Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Новая религия призывала человека к постоянной тяжелой работе над самим собой, к пересозданию собственной личности. Карма теперь зависела не от выполнения кастовых предписаний, а от поступков и помыслов человека, от его гуманности.
Поставив в центр своего учения духовность личности, Будда отрицал касты, разделяя людей по иным признакам; прежде всего в зависимости от того, насколько они сумели овладеть страстями, т. е. стать «владыками над самими собой». Таким образом, право на спасение есть у всех: у неприкасаемых, как и у воинов-кшатриев или брахманов (вспомним, что ведизм не позволял некоторым категориям людей участвовать в религиозной жизни).
Путь к спасению лежит внутри самого человека, и от него лично зависит, идти по этому пути или нет. Обратим внимание, что не внешняя, а внутренняя, духовная деятельность имеет высшую ценность. Буддизм не призывал к улучшению мира, поскольку мир ничтожен в сравнении с нирваной. Само по себе существование человека на земле воспринималось как следствие грехов, совершенных в прошлой жизни, дурных страстей, которые как бы тянут человека вниз, к новым и новым воплощениям. Совершенный человек достигает высшего блага: не рождается вовсе.
Новая религия приобрела много сторонников, среди которых был и знаменитый царь Ашока (III в. до н. э.), сделавший буддизм государственной религией и ставший ревностным его пропагандистом. Ашока, очевидно, пытался использовать буддизм как объединяющую идейную основу для сильного централизованного государства. Этот замысел удался лишь отчасти: Ма-урийская империя (IV—II вв. до н. э.) сплачивала какое-то время раздробленную Индию, но буддизм не сыграл в ней той же роли, что конфуцианство в Китае. Его воздействие на структуры цивилизации было слабым; по-прежнему сохранились касты — одно из самых больших зол Индии.
Может ли вообще буддизм в чистом его виде стать государственной религией? Ведь в нем фактически отрицается значимость государства и проповедуется идеал независимой от внешнего мира, абсолютно свободной духовно личности: «Стань сам владыкой над собой, и не будет над тобой владык».
Кроме того, буддизм был слишком сложен, абстрактен для широких масс, привыкших к бесчисленным ведическим богам, олицетворяющим силы природы.
Этим не замедлили воспользоваться брахманы, не желавшие расставаться с теми ключевыми позициями, которые они занимали и в религиозной, и в социальной жизни. Брахманы несколько видоизменили старые верования: отчасти использовали демократизм новой религии, создали более пышный зрелищный культ в расчете на толпу, сохранив при этом древних богов. Так сформировался индуизм, успешно конкурировавший с буддизмом.
Последователи Гаутамы тоже попытались реформировать свое учение, сделать его более простым и доступным. Родилась махаяна (большая колесница, широкий путь) — вариация буддизма, в которой спасение стало возможным не только для аскетов, но и для мирян, нирване предшествовал рай, полный земных наслаждений, и были сделаны уступки массам, почитавшим ведических богов.
Тем не менее буддизм, проникший на Цейлон, в Бирму, Сиам, на острова Индонезии, в Китай и Японию, в самой Индии терял приверженцев.

Слабое государство — сильное общество
Периоды централизации в индийской истории были, как правило, непродолжительны. В IV в. до н. э. образовалась Маурийская империя, которая объединила почти всю страну, но уже во II в. до н. э. она была разделена на две части и утратила свое прежнее могущество. В I в. н. э. в Индии появилось новое государство — Кушанское; постепенно расширяясь, оно превратилось в одну из сильнейших держав мира, соперничавшую с Китаем, Римом и Парфией. Однако в III в. н. э. она вступила в эпоху упадка. В первой половине
IV в. крупнейшим стало государство Гуптов, которое к
V в. охватило большую часть Северной Индии. В конце V в. империя Гуптов пала под ударами гуннов. С этого времени вплоть до мусульманских завоеваний Индия была раздроблена. На ее территории непрерывно создавались государства, ожесточенно боровшиеся друг с другом и быстро распадавшиеся. Каждое из них делилось на вполне автономные княжества, которые тоже враждовали между собой.
Каким же образом в этих тяжелых условиях реализовала себя государственная власть? Правитель того или иного государства делил его на области — наместничества — и назначал туда губернаторов, которые ведали налогами, судом, войсками.
Помимо относительно крупных государств существовало и множество мелких княжеств, во главе которых стояли раджи или махараджи. Раджи, в сущности, немногим отличались от губернаторов, если иметь в виду объем их власти. Разница была лишь в том, что раджа всегда был наследственным правителем, а губернатор — чиновником, который назначался и сменялся и был (при всей своей автономности) ответствен перед центром. Даже если княжество входило в состав какого-либо более крупного государства (а это было вовсе не обязательно), связь раджи с верховным правителем оставалась очень слабой: он должен был платить небольшую, чисто символическую дань и поставлять воинов. Во всем остальном княжества сохраняли свою автономность.
В условиях политической нестабильности княжество легко могло расшириться и превратиться в самостоятельное государство, в котором опять-таки выделялись наместничества и мелкие княжества.
Такую политическую структуру, конечно, можно назвать рыхлой, но она отличалась гибкостью: в любых ситуациях переход из одного состояния в другое, из княжества в государство и наоборот, происходил легко и безболезненно.
Однако главной силой, цементирующей цивилизацию, была не государственная власть, а сельская община.

