Пиши и продавай! |
I . Ментальный и культурный синкретизм 131 нью рационализации, хотя и попытаемся дать максимально объемную картину этого явления. Итак, начнем. Россия — «тяжелая страна: ни революция, ни реакция в ней до конца не проходят. Русская жизнь — это единство реакции и революций. А определяет это единство системообразующий элемент, ядро этой системы — Русская власть, называется ли она самодержавием или коммунизмом» 1) . Попробуем выяснить причины, определяющие наличное положение вещей. Российская социокультурная система находится в крити ческой близости от зоны бифуркации или в ней самой, сопро тивляясь определенности вообще и определенности исторического выбора в частности: «Символическим воплощением такой перманентной „зыбкости", „смысловой неопределенно сти" является знаменитый „русский авось", означающий в ко нечном счете надежду на стихийное стечение обстоятельств, в результате которого все проблемы разрешатся как бы сами собой, без каких-либо субъективных усилий человека» 2) . Что означает собой перманентная жажда физического неделания, в знаковой форме явленная в образах Емели, Иванушки-ду рачка в русских народных сказках, былине об Илье Муромце, лежащем на печи тридцать лет и три года, как не отчаянную попытку избежать осознанного личного выбора. В конечном счете это попытка эмансипации от личной и общественной судьбы. Сохранение возможности жить как в зоне бифуркации, так и в непосредственной близости от нее, более того, сохранение веры в чудо, в необязательность, прерывистость причинно-следственных связей до сих пор является значи мыми элементами во многом языческого массового сознания. Это имманентное стремление к избеганию определенно сти, пусть и в отношении «окончательности» судьбы И. Гете
1) Пивоваров Ю.С., Фурсов А.И. Русская система и реформы // Pro et contra. Проблемы глобализации. M.: 1999. С. 180. 2 ) Кондаков И. В. О механизмах повторяемости в истории русской куль туры // Искусство в ситуации смены циклов: Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах. M .: Наука, 2002. С. 270. 132 Глава 2. Анатомия российского традиционализма хорошо выразил Ортега-и-Гассет: «Жизнь — это неизбежная потребность определиться, вписать себя целиком в исклю чительную судьбу, принять ее, иными словами, решиться быть ею. Независимо от наших желаний мы обязаны осу ществить наш „персонаж", наше призвание, нашу жизнен ную программу, нашу „энтелехию"... (Гете. — С. Г.) хочет сохранить за собой право распоряжаться. Всегда» 3). В исторической судьбе России также присутствует, эксплицируясъ в огромном количестве внешних проявлений, это амбивалент ное начало, желание сохранить за собой право неделания, избегнуть определенности выбора. Разновекторность, проти воречивость российской социокультурной системы проявля ется во всех сферах социальной и интеллектуальной жизни. Отсюда на выходе, в сфере практических результатов получается «ни то, ни се, а черт знает что», т. е. то, о чем так емко сказал В. С. Черномырдин: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Русский философ Ф. А. Степун проводит параллели между способом хозяйствования и формой мышления, от мечая синкретические начала российской жизни, проявляю щиеся как в жизни простого народа, так и интеллигенции «в отрицательном отношении к началу формы и дифференциации. В специфической русской религиозной философии есть та же самая неряшливость, что и в русском земельном хозяйствовании. Отсутствию сельскохозяйственных машин соответствует отрицание методов и преемственно усовер шенствуемых навыков мысли» 4) . Формы социальных отношений и жизненных укладов наслаиваются, смешиваются и прорастают друг сквозь друга, образуя причудливый и противоречивый симбиоз. Главная функция традиционного сознания заключается в адаптации человека к существованию в противоречивой ситуации этого смешения социальных отношений и жизненных укладов. 3) Ортега-и-Гассет X . В поисках Гете // Эстетика. Философия культуры / Пер. с исп. А. Б. Матвеева. M .: Искусство, 1991. C .456. 4) Степун Ф. А. Мысли о России / Вступ. статья и сост. В. Борисова // Новый мир. 1991.№6. C .223. I . Ментальный и культурный синкретизм 133 Адаптация эта осуществляется посредством минимизации количества противоречий, достигаемая посредством их разделения на осозноваемые, на которые следует каким-либо образом реагировать, и неосозноваемые, и потому как бы несуществующие. В рамках этой мифологемы имперское государство |
|
|
|