Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


Изделия позднего древнекаменного
и среднекаменного века:
1 — навершие жезла;   2 — орудие из каменной пластинки
3. 4 — жатвенный нож и основа для жатвенного ножа;
5 — гарпун;   6 — копьеметалка.

16

Охота на бизона.


Жилище из костей мамонта.
Поздний период древнего каменного века.

ЗАРОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА

Поздний период древнего каменного века был временем зарождения искусства. Собственно, здесь можно говорить не об искусстве вообще, а об изобразительном искусстве. Видимо, какие-то простые формы танца, пения, музыки были известны и питекантропам, и неандертальцам. Их зачатки в инстинктивных формах можно найти даже у обезьян: и они могут ритмично раскачиваться и издавать как бы в такт звуки («ухать»). Но только в конце древнего каменного века у людей появились потребность и возможность изображать, рисовать, вырезать.
Когда были найдены первые пещерные изображения животных, почти никто не верил, что так могли рисовать люди, которые жили в пещерах и
пользовались орудиями из камня. И тем не менее это так. Поразительные по совершенству, меткости наблюдений изображения животных — бизонов, лошадей, мамонтов — наносили на стены и низкие потолки пещер в Испании, на юге Франции, на Урале. Участки пещер с росписями часто находятся в глубине, в полной темноте. Для того чтобы разноцветными минеральными красками нарисовать здесь эти фигуры, приходилось освещать стены факелами и каменными «лампами» в виде ковшиков, заполненных жиром.
До сих пор учёные пытаются понять, зачем рисовали этих зверей, с какими обрядами и мифами они связаны. Можно с уверенностью сказать: в это время люди стали создателями «второй природы», мира, который похож на видимый, но отличается от него потому, что человек видит не только глазами, но и головой, т.е. осмысливает то, что видит. Создание «второй природы» началось, конечно, ещё раньше, с того момента, когда человек не просто взял в руку палку или камень, а обработал их для своих потребностей. Однако появление изобразительного искусства — важнейший признак прогресса человечества.
Полагают, что через образы животных люди выражали какие-то важные для них представления о мире. На стенах пещер изображения людей — большая редкость. Это и понятно: ведь и нам в детстве бывает легче осмыслить отношения между живыми существами, пользуясь образами животных. Вспомним басни Крылова: там часто действуют животные, но ведут они себя как люди. По-видимому, так поступали и древнейшие художники: они не просто изображали бизонов или лошадей, за этими изображениями стояли какие-то известные им, но, к сожалению, не известные нам представления, быть может, предания, мифы. Чтобы изображать людей, человек должен научиться их понимать, а они представлялись ему одинаковыми, мало отличавшимися друг от друга. Община охотников была как бы единым телом, в котором люди разного пола

Зубр.
Ласко (Франция).
Верхний палеолит.
18


Тайный обряд в пещере.