Община и государство
Сельская община в Индии охватывала обычно большую территорию (несколько деревень, а иногда и целый округ) и представляла собой вполне самостоятельное замкнутое целое, экономическое и социальное. Это связано с тем, что в ней объединялись разные виды деятельности: земледелие, ремесло, торговля и ростовщичество.
Община включала в себя представителей разных социальных слоев. В привилегированном положении находились полноправные общинники, имевшие прочные права на индивидуальный участок земли. Они могли сдавать свою землю в аренду, передавать по наследству, продавать. Конечно, община накладывала определенные ограничения: индивидуальные участки вовсе не превращались в частную собственность. Во-первых, они принадлежали семье и без ее согласия продаже не подлежали. Во-вторых, община запрещала продавать землю чужакам и сохраняла за разорившимся землевладельцем право выкупа.
Землевладельцами могли быть представители разных каст, но большая их часть относилась к высшим кастам. В число неполноправных общинников входили разорившиеся землевладельцы, а также члены низших каст и неприкасаемые. Неполноправные обычно становились арендаторами или наемными работниками, а потеряв личную свободу, превращались в рабов или крепостных.
Руководил жизнью общины совет, но, пожалуй, главным скрепляющим ее началом были касты, которые узаконивали и даже освящали неравенство. Представители высших каст имели неоспоримое право пользоваться за ничтожную плату услугами людей низших каст и относиться к ним с презрением. Вера в перерождение и карму побуждала относиться к сложившемуся положению вещей как к данности. Поэтому любой член общины — и богатый землевладелец, и мусорщик — ощущал, что он находится на своем месте, которое определено кармой, и должен выполнять в соответствии с этим свои обязанности по отношению к другим членам общины.

Делийский султанат в XIIIXV вв.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Граница территории Делийского султаната в на гале XIII в Территории Делийского султаната в начале XIV в
Граница территории Делийского султаната в конце XIV начале XV в
Индия в средние века

Саморегулирование в индийской общине достигало уровня автоматизма; замкнутость и самодостаточность делали ее практически независимой от центральной власти; община должна была отдавать властям шестую часть урожая, а в остальном давление государства практически не ощущалось, да в нем и не было необходимости. Община сама являлась как бы государством в государстве, причем государством весьма деспотичным и суровым. Неудивительно, что политические неурядицы мало затрагивали жизнь общины, никогда не вовлекавшейся в военные действия. Смена правителей, смещение границ государств и княжеств не вносили ничего нового: община по-прежнему платила свой налог, и этим ее связи с внешним миром ограничивались. Индийская община сильно тормозила развитие феодальных отношений.
Образование мусульманских государств на территории Индии — Делийского султаната (1206— 1526) и империи Великих Моголов (1526— XVIII в.) — внесло изменения в социально-экономическую и политическую жизнь Индии. В эту эпоху возросла централизация, укрепился бюрократический аппарат, открылись большие возможности для развития феодальных отношений, так как значительная часть государственных земель отдавалась воинам и чиновникам за службу, более совершенной стала система взимания налогов. Однако фундамент индийской цивилизации оказался достаточно прочным: как только мусульманские государства распадались, начиналось возвращение к прежним формам жизни. И немалую роль сыграла здесь индийская община, пронизывающая всю социальную структуру Индии (своего рода вариацией сельской общины были профессиональные корпорации купцов и ремесленников в городах). Придавая большую внутреннюю устойчивость цивилизации, община оставалась силой, сдерживающей, тормозящей развитие индийского общества.

