов и римлян, которое было суждено осуществить только Реккареду.

Последовавшее за правлением Реккареда столетие отмечено растущей внешнеполитической изоляцией вестготского государства. Этот процесс был обусловлен внутренней слабостью франкской державы, более не способной на какие– либо серьезные действия и одновременно переставшей представлять интерес в качестве партнера как дружественных, так и враждебных отношений. Не было у вестготов точек соприкосновения и с королевством лангобардов, непосредственные контакты с которым засвидетельствованы лишь в начале VII века. Византия была занята тяжелой борьбой с Персией, а начиная с 632 г., с арабами и больше не была в состоянии активно вмешиваться в события, происходившие в западном Средиземноморье

Изолированность отражена и в исторических источниках того времени. В не-испанских источниках вестготское королевство, выпавшее из поля зрения франков и византийцев, почти не упоминается (Messmer, Hispania-Idee, S. 79). И с другой стороны, вестготские хронисты почти не интересовались событиями, случавшимися за пределами их страны. Сын Реккареда Лиува II, взошедший на престол в возрасте 18 лет, уже в 603 г. пал жертвой заговора, во главе которого стоял Виттерих. Нам ничего не известно о государственной деятельности молодого короля. Виттерих, взявший в свои руки бразды правления после Лиувы, судя по сообщениям источников, был способным военачальником. Он предпринимал многочисленные, хотя и безрезультатные походы против византийцев (Isidor, HG 38. Следует отказаться от широко распространенной точки зрения, согласно которой Виттерих был королем ариан и благоволил арианской церкви (например, Historia de Espana, S. 112). Арианской церкви в то время уже не существовало). Союз с Теудерихом II, скрепленный браком франкского короля с дочерью короля вестготского, который должен был способствовать обеспечению мира в Септимании, закончился скандалом. Теудерих II после годичного брака отослал Эрменберту, дочь Виттериха, к отцу, но удержал у себя ее богатое приданое (Fredegar, 4, 30). Разрыв произошел по настоянию Брунхильды, хотя ее мотивы так и остались нам неизвестны. Теперь Виттерих вступил в союз с Хлотарем II и его братом Теудебертом II; когда в этот альянс, направленный против Теудериха II, вступил еще и король лангобардов Агилольф, судьба повелителя бургундской части франкской державы, казалось, была решена; но по непонятным причинам планы союзников так никогда и не были приведены в исполнение.

Виттерих также был убит. Гундемар, принявший корону в феврале 610 г., победил басков и византийцев. Он твердо поддерживал союзнические отношения с Теудебертом II и посылал своему союзнику установленные по договору субсидии под охраной графа Булгара, тем более что до него доходили слухи, будто Теудерих II и Брунхильда призвали к себе на помощь аваров, чтобы натравить их на Теудеберта (Ep. Visig. 11-12). Раздоры внутри франкского королевского рода, в которые дипломатическим способом вмешался Гундемар, утихли только после смерти короля вестготов, завершившись поражением Брунхильды и восстановлением государственного единства. Управление всей франкской державой сосредоточил с своих руках Хлотарь II.

Преемником Гундемара, умершего в 612 г., стал Сисебут, решительно продолживший политику своего предшественника. На севере он подчинил астурийцев, которые до тех пор, возможно, находились под верховной властью франков (Isidor, HG, 38). Сисебут также победил рукконов, совершенно неизвестный народ, область поселений которого не поддается локализации. Впрочем, гораздо важнее были успешные войны с византийцами. Император Ираклий был не в состоянии помочь войсками своему наместнику Цезарию. Таким образом, в 615 г. по просьбе Цезария начались мирные переговоры. Переписка с Сисебутом, частично дошедшая до нас, велась обеими сторонами в самых любезных тонах и вежливых выражениях (Ep. Visig. 3-6. Ср. Stroheker, S. 222). Условия мирного договора не сохранились, но византийцы потеряли по крайней мере Малагу.

