Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

история античности
Музыканты. Фреска из этрусского некрополя в Тарквиниях V в. до н. э.
Основание города не было для этрусков только технической проблемой. Это был священный ритуал, в котором отразились представления этрусков о городе как о земном подобии космического порядка. Поэтому прежде чем основать город, они узнавали волю богов по полёту птиц. Затем жрец определял священное место — центр города. Через центр города проводили две главные оси: одну — с востока на запад, вторую — с севера на юг. Основатель города, покрыв голову платком, прокладывал плугом с бронзовым лемехом борозду вокруг территории будущего города. Поднятый пласт земли должен был лечь внутрь круга, чтобы в город текло богатство. Плуг тянули бык и нетель; бык — с внешней стороны круга, чтобы город был сильным по отношению к внешним врагам, нетель, как символ будущего изобилия в городе, — с внутренней. Борозда в представлении людей того времени играла ту же роль, что и крепостные стены. Она разделяла два мира — тот, что находился под защитой богов, и тот, который был её  лишён. Священная борозда и сооружавшиеся на её  месте вал и ров составляли священную городскую границу, которая находилась под защитой богов. Переход через неё  или застройка вала считались религиозным преступлением и карались смертью.
*
история античности
Этрусский рельеф на слоновой кости "Аристократы на банкете". 520—500 гг. до н. э. Флоренция. Археологический музей.
городов. Склепы, повторяющие планировки жилых домов знати, украшенные фресками и заполненные драгоценной утварью, рассказывают о быте этрусков, их представлениях о мире и богах, об их искусстве и уровне развития ремесла, широких торговых связях с народами Средиземноморья. Словом, в распоряжении историков имеется обширный материал для изучения различных сторон жизни древней Этрурии. Тогда почему же в течение веков этруски остаются «загадочными»? А дело в том, что учёные не знают самого главного: кто они, когда и как появились в Италии, на каком языке говорили. О происхождении этрусков спорили ещё античные писатели. Греческий историк Геродот утверждал, что этруски, или тиррены, как их называли в древности, приплыли по морю из малоазийской Лидии. Писатель Дионисий Галикарнасский, возражая ему, доказывал, что этруски — один из местных италийских народов. В труде римского историка Тита Ливия есть указание, правда очень смутное, на северное происхождение этрусков. Спор, начатый в древности, продолжают современные исследователи.
На исторической сцене этруски возникают как-то внезапно, вдруг. На этом основывается предположение, что этруски не принадлежали к коренному населению Италии. В VIII в. до н. э. между реками Тибр и Арно появляется высокоразвитая городская культура, далеко обогнавшая в своём развитии культуру соседних народов. Создателями её были этруски, а заселённый ими район Средней Италии античные писатели назвали Этрурией.
Этрурия, однако, не являлась единым государством, а представляла собой союз 12 самостоятельных городов-государств — «двенадцатиградие». Крупнейшими из них были Арреций, Перузия, Вольсинии, Цере, Тарквинии, Клузий, Вейи. Города, входившие в союз, объединяя культ богини Вольтумны (по другой версии — бога Вертумна). Святилище находилось близ города Вольсинии, где
151

 

история античности
Золотая этрусская пластина с текстом.
500 г. до н. э.
Рим.
история античности
Этрусская ваза

(чернофигурная с изображением Персея и кита). 520 г. до н. э. Швейцария.