СКУЛЬПТУРЫ В ПЕЩЕРЕ

Летом 1922 г. молодой исследователь Кестере вошёл в пещеру на юге Франции. По дну пещеры струился поток, а потолок по мере продвижения вперёд снижался. И вот потолок и вода сомкнулись, но Кастере не остановился. Набрав в лёгкие воздуха, он нырнул и стал продвигаться, ощупывая потолок. Когда он уже стал задыхаться, потолок вдруг поднялся, и Кастере вынырнул. Он оказался в тёмной пещере. Вернувшись туда в другой раз со свечами, он пробрался ещё дальше и на расстоянии 1,5 км от входа вошёл в зал, на полу которого в глине лежали кремнёвые орудия.
Обследовав пещеру, Кастере с удивлением обнаружил в ней грубо вылепленную фигуру лежащего медведя без головы, между передними лапами которого находились остатки настоящего черепа пещерного медведя. Неподалёку на стене Кастере увидел три рельефных изображения зверей, тоже безголовых, похожих на львов, которые были вырезаны в глинистых напластованиях. На стене были нацарапаны и изображения лошадей. Никто не входил в эту пещеру после охотников древнего каменного века. Всё оставалось в неприкосновенности, и даже на полу в глине сохранились следы босых ног.
Все глиняные фигуры были покрыты насечками, углублениями, как будто сделанными острым оружием. Казалось, этих животных хотели убить. Учёные полагают, что люди каменного века перед предстоящей охотой, чтобы сделать её удачной, приходили в эту пещеру для совершения тайных обрядов. Они уходили далеко от входа, в темноту, освещая пещеру факелами и жировыми «лампами». Здесь они совершали магические действия, «убивая» копьями изображения своих будущих жертв. Может быть, при этом танцевали — их следы сохранились до сих пор. Люди считали, что изображения зверей живые, поэтому делали их безголовыми и только на время обряда прикрепляли головы, а уходя, снимали их.
О том, как выглядели такие обряды, исследователи узнали из жизни и быта коренных жителей Австралии и обитателей юга Африки. Перед охотой, разрисовав себя ритуальными узорами, люди собирались вокруг изображения животного — объекта будущей охоты, изображённого на скале, земле или песке. Размахивая копьями, охотники танцевали вокруг изображения и пели, а потом бросали в него копья. Эти действия были своеобразной тренировкой, но очень велико и их психологическое воздействие на состояние людей. Совершив обряд, они приобретали уверенность в том, что охота будет удачной.
и возраста — это клетки организма, не способные действовать обособленно и сильные именно благодаря тому, что все они принадлежат этому телу. Исключение составляли колдуны, которых, кстати, иногда рисовали. Но была ещё одна группа человеческих существ, которых считали необходимым изображать, — женщины. Эти таинственные существа рожали и выкармливали детей. Одни — легко, другие, недостаточно сильные, не могли справиться с этими трудными обязанностями. Их болезни, слабости создавали угрозу самому существованию коллектива. Жён брали не в своей общине, где все были родственниками, а в другой, соседней, с которой налаживали хорошие отношения. Нередко жён похищали. Жёны воспринимались как принадлежащие не своему, а чужому миру, откуда они приходили.
Женщины — первые представители человеческого рода, которых стали изображать. В пещерах сохранилось несколько таких рисунков. Чаще их предпочитали изображать в виде скульптур. Это были маленькие, помещавшиеся на ладони фигурки из бивня мамонта, кости, камня, специально приготовленной глиняной массы. Обычно женщин изображали полными и обнажёнными, матерями, имевшими много детей. Но встречаются и фигурки стройных, изящных женщин, как будто ещё не испытавших тягот и радостей материнства. Это — молодые охотницы, такие же ловкие, как и мужчины, хотя и не такие сильные.
По всей вероятности, фигурки женщин использовали в обрядах и носили как амулеты. Они должны были оказывать магическое действие, приносить благополучие не только женщинам и детям, но и всей общине. Ведь только при изобилии пищи и спокойной жизни женщины могли рожать будущих сильных охотников.

НАЧАЛО МЕЗОЛИТА

Сменилось много поколений людей,  пока ледник наконец не отступил на север.  Граница вечных льдов стала такой,  как теперь, а это означало, что наступило потепление. Животные, приспособленные к холодному климату, вымерли, как это случилось с мамонтом или шерстистым носорогом. Наверное, какую-то роль в исчезновении этих животных сыграли и люди, которые всё более успешно охотились на них.
С отступлением ледника (это произошло в конце X — IX тыс. до н. э.) началась, как говорят геологи, современная эпоха. Движение ледника на север происходило постепенно, и южные области Европы и Азии раньше, чем другие, стали благоприятными для нового скачка в развитии человеческой культуры. Люди поняли, что совсем не обязательно искать большой кусок хорошего камня, чтобы сделать кинжал или наконечник копья. Гораздо экономнее откалывать от небольших ядрищ мелкие пластинки или разделять большие ножевидные пластины на мелкие. Полученные маленькие кусочки можно вставить в костяную или деревянную основу, проделав в ней желобок. Так из небольших пластинок, укреплённых смолой в кости или деревянной палочке, можно получить большое орудие — наконечник копья, нож, пилу; эти пластинки легко закреплялись в древке стрелы. Этот способ изготовления орудий позволял экономить время и пользоваться небольшими кусочками таких минералов, как, например, полудрагоценный халцедон или агат.
Период распространения мелких каменных орудий (микролитов) получил название среднего каменного века, или мезолита (по-гречески «мезос» — средний, «литос» — камень). В разных районах Земли такие орудия появились не одновременно, а кое-где их не делали
20

На стоянке охотников.