Во внутриполитической сфере Сисебут продолжил антииудейскую политику Реккареда. Так как евреи после перехода вестготов в ортодоксальное вероисповедание оставались единственной закрытой не-христианской группой населения, последовательная политика консолидации страны требовала их ассимиляции. Сисебут пытался обратить их силой, и Исидор Севильский неодобрительно замечает по этому поводу: «Он принуждал силой тех, кого должен был бы привлекать силой убеждения, присущей нашей вере.» Образ действий Сисебута, возможно, следует связывать с антииудейскими мерами императора Ираклия. Немногим позднее против приверженцев веры Моисея выступил король Дагоберт I в государстве франков. К тому времени борьба с синагогами приняла общеевропейский размах. Впрочем, если спустя некоторое время остальные государства вернулись на позиции большей веротерпимости, антииудейское законодательство вестготов ужесточалось вплоть до самого падения их державы.

Сисебут был образованным правителем и даже занимался писательской деятельностью. Так, он написал на несколько вычурной латыни «Житие епископа Дезидерия Валенсийского«, убитого в 606 или 607 г., так как он имел несчастье принадлежать к числу политических противников королевы Брунхильды. Исидору Севильскому, величайшему ученому своего государства, Сисебут посвятил стихотворение, в котором он жаловался на тяготы своего положения правителя и восхвалял радости спокойной жизни ученого (W. Stach, Koenig Sisebut, ein Maezen des isidorianischen Zeitalters, Die Antike 19, 1943, S. 63-76). В отличие от папы Григория Великого, который порицал епископа Дезидерия за то, что тот выступал в защиту риторического образования, именно по этой причине его хвалит вестготский король, приверженец античной традиции образования. В. Штах указал, что, возможно, своим меценатством Сисебут преследовал определенные культурно-политические цели, стремясь к укреплению единства государства и в этом отношении.

Сисебуту, умершему в 621 г., наследовал его юный сын Реккаред II, который умер через несколько дней после отца. Его преемник Свинтила был возведен Сисебутом в ранг герцога и воевал с византийцами. Похоже, их изгнание было первоочередной задачей нового короля. После поражений двух наместников византийцы потеряли свои последние владения в Испании. Войны, в ходе которых была разрушена Картахена, скорее всего, завершились около 625 г. Таким образом, Свинтила стал, по словам Исидора, первым королем, «властвовавшим над всей Испанией по эту сторону от Гибралтарского пролива.« Вестготское королевство обрело границы, не претерпевшие никаких изменений до самого крушения.

Сразу после королевской инаугурации баски совершили набег на Тарраконскую Испанию. Свинтила успешно воевал с ними и вынудил их построить город (или крепость) под названием Ологикус (Олита, пров. Наварра?), в который был поставлен вестготский гарнизон.

Свинтила назначил соправителем своего сына Рикимера, еще не ывшедшего из детского возраста, но надеждам Исидора на то, что он будет счастливо править после долгого правления своего отца, не суждено было сбыться: Рикимер вскоре умер. Свинтила был свергнут с престола, когда против него выступила группировка знати под руководством Сисенанда, призвавшая на помощь франков. Они напали на Свинтилу под Сарагосой. Король вестготов был брошен своими сторонниками на произвол судьбы, от него отвернулся даже его брат Гейла. Свинтилу вынудили отречься, но все же избранный новым королем Сисенанд сохранил ему жизнь (Fredegar, 4, 73). Тем не менее вестготы отказались заплатить королю франков условленное вознаграждение – золотую чашу весом в 500 фунтов – и заменили ее на 200000 солидов; по тем временам это была очень большая сумма.