раз в год собирались представители городов и устраивали торжественные игры в честь почитаемого божества. Они избирали царя, который, однако, не имел реальной власти. Даже в вопросах внешней политики каждый город руководствовался исключительно собственными интересами. Когда же требовались совместные военные усилия, то вопрос 6 создании союзного войска решал не глава двенадцатиградия, а совет представителей городов.
Политическая история этрусских городов-государств совершенно неизвестна, и разговоры о системе управления этих государств или о различных социальных группах этрусского общества — не более чем предположения, зыбкие и неясные. Древнейшая форма правления в этрусских городах в VI в. до н. э., судя по характеру власти царей этрусской династии в Риме, была близка к монархической. Внешними знаками царской власти были переносное кресло из слоновой кости, двойной топор — лабрис, связки прутьев — фасцы и скипетр с навершием в виде орла. Царь носил тогу, расшитую пальмовыми листьями, и венец из золотых дубовых листьев. Эти атрибуты перешли позднее к магистратам — высшим должностным лицам.
По-видимому, в конце VII или начале VI в. до н. э. в большинстве этрусских городов стали править выборные должностные лица — представители местной аристократии. Их функции и названия этих должностей практически неизвестны. С некоторой долей уверенности можно говорить лишь о том, что вся полнота власти находилась в руках аристократии. Неясной остаётся и сущность этих республик: были ли они гражданскими общинами, похожими на греческие полисы, или городами-государствами восточного типа. Считать их полисами не позволяет отсутствие данных о наличии в них свободных граждан, которые все (богатые и бедные, знатные и незнатные) были бы равны перед законом и не могли находиться в отношениях личной зависимости друг от друга. Отчётливо выделяется только слой населения, находящийся в экономической и политической зависимости от аристократии. В этрусских надписях эти люди называются «этера» — сотоварищи: они должны были оказывать помощь своему покровителю и составляли его военную дружину.
Фрески гробниц этрусской знати и свидетельства античных писателей позволяют говорить о наличии рабства в этрусском обществе. Но находил ли труд рабов широкое применение в ремесленном производстве или они использовались как домашняя прислуга, определённо сказать невозможно.
В VII в. до н. э. этруски начали распространять своё влияние на соседние с Этрурией области. Их города появляются в плодородной Кампании и на севере Апеннинского полуострова, в долине реки По. Самыми крупными из них были Капуя, Нола, Фельсина, Мантуя, Спина. Вопрос о господстве этрусков в Лациуме является спорным. Одни исследователи считают, что они завоевали эту область и основали Рим, подкрепляя свою точку зрения тем, что именно в период правления царей этрусской
152

династии Тарквиниев Рим стал самым могущественным городом Лациума (см. ст. «Древний Рим»). Другие же, ссылаясь на римских писателей, говорят лишь об этрусском влиянии на эту территорию.
Дальнейшему продвижению этрусков на юг полуострова и за его пределы мешали греческие города, появившиеся в период Великой колонизации в VIII в. до н. э. в южной Италии и Сицилии. Этруски, обладая сильным флотом, стремились господствовать в прилегающих к Италии морях. Их соперничество с греками привлекло внимание Карфагена, могущественного города на северном берегу Африки, основанного финикийскими купцами. Карфаген главными своими конкурентами на морских торговых путях считал греков и поэтому встал на сторону этрусков. Союзникам удалось не допустить усиления греческого влияния и закрепить за этрусками господство в Тирренском и Адриатическом морях, а со временем и в названиях этих акваторий: тирренами, как уже говорилось, древние называли этрусков, а Адрия — один из этрусских городов на восточном побережье Италии.
Далеко не дружественные отношения между греками и этрусками не помешали, однако, экономическому и культурному обмену между ними. Этруски использовали греческий алфавит для создания своей письменности; знакомство с греческой религией и мифологией оказало большое влияние на их религиозные представления и искусство. Греческие ремесленники селились в этрусских городах; это способствовало развитию там собственного ремесленного производства. Расположенное недалеко
от города Цере греческое поселение Пирги превратилось в важный морской порт. Сюда привозили товары из стран Средиземноморья: дорогие расписные вазы из Коринфа, золотую и серебряную посуду из Сирии, Финикии и с Кипра, драгоценные ювелирные изделия и слоновую кость с Востока. В свою очередь Этрурия вывозила изделия из металлов, которыми славились её мастера.
К сожалению, трудно сказать что-либо определённое об облике этрусских городов. Строгая планировка с системой взаимопересекающихся улиц сменяет хаотичную застройку лишь в VI—V вв. до н. э. В это же время появляются трубопроводы, снабжающие города питьевой водой. О строительном мастерстве этрусков можно судить по системе каналов для отвода сточных вод, построенной в Риме во время правления царя Тарквиния Древнего. С её помощью было осушено болото между Палатином и Капитолием. Она просуществовала 19 веков и сейчас является частью канализационной системы Рима.
Особенным уважением у этрусков пользовались жрецы-гаруспики. Они предсказывали будущее по внутренностям животных, полёту птиц и по наблюдениям за молниями. Подобные гадания по печени животных совершались в Вавилоне и странах Малой Азии. Изображение печени было найдено археологами в Этрурии, что свидетельствует либо о тесных связях этрусков с народами Восточного Средиземноморья, либо об их восточном происхождении.
история античности
Этрусский город.
153