Вопросы и задания
1. Что отличало буддизм от всех остальных религий спасения? Какое отношение к земной жизни проповедует буддизм9 Попробуйте нарисовать образ человека, который в точности следует наставлениям Будды Нравится ли вам такой человек?
2. Что представляла собой государственная власть в Индии? Почему периоды централизации и объединения были очень краткими?
3. Расскажите о своеобразии индийской общины Какую роль община сыграла в истории индийской цивилизации?
4. Какие изменения привнесли в жизнь Индии мусульмане?
Нельзя сказать, что Восток в средние века «застыл», приостановился в своем развитии. Во многих областях жизни восточных цивилизаций происходили изменения: постепенно совершенствовались орудия производства, росли города, крепли и расширялись торговые связи, появлялись новые тенденции в философии и литературе. Но в целом темп развития Востока был более медленным по сравнению с Западом. Историки объясняют это тем, что восточные цивилизации были ориентированы на повторяемость, на постоянное воспроизведение старых, сложившихся форм государственности, социальных отношений, идей. Традиция ставила прочные преграды, сдерживая изменения. Развитие восточных обществ происходило в пределах цивилизационной традиции. Поэтому восточные цивилизации называют традиционными.
Традиционность была присуща, естественно, и Западной Европе, как и всем доиндустриальным цивилизациям, однако она стала изживаться начиная приблизительно с XV в. Это был долгий и мучительный процесс, не раз приводивший к тяжелым социально-политическим потрясениям, но одновременно двигавший Европу вперед. Поэтому исторические - пути Запада и Востока можно определить как революционный и эволюционный.
Эта разница длительное время не ощущалась — срабатывали тысячелетние традиции цивилизационной жизни Востока, огромный хозяйственный опыт, благоприятные природные условия. Баланс сил стал меняться в пользу Европы не раньше XVIII в. Тогда западная цивилизация вступила в эпоху индустриального развития, что дало прогресс в производительности труда, быстрый ежегодный прирост капитала, общую интенсификацию экономики. Восточные цивилизации не выдерживали конкуренции с активным, рвущимся к новым рынкам сбыта противником. Традиционность, которая сначала обеспечивала определенную устойчивость цивилизаций, стала оборачиваться трагедией.