Причины восстания знати остаются неизвестными. Четвертый Толедский собор обвинил свергнутого короля в жадности; якобы он и его семья обогащались за счет бедняков, что, конечно, не соответствует действительности, так как Исидор восхвалял щедрость Свинтилы по отношению к представителям низших классов (Isidor, HG, 62). Сисенанд был вынужден бороться со значительными внутриполитическими проблемами. Против него поднял мятеж некий Иудила, как мы знаем по монетам, отчеканенным этим претендентом на престол. Так как монеты были отчеканены в Гранаде и Мериде, мы можем сделать вывод, что его власть некоторое время распространялась на достаточно обширную территорию (Miles, S. 30, 321). Иудилу склонны отождествлять с Гейлой, братом Свинтилы, о котором на Четвертом Толедском соборе было сказано, что он не сохранил верность ни своему брату, ни королю. Однако это отождествление наталкивается на языковые препятствия. Поэтому следовало бы предполагать два восстания против Сисенанда, во главе одного из которых стоял Иудила, а во главе второго – Гейла.

Под председательством Исидора Севильского в 633 г. состоялся Четвертый Толедский собор. Наряду с обсуждением вопросов литургии, церковной дисциплины и иудейской религии было вынесено важное постановление относительно выборов короля. 75-ый канон определяет, что король должен избираться на собрании знати (primates gentis) и епископов. Был осужден любой насильственный захват власти, зачинщики подобных беспорядков должны быть прокляты. В этом постановлении можно видеть причину созыва первого государственного собора за 44 года. Узурпация Сисенанда должна была быть узаконена, а его власть подтверждена одобрением церкви.

После смерти Сисенанда весной 636 г. на трон взошел Хинтила. Его правление отмечено только проведением двух всегосударственных соборов. Пятый Толедский собор издал девять канонов, из которых не менее пяти были посвящены защите короля и его семьи. Следовательно, Хинтила чувствовал себя в опасности. Созванный в 638 г. Шестой Толедский собор разбирал вопросы церковного устройства и дисциплины. И на этот раз не обошлось без постановлений в защиту короля. Так как одновременно были изданы каноны, дававшие знати гарантии соблюдения ее прав, следует предполагать возрастающее влияние аристократии.

Хинтиле в 639 г. наследовал его сын Тульга, проводивший, как кажется, довольно мягкую политику. Несмотря на это, он пал жертвой заговора знати, провозгласившей в 642 г. в Пампльеге (пров. Бургос) королем Хиндасвинта. Тульгу вынудили постричься в монахи и тем самым устранили его из политической жизни страны.

Если мятежники думали, что 79-летний Хиндасвинт будет удобным для них правителем, то они очень сильно ошибались. Ни один другой вестготский король не боролся со знатью так беспощадно, как этот старик. По некоторым данным, жертвами его гнева пали 200 представителей высшей аристократии и еще 500 членов знатных родов. В качестве причины действий Хиндасвинта франкский хронист называет желание короля раз и навсегда покончить с восстаниями знати (Fredegar, 4, 82). Хиндасвинт развернул энергичную законодательную деятельность, имевшую своей целью полную реорганизацию юридической системы. Он намеревался заново переработать свод законов, но эта работа так и не была завершена при его жизни. Седьмой Толедский собор, созванный в 646 г., наряду с внутрицерковными вопросами обсуждал проблемы, связанные с нарушением клятвы верности. В этом также сказалась политика Хиндасвинта, направленная на усиление королевской власти. Той же цели служило и назначение соправителем его сына Реккесвинта, объявленное 20 июня 649 г. Подобная политика встретила полное одобрение влиятельных церковных кругов, опасавшихся возникновения новых беспорядков и войн в отсутствие законного и сильного наследника (Braulonis ep. 21. Ср. J. Orlandis Rovira, La iglesia visigoda y los problemas de la sucesion al trono en el siglo VII, 7. Settimana di Studio, publ. Spoleto 1960, S. 345).

Несмотря на все меры предосторожности после смерти Хиндасвинта в 653 г. вспыхнуло восстание, во главе которого стоял некий Фройя, о котором нам больше ничего неизвестно, опиравшийся на басков и осадивший Сарагосу. Впрочем, Реккесвинт быстро подавил этот мятеж.