Этрусские жрецы, гаруспики, предсказывали судьбу человека или целого государства по полёту птиц, печени жертвенного животного, а также занимались толкованием знамений, посылаемых богами с помощью молний. Этруски делили небесный свод на 16 частей, в каждой из которых помещался один из богов. Восточная сторона небосвода считалась благоприятной, а западная — неблагоприятной. Жрец, наблюдавший за молниями, став лицом к югу, старался точно определить, откуда молния вышла и куда была нацелена. При этом он определял не только то, какой именно бог послал молнию, но и почему он это сделал, как надо выполнять его волю. Одни молнии советовали или, наоборот, не советовали приниматься за дело, в успехе которого вопрошающий не был уверен. Другие молнии посылались уже после того, как человек совершил поступок, чтобы показать, был ли он хорошим или плохим. Были, например, молнии, предназначенные для тех, кто в данный момент ничего не делал, и являвшиеся напоминанием или даже прямой угрозой. Самые грозные молнии шли с северо-запада, самые благоприятные вспыхивали на северо-востоке. Определённое значение имели при этом цвет и форма молнии, время, когда она сверкнула, место, куда она ударила. Если молния попала в общественное здание или на общественную территорию, значит, поселению угрожали внутренние раздоры или государственный переворот. Если же она ударила в городскую стену, то гаруспики предсказывали нападение врага, и именно с той стороны, куда молния попала.
По убеждению этрусков, во власти гаруспика было отвести угрозу бога или по крайней мере смягчить её. Место, куда попала молния, гаруспики тщательно очищали, устраняли следы удара молнии и закапывали всё, что было ею повреждено. Затем они окружали пострадавший участок оградой и посвящали божеству, а для смягчения его гнева приносили жертву. На месте «захоронения» молнии делалась надпись.
*
Очевидное сходство с религиозными представлениями народов Востока имеет и заупокойный культ этрусков. Они верили, что после смерти человек продолжает жить в другом мире, поэтому стремились обеспечить усопшего всем, к чему он привык в земной жизни. Знать строила для себя похожие на дворцы склепы, создание которых требовало огромных материальных и трудовых затрат. Ничего подобного не было ни в Древней Греции, ни в Древнем Риме, зато очень напоминает гробницы Египта и других стран Востока.
Мир этрусских богов известен нам главным образом по их именам, которые в результате тесных контактов этрусков с греками и римлянами приобрели довольно знакомое звучание: Аплу — Аполлон, Нетун — Нептун, Марис — Марс. Высшим божеством этрусского пантеона был бог неба, повелитель молний — Тин. Богиня плодородия — Уни под влиянием греческой мифологии превратилась в его супругу, подобно Гере — супруге Зевса.
Сохранившиеся надписи на этрусском языке читаются довольно легко, ведь этрусский алфавит основан на древнегреческом. Но, прочитывая слова, учёные не могут понять их значения. Успехи весьма незначительны: за сто с лишним лет разгадано около ста слов, и то — предположительно... Причина в том, что ни среди древних, ни среди современных языков не найдено родственного этрусскому языка. Но даже если этрусские надписи когда-нибудь «заговорят», это вряд ли поможет учёным. Сохранились только очень короткие надписи на стенах гробниц, керамике, изделиях из кости и металла, хотя, по сведениям античных писателей, у этрусков была богатая литература, посвящённая вопросам религии, юридическим и научным темам. Однако после того как во II в. до н. э. этруски романизировались и перестали говорить на своём родном языке, всё бесследно исчезло. Без памятников письменности изучать культуру очень трудно: многое приходится домысливать, реконструировать, и целые страницы истории народа остаются неясными.
Расцвет могущества этрусков был кратковременным, и уже в конце VI в. до н. э. начинают появляться первые признаки упадка. Осложнилась внутриполитическая ситуация в Этрурии. В городах наступает период смут, вызванных, вероятно, борьбой аристократических группировок за власть. Активизируется и внешний, враждебный этрускам мир. Греки, особенно обитатели колоний в Сицилии, теснят этрусков на море. Римляне изгоняют этрусский царский род Тарквиниев, и попытка Порсены, царя города Клузия, вернуть Тарквиниям престол заканчивается неудачей. В 70-х гг. V в. до н. э. этруски теряют власть над Кампанией, а на севере полуострова их всё настойчивее атакуют галлы. На протяжении IV в. до н. э. этрусские города ожесточённо борются с набирающим силу Римом за свою независимость, но каждый действует сам по себе. Раздробленность этрусков ослабляет их сопротивление внешним врагам, и в конце концов они оказываются под властью Рима. Мощная римская культура поглощает этрусский мир.