ТЕМЫ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1
ГОРОД НА ВОСТОКЕ
1. Ф. Бродель. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XVXVIII вв. Структуры повседневности
Ферман Бродель — известный французский историк. Эта книга написана в 1979 г.
В мире ислама города, аналогичные городам средневековой Европы, появлялись, на какое-то время становясь хозяевами своей судьбы, только тогда, когда рушились империи. Тогда-то наступали лучшие времена мусульманской цивилизации, но подобные передышки были краткими, и пользовались ими города, лежавшие на периферии, — такой была, несомненно, Кордова... Но правилом был город государя, часто халифа, огромный город —либо Багдад, либо Каир.
Императорскими или в отдельных случаях королевскими столицами были и города далекой Азии — огромные, паразитические, роскошные и вялые: что Дели .. что Пекин или до него Нанкин.. Нас не удивит огромное влияние государей Едва лишь кто-нибудь из них бывал свергнут своим городом, вернее — своим двором, как появлялся другой, и зависимость возобновлялась. Не удивит нас и то, что такие города были неспособны отобрать у деревень всю массу их ремесел...
В нем не могла расти свободно никакая буржуазия. Как только такая буржуазия появлялась, она уже думала о том, как бы переметнуться, очарованная великолепием жизни мандаринов1. Города зажили бы своей жизнью, наметили бы ее, если бы индивид и капитализм имели там свободу деятельности. Но государство-опекун почти не допускало этого...
И только Запад явственно склонился в сторону городского развития. Его города толкали его вперед.
Тема 2
ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В УЧЕНИИ КОНФУЦИЯ
2. Из книги «Бесед и высказываний», составленной учениками Конфуция
Учитель сказал: «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться от наказаний и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится» ...
Цзы-гун спросил об управлении государством. Учитель ответил: «[В государстве] должно быть достаточно пищи, должно быть достаточно оружия и народ должен доверять [правителю]». Цзы-гун спросил: «Чем прежде всего из этих трех вещей можно пожертвовать, если возникнет крайняя необходимость?» Учитель ответил: «Можно отказаться от оружия». Цзы-гун спросил: «Чем прежде всего можно пожертвовать из оставшихся двух вещей, если возникнет крайняя необходимость?» Учитель ответил: «Можно отказаться от пищи. С древних времен еще никто не мог избежать смерти. Но без доверия [народа] государство не сможет устоять».
Учитель сказал: «Если личное поведение тех, [кто стоит наверху], правильно, дела идут, хотя и не отдают приказов Если же личное поведение тех, кто [стоит наверху], неправильно, то, хотя приказывают, народ не повинуется.
Кто-то спросил: правильно ли отвечать добром на зло9 Учитель ответил: «Как можно отвечать добром? На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром».
Учитель сказал: «Целеустремленный человек и человеколюбивый человек идут на смерть, если человеколюбию наносится ущерб, они жертвуют своей жизнью, но не отказываются от человеколюбия».
1 Мандарины — чиновники.
268
Тема 3
БЫТОВАЯ ЭТИКА ИСЛАМА
Ибн Батта ал-Укбари. Истолкование и разъяснение основ сунны
Ибн Батта ал-Укбари — мусульманский богослов, X в.
Сунной1 считается подражать [примеру] посланника Аллаха, следовать его делу, держаться его верного руководства, поступать, как поступал он2, быть достойным его дела...
...Он запретил рискованную продажу; продажу того, чем не владеешь, продажу того, чего у тебя нет; выставление двух условий при продаже. Он запретил бить по морде верховое животное, ставить на ней клеймо, плевать в лицо человеку; женщине — отказывать в ложе мужу своему; мужчине — говорить о том, что он сделает, обещать и не- выполнить; рассказывать о секрете своего брата; быть расточительным и скупым; печалиться по мирской жизни и радоваться ей.
Потакать жене своей, [желающей] ходить на свадьбы, на оплакивания покойника и в баню, потакать ей в ее страстях. Он сказал: «Кто повинуется жене своей во всем, чего она желает, того она столкнет в Огонь лицом». [Он запретил] потакать ей в непослушании родителям [мужа], в разрушении его родственных уз и в прекращении вспомоществования брату его по Аллаху. Он сказал: «Не соглашайтесь с ними, идите верным путем, и Он благословит вас». Он запретил причинять им вред, совершать над ними насилие, велел быть справедливым и разделять поровну между ними.
Он запретил обижать соседа, поносить родословную, злословить и клеветать; ругать рабов и бить их. Он велел кормить их тем, что ест [хозяин], и одевать их в то, что он носит; не возлагать на них работу, которую они не в силах выполнить: прощать им, даже если бы они совершали семьдесят проступков за день.
...Среди запретов его: человеку вставать перед кем-либо, кроме как перед отцом, ученым или справедливым имамом3.
1 Сунна — священные предания о жизни и поучениях пророка Мухаммеда — считается вторым по значению (после Корана) источником вероучения в исламе.
2 Имеется в виду пророк Мухаммед.
3Имам — в буквальном переводе «впереди стоящий». Духовный глава мусульман, обладающий политической властью, или духовное лицо, руководящее молитвой.
269
...Он сказал: «Возвеличивающий мирского человека как бы возвеличивает идола». Он сказал: «Кто вошел к мирскому человеку и унизился пред ним, вера того убыла на треть».
Тема 4
БУДДИЗМ
4. Из «Виная-Питаки», ок. III в. до н. э. «Благие истины»
«Одна крайность предполагает жизнь, погруженную в желания, связанную с мирскими наслаждениями; это жизнь низкая, темная, заурядная, неблагая, бесполезная. Другая крайность предполагает жизнь в самоистязании; это жизнь, исполненная страдания, неблагая, бесполезная...
Каков же... средний путь... способствующий постижению, способствующий пониманию, ведущий к умиротворению, к высшему знанию, к просветлению, к нирване?
Этот благой восьмеричный путь таков: правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильная память, правильное сосредоточение ..
А вот... благая истина о том, что существует страдание Рождение —страдание, старость —страдание, болезнь —страдание, смерть — страдание, соединение с тем, что неприятно, — страдание, разъединение с тем, что приятно, — страдание, когда нет возможности достичь желаемого — это тоже страдание.
А вот... благая истина о том, что страдание имеет причину. Это жажда, ведущая к перерождениям, связанная с наслаждением и страстью, находящая удовольствие то в одном, то в другом...
А вот... благая истина о том, что страдание может быть уничтожено. Это уничтожение жажды и полное уничтожение страсти, отказ от них, отречение от них, освобождение от них, отвращение от них».
5. Указы царя Ашоки, III в. до н. э.
Прежде не было такого порядка, чтобы во всякое время заниматься людскими делами... Теперь мною установлено так. Во всякое время... пусть оповещают меня о людских делах. ...Ибо я считаю, что долг мой — это благо всех людей ... То, к чему я стремлюсь, — это достичь освобождения от долга перед живыми существами. Здесь, в этом мире, я желаю, чтобы они обрели счастье, а в другом мире пусть они достигнут неба.
 «Нет такого дара, который мог бы сравниться с даром дхар-мы1...
Вот что это значит: подобающее отношение к рабам и слугам — благо, покорность матери и отцу — благо, щедрость по отношению к друзьям, знакомцам и сородичам, а также к брахманам... — благо, неубиение живых существ —благо.
*   *   *
Хочу, чтобы они2 не испытывали страха передо мной, чтобы дышали спокойно, чтобы исходило и-м от меня счастье, но не несчастье.
Вопросы и задания
1. Прочитайте текст 1 Вспомните, что представлял собой западноевропейский город и какую роль он играл в социально-экономической и политической жизни Западной Европы. Приведите примеры, подтверждающие фразу Ф. Броделя о Западе. «Его города толкали его вперед». Почему эта характеристика неприложима к восточному городу? Под чьей властью находились восточные города? В какие периоды они могли получить относительную самостоятельность? Чем, с вашей точки зрения, объясняется желание нарождавшейся на Востоке буржуазии примкнуть к чиновничеству? Каким образом государство препятствовало свободе деятельности купцов и ремесленников? Приведите примеры, опираясь на изученный материал.
2. Прочитайте текст 2. Как объясняет Конфуций необходимость управлять народом гуманно? Почему именно императорскую власть и чиновников считает ответственными за все происходящее? Какая роль, активная или пассивная — отводится им народу? В чем, с точки зрения Конфуция, состоит долг благородного человека, живущего в несправедливо устроенном государстве? Подумайте над фразой Конфуция: «На зло отвечают справедливостью». Как можно интерпретировать эту фразу, если речь идет об отношениях между властью и обществом?
3. Прочитайте текст 3. Ислам до мельчайших подробностей регламентировал жизнь человека. Проанализировав приведенный текст, а также те сведения, которые содержатся в тексте главы, попробуйте нарисовать портрет истинного мусульмани-
Дхарма — в данном случае важнейшие положения буддиз-
ма.
2 Имеются в виду подданные.
271
на Обратите особое внимание на отношение к людям, наиболее униженным в восточных обществах, — к женщинам и рабам Почему Мухаммед запрещал раболепствовать перед вышестоящим7 Как в целом можно охарактеризовать отношение ислама к личности человека9 Чем оно отличается от христианского9
4. Прочитайте текст 4 Подумайте, почему буддизм отрицает крайний аскетизм и страсть к мирским удовольствиям, исходя из отношения этой религии к страстям Под силу ли обычному человеку придерживаться тех истин, которые проповедовал Будда7 Почему9 Что имеет в виду Будда, говоря, что причина страдания — это жажда, ведущая к перерождению, т е привязанность к земному миру7

