Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

79

в Германии. Тютчев, утратив веру в Запад, стал верить в оригинальное сильное и новое славянство, в соединение славянской любви. Но этот розовый славизм, сколько бы в нем ни было искренности, "органических" бедствий и присущих жизни разочарований, изменить не может, и потому какие бы мы союзы "любви" этой не составляли с южными и даже западными славянами, точно так же будут войны, междоусобия, дифтерит, холера вернется, будет трус и глад, - будет, скука и ревность, и лукавство, и жадность, и несправедливость; мосты на железных путях будут проваливаться, от свечек Яблочкова будут болеть глаза, электрическое освещение моих внутренностей все-таки долговечности моей не устроит. Ведь с точки зрения благоденствия, какое мне дело до того что всему человечеству прибавится каких-нибудь пять-шесть лет средней продолжительности жизни? Мне нужны не эти отвлеченные и никому собственно не принадлежащие пять лет, мне нужны мои 50 лишних и здоровых! Так - чтобы мне жизнь сама уже наскучила бы!

Этого и самый "любовный" союз панславизма не даст, и ни от чего существенно-бедственного нас не избавит... И Тютчев был решительно неправ, называя учение Шопенгауэра и Гартмана - une doctrine d+cevante!* (кажется, он так выражался?).

Напротив того, - отрицательная сторона этого учения, вовсе не разрушительна и не вредна.

Отвергая прямо всеспасительность эвдемонического прогресса, признавая зло и страдания неотразимой принадлежностью жизни, - это учение должно вести и в области общих идей и на практике к примирению со всеми теми неудобствами государственной и общественной жизни, против которых так глупо и ____________________

*Обманчивое учение, лжеучение (франц.). Ред.

80

так ненаучно даже борются либеральные прогрессисты; оно, это учение, своими отрицательными сторонами мирит ум наш и с неравенством (хотя бы и сословным), и с войнами, и с недугами, и с семейным деспотизмом и распрями, и с тяглом наших государственных обязанностей...

На почве глубоко-расчищенной учением пессимизма могла бы свободно произрастать и приносить свои прекрасные плоды какая угодно положительная религия; ибо на одном печальном отрицании всех благ - и земных и загробных (как предлагает Гартман), - кто же станет долго жить?

Гартман прав, ожидая что совершенное разочарование в земном прогрессе вскоре доведет людей сызнова до полнейшего поворота к религиозному, мистическому одушевлению; но пойдут люди молиться, конечно, не к тому мертвому слепому и безличному Богу, которого он предлагает нам...

Оно дорого только как приготовительное средство для тех несчастных людей, которые прямо истин Веры принять не в силах!.. За пессимизмом в науке, в педагогии, в литературе последует Вера; за Верой послушание и дисциплина; за Верой и послушанием церкви и властям - независимость национального духа!..

1880 г.

 <<<     ΛΛΛ   

В этот народ
Все эти страдания

сайт копирайтеров Евгений