ДРЕВНИЙ РИМ

Рим поистине «вечный город», и не только потому, что, выйдя из тьмы варварства в VIII в. до н. э., он продолжает стоять на берегах реки Тибр и в наше время. За свою более чем двухтысячелетнюю историю он прошёл путь от маленькой крестьянской общины до мировой державы, создав культуру, которая легла в основу нашей цивилизации. Герои Рима спустя тысячу лет после его падения остались постоянными спутниками человека европейской культуры. Философы и поэты, политики и полководцы беседовали с ними, спорили и опровергали, любили и ненавидели словно своих современников.
А начиналась история Рима в нижнем течении реки Тибр на Апеннинском полуострове. На левом берегу Тибра здесь расположена цепь холмов, возвы-
154

история античности
1. Крупнейшие племена на территории Италии.    
2. Греческие полонии.
3. Граница Римской республики в конце VIв. до н. э.    
4. Важнейшие дороги.    
5. Направление похода галлов против Рима.
6. Территория захваченная Римом к 264 г. до н. э.   
7. Районы, в которых были основаны поселения римлян.
8. Территория Кардзагенской державы к 264 г. до н. э.
шающихся над болотами. Самое раннее поселение римлян, одного из племён латинян, появилось на холме Палатин. С крутыми склонами, окружённый болотами, он был удобным убежищем от врагов. Рядом проходила «соляная дорога», по которой в глубь Италии доставляли выпаренную из морской воды соль. Место было бойким, оживлённым. Постепенно вокруг поселения на Палатине объединяются посёлки, расположенные на соседних холмах — Эсквилине, Квиринале, Целии, Капитолии, Вилинале и Авентине. Поэтому Рим часто называют «городом на семи холмах».
Позднее римляне создали легенду, согласно которой основателем Рима был царь Ромул, и даже очень точно высчитали дату этого знаменательного события — 21 апреля 753 г. до н. э. Родословную основателя города они возвели к легендарному троянскому герою Энею. После разрушения Трои греками-ахейцами Эней, сын богини Афродиты и смертного человека Анхиза, бежал из разрушенного города и с помощью богов прибыл в Италию к царю Латину. Римляне были твёрдо убеждены в своём греческом происхождении.
После Ромула, по свидетельству древнеримских историков, в Риме на протяжении VIII—VI вв. до н. э. правили ещё шесть царей: Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый. Поэтому этот период в истории Рима получил название «царский». В это время Рим постепенно превращается из примитивной варварской общины в город-государство. По преданию, Ромул придал общине правильную организацию, создал сенат — совет старейшин из ста человек, который вместе с царём и народным собранием стал управлять Римом. Первых трёх царей, включая Ромула, современные историки считают фигурами легендарными. Цари же так называемой «этрусской династии», Тарквиний Древний, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый, являлись реальными историческими деятелями. Они
155