Культура России не есть ни культура ее ропейская, ни одна из азиатских, ни суд ма или механическое сочетание из элеменЩ тов той и других.
Из декларации евразийцев (19261
...Раскинувшись между двух великих деле-' ний мира, между Востоком и Западом... мы бы должны были сочетать в себе две великие основы духовной природы — вооб ражение и разум и объединить в своем про свещении исторические судьбы всего зем кого шара. Не эту роль предоставило нам Провидение.
П Чаадаев

По географическому положению и по этническому составу Россия совмещает в себе Европу и Азию. Не случайно ее называли Евразией или Срединным миром, подчеркивая ее промежуточное положение между Западом и Востоком.
Как это влияет на социально-экономическую жизнь России, на ее государственность и духовную культуру? Что именно, Восток или Запад, преобладает в ней? В каком направлении идет развитие России?
Все эти вопросы имели и до сих пор имеют дискуссионный характер. Одни историки видели в России часть Европы, хотя отмечали, что она развивается более медленно. Другие решительно разъединяли ее с Европой, утверждая, что это самобытная цивилизация, у которой есть свой собственный исторический путь.
Какую точку зрения можно считать наиболее правильной? Чтобы решить эту непростую проблему, давайте обратимся к истории.
•   Экстенсивный — «расширяющийся», «увеличивающий ся количественно».

