Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

14. Герцен имеет в виду политику Кавура, способствовавшего повороту Италии на путь буржуазного ("мещанского" в понимании Герцена) конституционализма, образцом которого считалась тогда Бельгия. Этому пониманию служит и библейская метафора.

15. В русской общественной мысли образ Китая часто использовался в качестве символа социально-политического застоя и уравнительного утилитаризма.

16. Герцен отдает здесь явное предпочтение героям революции 1789 г. с их несбыточными мечтаниями (тип дон-Кихота) перед их преуспевающими внуками ("разбогатевшими французскими мещанами").

17. См. "Былое и думы". ч.5. "Рассказ о семейной драме".

306

ЛАВРОВ Петр Лаврович (псевдонимы: П.Миртов, С.С.Арнольди) (1823-1900), русский философ, социолог, общественный деятель, публицист. Философские и идейно-политические взгляды Лаврова сформировались в атмосфере сороковых годов, ознаменовавшихся критическим переосмыслением немецкой идеалистической философии и распространением философии Фейербаха и позитивизма. В общественно-политическом плане это был период распространения под влиянием Н.Г.Чернышевского и А.И.Герцена революционно-демократических идей и позднее их консолидации в политические программы народничества. Лавров был связан с тайным обществом "Земля и воля". После неудачного покушения Д.В.Каракозова в 1866 г. на Александра II он был арестован и сослан под надзор полиции. В ссылке им были написаны "Исторические письма 1868-1869 гг.", воспринятые демократической молодежью как нравственное кредо интеллигенции в борьбе за освобождение народа.

В 1870 г. Лавров бежал за границу, участвовал в Парижской коммуне, примкнул к Интернационалу, не отказываясь, однако, от своих народнических взглядов. Активно работал в заграничной секции "Народной воли", издавал газету "Вперед", пропагандировавшую идеи крестьянской социалистической революции.

В философско-теоретическом плане Лавров по праву может считаться основоположником русской школы культурной антропологии. Он развивает субъективный метод антропологии, настаивая на цельности, самостоятельности человеческой личности, активность которой снимает не только дуализм природного вещества и души, но действительности и идеала. Определение идеала общественного прогресса требует критического отношения к

307

действительности, что является задачей критически мыслящих личностей; переход от идеала к действительности требует поддержки масс. К основным трудам Лаврова по антропологии, кроме "Исторических писем", относятся "Антропологические этюды", "Антропология в Европе", "Цивилизация и дикие племена". Заслуживают внимания и труды Лаврова по философии истории. Основной проблемой, решение которой Лавров ищет в истории человеческой мысли и в общественном движении, является становление критически мыслящих личностей и пути их сближения с народом.

"Исторические письма" были впервые опубликованы в 1868-1869 гг. в еженедельнике "Неделя" под псевдонимом П.Миртов. Отдельной книгой письма вышли нелегально в 1870 г. без указания автора. В антологии представлены письма пятое и шестое, которые печатаются по тексту: Лавров П.Л. Философия и социология. Избр. произв.: В 2 т. М., 1965. Т.2. С.87110.

1. В четвертом письме "Цена прогресса" Лавров развивает тезис, что "за прогресс едва заметного меньшинства заплачено миллиардами жизней, океанами крови, несчетными страданиями и неисходным трудом поколений" (С.80-81).

2. См. русский перевод книги Луи Блана "История французской революции". СПб. 1902. Т.1.

3. Лавров сталкивает здесь две противоположные идеи: Луи Блана о примате общества, построенного по принципам живого организма со строгой субординацией отдельных органов, и индивидуализм физиократов с их принципом laissez faire, laissez passer (позволить событиям развиваться естественным путем), полагая, что его концепция позволяет преодолеть обе крайности, подчинив их другу другу.

308

4. Имеется в виду закон постоянства состава химических соединений, открытие которого приписывается французскому химику Ж.Прусту.

ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич (18311891), русский религиозный философ. Врач по образованию, дипломат по профессии, консерватор по убеждениям, мистический эстет по мировосприятию, религиозный (православный) аскет по призванию - Леонтьев является камнем преткновения при определении его места в истории русской философской мысли. Одни относят его к реакционерам, ставя знак равенства между реакцией и консерватизмом, другие видят в нем пророка русской самобытности, третьи характеризуют учение Леонтьева как разложение славянофильства, хотя он тяготел более к Герцену. Его обличают за то, за что превозносят Ницше, и превозносят за то, за что обличают как реакционера М.Н.Каткова. В философском мировоззрении Леонтьева можно выделить три переходящих друг в друга и вступающих в противоречие потока: эстетизм, историософия, антропологизм. Если через эстетизм в его творчество проникают гуманистические тенденции, то в антропологии, развиваемой на основе строгой православной ортодоксии, он приходит к выводу, что "наивный, покорный авторитетам человек" "ближе к истине", чем свободомыслящий либерал. В этом ключе выдержана публикуемая в книге статья "Как надо понимать сближение с народом?". В историософии Леонтьеву принадлежит идея "триединства исторического процесса", которую пронизывает глубокий "исторический фатализм".

Леонтьев не создал философской системы. Среди его публикаций следует выделить: "Византизм и славянство" (1875).

309

Статья "Как надо понимать сближение с народом?" была впервые опубликована в 1880 г., печается по тексту издания: Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. М., 1885. Т.2. С.159-171.

1. См.: О граде Божием // Творения Блаженного Августина Епископа иппонийского. Киев, 1906. Ч. 3 и 4, кн.10-13.

2. В статье Леонтьев развивает идеи этического пессимизма Эдуарда Гартмана. Этому служат и цитаты из книги последнего "Религия будущего" (франц.).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Интеллигенция Власть Народ. Антология русской философии 6 русской
Журнала русской постоянно
Была впервые опубликована в газете

сайт копирайтеров Евгений