история античности
Трирема.
были этрусками по происхождению, и история их воцарения в Риме до сих пор вызывает споры среди учёных. Одни считают, что они просто переселились в Рим и были избраны там царями, другие настаивают на завоевании Рима этрусками.
Этруски создали на территории Италии интересную и своеобразную культуру, требующую особого рассказа (см. ст. «Этрурия и этруски»). Здесь же следует отметить огромное влияние, которое они оказали на историю и культуру Древнего Рима. Этруски стояли в VII—VI вв. до н. э. на более высоком уровне развития, чем римляне, поэтому с воцарением в Риме этрусской династии меняется и облик города, и сам характер царской власти. Например, Сервий Туллий обнёс город крепостной стеной и провёл очень важную реформу, похожую на реформу Солона в Афинах. Он разделил всех жителей Рима на пять имущественных классов и распределил, в зависимости от их состояния, права и обязанности населения города. Правление же последнего царя — Тарквиния Гордого — осталось в памяти римлян как жестокая тирания. Дело в том, что этрусские цари стремились присвоить себе всю полноту власти в общине. Появляются представление о высшей неделимой власти — «империй» — и внешние знаки её отличия: цари носят пурпурное одеяние, восседают на троне из слоновой кости, их сопровождает свита ликторов из 24 человек, несущих фасцы — связки прутьев с топором в середине. Фасцы означали право царя решать вопрос о жизни и смерти любого члена общины. Это усиление власти царей вызывало недовольство родовой знати, заседавшей в сенате, с которым цари всё реже совещались и против воли которого проводили свою политику. Поэтому и Тарквиний Древний, и Сервий Туллий были убиты, а против Тарквиния Гордого знать подняла восстание, сумев привлечь на свою сторону римский народ. Тарквиний Гордый и весь его род были изгнаны из Рима, а царская власть
навсегда отменена. Всякий, кто пытался её восстановить, объявлялся врагом римского народа и подлежал смертной казни. Событие это, как считают древнеримские писатели, произошло в 510 г. до н. э.
Вместо царей в Риме стали ежегодно избирать двух должностных лиц — консулов. Консулы, т.е. совещающиеся вместе, получили империй — высшую неделимую власть, которой раньше обладали цари. Но поскольку этой властью в равной мере наделялись оба должностных лица и время пребывания их в должности ограничивалось сроком в один год, консулы оказывались под сильным контролем сената, членство в котором было пожизненным. Именно сенат с этого времени располагает всей полнотой политической власти в общине. Постепенно число должностных лиц увеличилось, а в случае большой военной опасности стали назначать диктатора — единоличного правителя — сроком на полгода (см. ст. «Диктатура»).
В ранней римской республике (V—IV вв. до н. э.) помимо деления граждан на пять имущественных классов существовало ещё деление на два сословия: патрициев и плебеев. Патрициями в это время называли римских аристократов, из среды которых избирались магистраты — лица, занимавшие высшие должности. Плебеи — масса, народ — были свободным, но не полноправным населением Рима. Многих плебеев за долги обращали в рабов. Они не принимали участия в управлении государством. Уже с самого начала V в. до н. э. между патрициями и плебеями разгорелась острая борьба. Плебеи боролись за уничтожение кабального долгового рабства и утверждение гражданского равноправия. Эта борьба растянулась на два столетия.
Рим с самого начала своей истории вёл постоянные войны с соседями либо за сохранение своей независимости, либо за захват чужой земли. Эти войны требовали напряжения сил всего народа, поэтому патриции были вынуждены делать некоторые
156

история античности
Интерьер атриума (помещение, где принимали гостей).