вовсе: так, в Юго-Восточной Азии и в эту эпоху продолжали пользоваться крупными орудиями. Зато в других местах они дожили до эпохи металла, до II тыс. до н. э., как в Индии.
В эту эпоху широко распространяются лук и стрелы. Простое устройство из ветки дерева и жилы животного позволяло убивать птицу или зверя с далёкого расстояния. Убийственная сила стрелы увеличивалась, если её наконечник смачивали ядом. К сожалению, лук и стрелы были и оружием против человека. В могильниках этой эпохи находят скелеты людей с торчащими из них наконечниками стрел.
Люди добывали пищу не только на охоте. Исчезновение крупных зверей или сокращение их количества заставляло всё чаще употреблять в пищу рыбу и моллюсков. Морские побережья стали привлекать людей. Здесь можно было на мелководье убить костяным гарпуном большую рыбу, поймать много крабов, собрать моллюсков. В некоторых районах обитатели морских побережий поедали моллюсков в таком количестве, что их раковины на протяжении многих лет образовывали огромные кучи, которые теперь изучают археологи.
Охота с луком и копьём, сбор плодов — всё это позволяло людям не так часто, как прежде, переселяться с места на место. Окрестности своих селений они знали очень хорошо. Использовали всё съедобное, внимательно присматривались к тому, как ведут себя звери, каков их нрав, когда у них появляются детёныши. Люди заметили, что из упавших на землю зёрен вырастают новые растения, причём из одного зёрнышка — целый колос. Все эти наблюдения, накапливаясь, сыграли важнейшую роль в дальнейшем прогрессе человечества.

НАСКАЛЬНЫЕ РИСУНКИ

Мы уже говорили, что в позднем периоде древнего каменного века появилось изобразительное искусство. Люди в то время рисовали почти одних зверей. Теперь, в среднем каменном веке, наступила новая пора. На скалах и в пещерах изображают совсем другие сцены. Это не ряды зверей или стада бизонов в разных позах. Главным предметом изображения становится группа людей, именно группа, а не отдельный человек. На наскальных рисунках этого времени в Испании, Индии или на юге Африки можно видеть толпы охотников на оленей или диких быков, группы танцующих людей. Они изображены условно и не отличаются один от другого, у них нет лиц. Их движения переданы очень живо, и почти всегда можно понять, что они делают. Иногда считали нужным изобразить пышный головной убор (наверное, из перьев) или широкую юбку, как будто сделанную из пальмовых листьев. Такое внимание к одежде не случайно: это ритуальные костюмы, и
люди в них не просто танцуют, а совершают важный обряд.
Глядя на такие изображения, люди видели не только себя, но и своих умерших предков, действиям которых они старались подражать, потому что считали их образцовыми. Именно эти предки много поколений назад научились охотиться и собирать мёд. С них начиналась история рода. Может быть, они были не только людьми, но отчасти и животными — это только прибавляло им силы и могущества.
Как представляли себе мир охотники, рыболовы и собиратели? Что они думали о его начале и о том, как появились люди?
Начнём с того, что их и наши представления о мире очень сильно различаются. Мы знаем, что Земля — это шар, несущийся в бесконечном пространстве, что она населена множеством людей, не похожих на нас ни внешне, ни своими привычками. Мы знаем, что обладаем разумом, что мы живые, а камень или Солнце — это нечто совсем иное. Мы можем любить свою собаку или попугайчика, но понимаем, что они не такие, как мы, не только внешне, — они чувствуют иначе и не умеют думать. Мы не можем себе представить, что нашим пра-прапрадедом был медведь или какое-то древнее дерево в ближайшем лесу.
Знания и представления о мире людей той эпохи, да и более позднего времени, были иными, чем наши. Восстановить их помогает изучение легенд и мифов народов Австралии, Африки или Америки, которые ещё в недавнем прошлом жили охотничьими общинами. Их мир — это территория, по которой они кочуют и которую окружают другие, тоже населённые людьми территории. С соседями полезно поддерживать хорошие отношения, беря в жёны женщин из их общины, а также обмениваясь ценными вещами или сырьём — раковинами, шкурами, хорошим камнем. Но при всём том эти люди чужие, они могут быть враждебными, могут превращаться в хищных зверей и насылать болезни. В общем с ними надо вести себя осторожно.
Соседи — не единственные живые существа, с которыми приходится иметь дело древней общине. Люди считали: всё, что нас окружает — от камня, скалы, озера или кузнечика до ветра и небесного светила, — это живые существа. Они имеют иной облик, но ведут себя совсем как люди: переселяются, охотятся, женятся, враждуют и помогают друг другу. Они умеют говорить, но язык этот понимают не все, а лишь некоторые люди — таким снятся особые сны, их посещают необычные видения, и они слышат голоса там, где другие не слышат ничего, кроме шума ветра или щебетания птиц.
Если люди считали всё вокруг себя живым, то могли думать, что они находятся в родстве с камнем, радугой, не говоря уже о таких похожих на людей существах, как четвероногие животные. Несколько родственных общин охотников, обитавших на одной территории, имели общих предков. Эти общины не могли жить вместе, потому что каждая из них Нуждалась в довольно большом пространст-
22