Уже в 654 г. появился переработанный вариант вестготского свода законов. Светское законодательство было дополнено постановлениями соборов; внутренняя взаимосвязь светской и церковной сторон государства вестготов проявляется и в том, что соборы созывались именно в тот период времени, когда была обнародована Судебная Книга (Liber iudiciorum). Они состоялись в 653, 655 и 656 гг., между тем как за остальные 16 лет правления Реккесвинта не было проведено ни одного крупного собора. Восьмой Толедский собор обсуждал предложенный королем вопрос, как поступить с участниками мятежа Фройи, а также проблемы церковной дисциплины. Один канон устанавливал новые формы выбора короля. На заключительном заседании были вынесены постановления против иудеев. Десятый Толедский собор еще раз подтвердил важное значение клятвы верности. После долгих и спокойных лет правления в 672 г. Реккесвинт скончался в королеском подворье Гертикосе (не локализован) в окрестностях Саламанки.

В тот же день королем был выбран Вамба, человек уже в годах, но тем не менее чрезвычайно энергично взявшийся за выполнение своих королевских обязанностей. Сначала он предпринял поход против басков. Еще до окончания военных действий он узнал о мятеже Хильдериха, графа Нима. Когда посланный для подавления мятежа Павел, герцог Септимании, со своей стороны короновался на вестготский престол в Нарбонне и при поддержке Раносинда, герцога Тарраконской Испании, начал готовиться к войне с Вамбой, король лично выступил против мятежников, без труда перевалил через Пиренеи и захватил опорные пункты восставших. Павел был вынужден капитулировать в римском амфитеатре Нима, в котором он пытался укрепиться.

С этих пор в стране воцарился мир. Однако так как в результате похода против Павла в организации вестготского войска обнаружились серьезные недостатки, Вамба отдал приказ, по которому люди, сразу не выполняющие свой воинский долг в случае вражеского нападения, теряли свою свободу (LV 9, 2, 8). Вамба использовал королевскую власть над церковью интенсивней, чем его предшественники. Он самовольно учреждал епископства, одно из них в дворцовой церкви св. Петра и Павла в Толедо (12. Tolet., c. 4). Он не созвал ни одного государственного собора; по всей видимости, он не считал для себя необходимым заручиться поддержкой церкви. Правление Вамбы было насильственно прервано 14 октября 680 г. Эрвиг, сын византийца Ардабаста, прибывшего в Испанию при Хиндасвинте и женившегося на родственнице этого короля, поднес Вамбе напиток из саротамнуса. В результате отравления Вамба потерял сознание. Так как создавалось полное впечатление, что король с минуты на минуту умрет, его соборовали и по вестготскому обычаю надели на него монашескую одежду. Тем самым он переходил в духовное звание и лишался возможности править страной. Когда через несколько часов Вамба очнулся, его принудили подписать отречение от престола и отослали его в монастырь Пампльега, где он прожил еще 12 лет (Chronik Alfons III, S. 610).

Хотя Эрвиг был помазан на царство уже 21 октября 680 г., он чувствовал необходимость дальнейшего оправдания своего прихода к власти. Естественно, созванные на государственный собор епископы удовлетворили это желание и подтвердили законность его восшествия на престол. Также было с готовностью выполнено другое желание короля – избежать повторения судьбы Вамбы. В актах собора был очень точно описан весь ход действий, приведший к устранению Вамбы, и повторение этих действий воспрещалось под страхом суровой кары! Политический цинизм собора превосходит всяческое воображение.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Новеллы поздних императоров до ливия севера
Вестготы поселились в испании
В не испанских источниках вестготское королевство
Клауде Д. История Вестготов истории народов 9 русский
Антииудейское законодательство 687 702 гг эпидемия нападение

сайт копирайтеров Евгений