история античности
1. Территория Римской республики к 49 г. до н. э.    
2. Направление важнейших походов войск Цезаря
3. Места и годы важнейших сражений войск Цезаря.
4. Место победы Антония и Октавиана над республиканцами в 42 г. до н. э.
5. Движения флота:  история античности— Октавиана: история античности  — Антония.
6. Место победы флота Октавиана над флотом Антония в 31 г. до н. э.
уступки плебеям. Первой их победой было получение права избирать народных трибунов, которые должны были защищать плебс от произвола патрициев. С помощью народных трибунов плебеи смогли усилить давление на патрицианскую знать. В 451— 450 гг. до н. э. была произведена запись законов, получивших название «Законы XII таблиц». Они не уничтожили кабального рабства, но ограничили произвол патрицианских магистратов и положили начало римскому гражданскому праву.
Как уже было сказано, борьба патрициев и плебеев шла одновременно с борьбой Рима сначала за укрепление своего положения среди латинских племён в Лациуме, затем с италийскими племенами Средней Италии, греческими полисами Южной Италии и этрусскими городами. Войны эти были тяжёлыми, и не всегда римляне одерживали победы. В 390 г. до н. э. Рим был захвачен галлами — племенами, пришедшими в Италию с севера и обосновавшимися в долине реки По. Галлы разрушили и сожгли город, и только небольшой отряд римской молодёжи во главе с Марком Манлием сумел укрепиться на Капитолии. Галлы не смогли захватить его и долго осаждали. По преданию, когда галлы попытались ночью прорваться на Капитолий, священные гуси храма Юноны разбудили спящую стражу и спасли Рим (см. ст. «Галлы»). Галлы, удовлетворившись большим выкупом, ушли на север Италии.
Во время одной из войн с союзом самнитских племён в Средней Италии римляне попали в засаду в узком лесистом Кавдинском ущелье. Консулы, возглавлявшие армию, были вынуждены принять все условия, продиктованные самнитами, и, сверх того, вся римская армия была подвергнута тяжкому унижению. Сдав оружие, полураздетые воины по одному прошли под игом — сооружением из трёх копий в виде буквы П.
Но поражения не останавливали римлян. Собравшись с силами, учтя свои ошибки, они вновь бросались в наступление. Война давала большую добычу и, главное, землю, которой всегда не хватало крестьянам. Выгоды от завоеваний ощущали все члены общины, и это объединяло их. К 60-м гг.
158

история античности
Жизнь города.

история античности

Римские осадные орудия.

III в. до н. э. почти вся Италия была завоёвана римлянами. Завоёванные города и общины объявлялись союзниками Рима и, сохраняя права внутреннего самоуправления, должны были поставлять в римскую армию вспомогательные воинские отряды. Некоторые самые привилегированные общины получали права муниципий — их жители, переселившись в Рим, имели права римского гражданства.
Превращение Рима из маленькой, никому не известной крестьянской общины в властелина всей Италии не только поразило его современников, но заставило и самих римлян задуматься над причинами своих побед. Римляне объясняли их идеальным политическим строем своего государства и превосходством своих нравов и обычаев над обычаями других народов. Они были уверены, что их город специально создан богами для того, чтобы, завоевав другие народы, установить во всём мире свой порядок. Высшими добродетелями римляне считали храбрость, выносливость, трудолюбие, непреклонную честность и справедливость. Образцом этих добродетелей был такой герой, как Луций Квинкций Цинциннат, назначенный во время тяжёлой войны с италийскими племенами эквов и сабинов в 458 г. до н. э. диктатором. Римский историк Тит Ливий рассказывает, что, когда послы сената пришли к Цинциннату, он работал на своём небольшом наделе земли. Отёрши пыль и пот и надев тогу, он
выслушал послов и немедленно отправился в Рим. Разбив врагов и сложив диктаторские полномочия, Цинциннат снова вернулся на своё поле (см. ст. «Диктатура»).
Маний Курий Дентат, герой третьей самнитской войны и победитель царя Пирра Эпирского (275 г. до н. э.), якобы сам варил себе репу и говорил, что предпочитает побеждать тех, кто имеет золото, а не иметь его самому.
Во время великих завоеваний у римлян, очевидно, были некоторые основания для чувства превосходства над другими народами. Ведь им приходилось бороться либо с племенами, уступавшими Риму в своём развитии, либо с народами, значительно дальше Рима ушедшими по пути цивилизации, — греками и этрусками. Слабость последних перед натиском Рима была обусловлена тем, что они сопротивлялись ему поодиночке. Кроме того, более высокий уровень развития неизбежно ведёт к усложнению отношений в обществе, к обострению противоречий в нём. Поэтому внутренние неурядицы, которые переживали греческие и этрусские города, не позволяли им оказать Риму достойное сопротивление. Рим же не знал ещё силы денег и богатства, и его некоторая «отсталость» во время войн с более развитыми, но ослабленными внутренней борьбой греками и этрусками обращалась в его силу.
После завершения борьбы патрициев и плебеев
история античности
Бой гладиаторов.
160