ве, чтобы обеспечить себя пищей — дикими животными, рыбой, ящерицами и лягушками, съедобными растениями. Но время от времени такие группы собирались в одном месте, чтобы проводить общие обряды. Так поступали в недавнем прошлом австралийские аборигены. Во время таких обрядов в песнопениях, танцах и рисунках на скалах или на земле они воспроизводили историю своих общих предков, с которыми связывали самое важное в своей жизни: именно предки были изобретателями орудий и оружия, они первыми поселились на этой земле, научили людей охотиться и совершать обряды. Все обычаи возводились к временам существования предков, которые жили очень давно, неизвестно когда. Однако эти таинственные существа, имевшие разный облик, продолжали оказывать влияние на жизнь своих потомков, были их помощниками.
Наскальные изображения охоты и разных обрядов показывают, что люди среднего каменного века уже не так сильно, как их предшественники, зависели от природы. Они стали осознавать эту пока ещё относительно слабую независимость, рисуя толпы охотников, способных убить крупное и сильное животное. Усилия одного человека были бы недостаточными для того, чтобы справиться с трудностями жизни, и сородичи помогали друг другу во всём.

НАЧАЛО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА

Люди среднего каменного века всё больше внимания уделяли сбору съедобных растений, причём не всех подряд, а тех, которые давали больше плодов и которые было легче собирать. Среди них были прародители современных злаков — пшеницы, ячменя, риса, которые в некоторых районах Азии образовывали целые поля. В Америке внимание людей особенно привлекали кукуруза, бобовые, картофель, томаты, а обитателей островов Тихого океана — различные съедобные клубни вроде ямса или таро.
Очень полезными оказались злаки. Их зёрна содержали питательные вещества и хорошо насыщали. Такие зёрна можно было дробить, при добавлении воды они размягчались и становились похожими на кашу. Их также растирали между двумя камнями и получали муку, которую смешивали с водой, а из полученной массы на раскалённом камне выпекали самую простую лепёшку. Зёрна можно было запасать впрок, что очень важно — ведь не всегда охота оказывалась удачной, а дикие плоды растений можно собирать только в определённое время года. И мясо, и такие плоды сохранить гораздо труднее, чем хорошо просушенное зерно. Накопив его запас, можно спасти себя от голода.
Зная, где расположены поля диких злаков и когда они созревают, общины охотников с жёнами и

Женщина растирающая зерно.
детьми стали приходить туда. Зёрна прямо из колосьев стряхивали в мешки или корзины. Стали срезать и стебли, для этого пользовались прямым жатвенным ножом — предшественником серпа, его основа была костяной или деревянной, лезвием служили несколько закреплённых в ней острых каменных пластинок.
Одни из самых древних признаков регулярного сбора диких злаков обнаружены на территории Палестины. Они относятся к X—IX тыс. до н. э. Здесь жили охотники и рыболовы, которые уже не кочевали, а проводили значительные промежутки времени на одном месте. Жили они в пещерах или в поселениях, состоящих из небольших круглых домов. Эти жилища немного углубляли в землю, стены обмазывали глиной, смешанной с песком и мелкими камешками; полы выстилали каменными плитками. Скорее всего верхняя часть этих жилищ напоминала шалаш.
Постепенно люди поняли, что можно не ходить далеко к полям дикой пшеницы или ячменя. Их зёрна прорастали и в земле около селения. Слегка разрыхлив её, можно и самим их выращивать, защищать посевы от диких зверей и птиц. Эта работа не была особенно тяжёлой, её могли делать женщины, старики и даже дети. Для разрыхления почвы использовали орудия, которыми выкапывали съедобные корни, рыли ямы. Так люди постепенно становились земледельцами.

Жилище селения рыболовов. Бассейн Дуная. VII-VIтыс. до н. э.
23


Жилище. Китай. IVтыс. до н. э.

Кирпич. Новый каменный век. Палестина.