 §1
ПРОСТРАНСТВО ЦИВИЛИЗАЦИИ

Вся история России — это непрерывный, затянувшийся на многие века процесс расширения географического пространства. Такой путь можно назвать экстенсивным: Россия постоянно сталкивалась с проблемой освоения новых земель по мере своего продвижения на восток. Учитывая тяжелые географические и климатические условия, низкую по сравнению с Западной Европой плотность населения, сделать это « разбегающееся» пространство цивилизованным было очень сложной задачей1.
В конце XVI в. поход казацкого атамана Ермака (1581—1582) положил начало освоению богатой природными ресурсами Сибири. Продвижение по Сибири происходило невероятно быстро: в течение первой половины XVII в. колонисты преодолели расстояние от Уральских гор до берегов Тихого океана.
Территория Нечерноземья была не слишком благоприятной для развития земледелия. Урожайность была низкой (как правило, «сам-три», т. е. одно посеянное зерно при уборке урожая приносило только 3 зерна). Причем такая ситуация в России сохранялась вплоть до XIX в. В Европе же к XVI—XVII вв. урожайность достигла «сам-пять», «сам-шесть», а в Англии, стране с высокоразвитым земледелием, — «сам-десят». Кроме того, суровый континентальный климат чрезвычайно сокращал период сельскохозяйственных работ. На севере, в районах Новгорода и Пскова, он длился всего четыре месяца, в центральных областях, около Москвы, — пять с половиной месяцев. (У западноевропейского крестьянина этот пе-
1 Подробно история России изложена в учебник «История России» для 10 класса под редакцией А. Н. Сахарова (ч. 1 — с древнейших времен до конце XVII в.; ч. 2 — конец XVII— XIX в.) М., Просвещение, 1995.

риод охватывал 8—9 месяцев, т. е. он располагал гораздо большим количеством времени для обработки земли.)
Наиболее плодородна в России степь, где преобладающим типом почвы является плодородный чернозем, толщина которого достигает трех метров. Чернозем покрывает площадь около 100 млн га; это ядро земледельческих районов России. Однако степные земли стали осваиваться сравнительно поздно — лишь в конце XV—XVI вв. Полностью степью русские овладели в конце XVIII в., после решающего поражения, нанесенного туркам. Районы, где издавна развивалось только скотоводство, превращались в земледельческие под руками русского пахаря. Освоение черноземья позволило уже в XVI в. резко увеличить количество товарного хлеба, а в XVII в. — начать продажу хлеба за границу.

Освоение Сибири (волны экспансии)
_  _  _ Границы  Российской  империи в  конце ХУШв
освоение Сибири - волны экспансии

Большую роль в экономической жизни России играли промыслы (охота, рыбная ловля, бортничество). Этот источник благополучия долгое время не иссякал за счет освоения все новых и новых регионов с практически нетронутой природой.
Огромные расстояния создавали препятствия для в целом активно развивавшейся торговли. Большую помощь здесь оказывали реки, многие из которых имели не только местное, но и крупное международное значение. Наиболее важным был знаменитый водный путь «из варяг в греки», т. е. из Скандинавии (из Финского залива в Ладожское озеро и далее до верховий Днепра) в Византию, в Черное море. Другой путь шел по Волге и далее в Каспийское море.
И все-таки было нелегко обеспечить прочные экономические связи между всеми регионами (особенно по мере разрастания географических рамок страны), а это замедляло развитие их экономической специализации и рынков сбыта. Слабое развитие рынков сбыта не способствовало экономической специализации различных районов, а также не создавало стимулов для интенсификации сельского хозяйства.
Итак, пространство России, при всех его больших потенциальных богатствах, создавало и значительные трудности для развития цивилизации: ведь его нужно было освоить, а это требовало времени, людских ресурсов и тяжелых усилий.
Вопросы и задания
1. Расскажите об особенностях географических и климатических условий, в которых развивалась Россия Как они влияли на уровень сельского хозяйства'' Какое значение в жизни русского крестьянина имели промыслы? Почему9
2. Почему развитие России называют экстенсивным9 Какие трудности создавало экстенсивное развитие9 В чем были его положительные результаты?

§2
ОСНОВЫ МОНАРХИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Менее ряд отличительных признаков тоталитаризма уже выявлен

Церковь вкладывала в сознание своей паствы идею о существовании особого христианского мира
Первая потребность человека
Пытался использовать буддизм как объединяющую идейную основу для сильного централизованного государства

сайт копирайтеров Евгений