(287 г. до н. э.) в Риме окончательно сложился полисный тип государства, такой же, как и в Греции. Каждый гражданин римской общины имел право на земельный участок и долю в военной добыче. Все граждане в равной мере были ответственны перед законом, и нельзя было обратить гражданина за долги в рабство. Народное собрание было высшим избирательным и законодательным органом. Но простые люди практически не могли занять высшую должность в государстве и получить доступ в сенат. Политический строй Рима носил ярко выраженный аристократический характер. Вся власть была в руках знати (нобилитета), которая тщательно охраняла магистратуры и сенат от проникновения людей незнатного происхождения.
Высшей ценностью для римского гражданина был сам Рим, поэтому каждый должен был в первую очередь заботиться о благе всей общины и в последнюю — о своём. Однако постоянные войны требовали не только единства всех граждан, но и мужества каждого в отдельности. Поэтому в римской культуре, как ни в одной культуре Древнего Мира, проявились уважение и интерес к личности. В домах знатных семей хранили изображения предков, прославившихся в военных походах или способствовавших процветанию общины.
Подчинив своей власти Италию, Рим устремил жадные взоры на богатый и плодородный остров Сицилия. Это была завидная добыча. Но, чтобы её захватить, Риму пришлось бы помериться силами с крупнейшей державой Западного Средиземноморья, Карфагеном. Этот город был основан на северном побережье Африки ещё в IX в. до н. э. финикийцами, с давних времён имевшими славу мореходов и купцов. Римляне же своего флота не имели. В сухопутной схватке их ополчение вполне могло сразиться на равных с армией Карфагена, но на море он был полновластным хозяином. И всё-таки Рим рискнул. И вышел победителем из тяжёлой и смертельной схватки.
Победа над Карфагеном, а затем над многочисленными полководцами и царями в районе Восточного Средиземноморья превратила Рим во II в. до н. э. в мировую державу. Эти победы ещё больше убедили римлян в их превосходстве над всем миром. Однако греки считали римлян варварами, жестокими, кровожадными и невежественными. Особенно ярко эти качества проявлялись в любви римлян к грубым зрелищам вроде кулачных боёв, травли зверей и гладиаторских сражений. Обычай устраивать гладиаторские бои в память умершего появился в Риме под влиянием этрусков. Но затем смертельные схватки вооружённых людей стали устраиваться на арене цирка на потеху зрителям.
После великих завоеваний древние нравы и обычаи, которыми так гордились римляне, подверглись суровому испытанию богатством и властью. И не выдержали его. Победоносные войны давали Риму огромную добычу: деньги, драгоценное оружие, золотую и серебряную утварь, произведения искусства, многие тысячи рабов — всё это нескончаемым потоком текло в Рим. Обогащались воины, а ещё больше — победоносные полководцы. Солдаты провозглашали их императорами — победителями, а сенат давал право на триумф — торжественный проезд на колеснице, за которой шло войско и проносилась награбленная в войне добыча. Завоёванные страны обращались в римские провинции, т.е. земли, добытые победой в войне и принадлежащие всей общине. Они облагались налогом, должны были содержать находящиеся на их территории войска и наместников. Наместники назначались сенатом из числа бывших высших магистратов. В Рим они обычно возвращались с огромными состояниями, да и для рядовых граждан в провинциях открывались большие возможности для обогащения.
Римляне почувствовали вкус к богатству и роскоши. Полководцы и наместники, распоряжающиеся, словно цари, судьбами целых народов, привыкали к поклонению и почестям, воздаваемым им в провинциях. Однако, если бы только превосходство римских добродетелей и сила оружия создали огромную Римскую державу, вряд ли она просуществовала бы так долго. Римляне очень быстро поняли, что успех зависит не только от военной силы, но и от умения находить наилучшие формы
история античности
Горожанин о тоге.
история античности
Сенатор.
161

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Приучая граждан сочувствовать
Также ошеломляющим результатам путешествий христофора колумба mdash

Эти качества делали его фактически правителем империи

сайт копирайтеров Евгений