Жилище (реконструкция). Долина Дуная. IVтыс. до н. э.
Одновременно люди стали приручать диких животных. Первой из них была собака — помощник на охоте и защитник от хищников и врагов. Дикие предки овец, коз, свиней, крупного скота обитали в Азии. В Америке единственным животным, которое удалось приручить, была лама.
Наверное, первые попытки приручения довольно безобидных травоядных животных делались и раньше, когда в руки охотников попадали симпатичные козлята и ягнята. Сначала с ними играли дети. Но потом, когда эти животные подрастали и прокормить их становилось всё труднее, они убегали или их съедали. Теперь, когда люди значительную часть года могли жить на одном месте, для детёнышей животных можно было строить загоны. Вырастая, самки давали потомство. Постепенно козы и овцы становились всё более ручными и не только не боялись людей, но даже шли за ними, потому что получали от них корм.
Теперь мясо и шкуры не только добывали на охоте, но и получали благодаря скотоводству. Появились пастухи, отгонявшие стада на пастбища. Люди научились прясть из шерсти животных нити, ткать, шить одежду. Позже стали получать молоко и делать из него сыр, творог.
Переход к земледелию и скотоводству сыграл огромную роль в жизни человечества. Это событие было настолько значительным, что его называют
«неолитической революцией». Новые формы жизни начали складываться ещё в среднем каменном веке, но на более обширные территории они распространились позднее, в новом каменном веке — неолите (по-гречески «неолит» — «новый камень»), «Неолитическая революция» заняла не десятки и даже не сотни лет, а тысячелетия. Для тех времён такие темпы не были медленными.
Первым обширным регионом, где люди начали выращивать растения, разводить домашних животных и переходить к оседлому образу жизни, стал Ближний Восток. На территориях Западного Ирана, Северного Ирака, части Сирии, юго-востока Турции, Палестины это произошло в VIII—VII тыс. до н. э., а в некоторых местах — несколько раньше. В VII—VI тыс. до н.э, земледелием стали заниматься в северо-западной части Индостана. В Юго-Восточной Азии первые признаки знакомства с земледелием относят к X тыс. до н. э., но шире оно распространяется к VI тыс. до н. э. Приблизительно в это время или немного позже оно становится известным в Китае и Японии.
Новые способы ведения хозяйства быстро распространялись. Так, в Средней Азии земледелие стало известно в конце VII — VI тыс. до н. э. и пришло сюда из Ирана. В Египте собирательством диких растений занимались ещё в среднем каменном веке, но настоящее земледелие появилось позже, в
24 

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ в ВОСТОЧНОМ ПОЛУШАРИИ 10-4 тысячи лет назад

1. 10—7 тысяч лет назад.     
2. 7—5 тысяч лет назад.     
3. 5—4 тысячи лет назад.
4. Районы расселения людей, занимавшихся охотой и собирательством.
5. Пути распространения земледелия и скотоводства в древности.

 


Глиняный сосуд. Иран. IVтыс. до н. э.

Сосуды. Ирак. Иран. VIVтыс. до н. э.

Погребальный сосуд Китай.
IVтыс. до н. э.

Сосуд Сицилия IVтыс. до н. э.
V тыс. до н. э. Предполагают, что семена растений и домашние животные попали сюда из соседних районов Юго-Западной Азии.
В Европу земледелие и скотоводство стали проникать в VI—V тыс. до н. э. Постепенно они распространились на север, что было связано с немалыми трудностями, так как теплолюбивые растения трудно приживались в новых условиях.
В Америке первые признаки земледелия появляются в начале VI тыс. до н. э. В это время в Центральной Америке стали выращивать кукурузу, а может быть, и бобовые культуры.
Не везде с наступлением нового каменного века и даже позже люди смогли стать земледельцами. В некоторых регионах этому препятствовал климат, например в Австралии или в северных районах Азии, Европы и Америки. В то же время достаточное количество дичи, рыбы, дикорастущих растений позволяло людям жить, совершенствуя свою материальную культуру и всё больше расширяя свои познания о мире. В благоприятных условиях даже с каменными и костяными орудиями можно было вести полуоседлый образ жизни.
ЗАРОЖДЕНИЕ РЕМЁСЕЛ
В новом каменном веке совершенствуются охотничье оружие, луки, ловушки. Люди научились плести из ветвей корзины и сооружать на реках запруды, препятствующие ходу рыбы, делать лодки, выдалбливая их из стволов деревьев, и, наверное, строить плоты. В северных областях появляется такое удобное приспособление, как лыжи.
Утварь людей, их орудия благодаря новым приёмам обработки материала становятся более совершенными. Вещи приобретают красивый вид, их формы соответствуют своему назначению. Например, обитатели океанских побережий Азии и Северной Америки при помощи самых простых орудий могли делать обтянутые кожей лодки, не пропускавшие воду. Сидя в такой лодке, охотник на моржа так привязывался к ней, закрепляя верхнюю кожаную крышку вокруг пояса, что, перевернувшись, лодка не зачерпывала воду и могла принять первоначальное положение.
Быт неоседлых людей скромен. Кочующие охотники не могли иметь тяжёлую утварь, их жилища должны были быть лёгкими, вроде юрт и шалашей. До появления вьючных и упряжных животных всё приходилось нести на себе. Оседлые же земледельцы и скотоводы, если земля вокруг была плодородной, долго жили на одном месте — целые столетия. Конечно, они продолжали охотиться, ловили рыбу, собирали ягоды, как это делали крестьяне всех стран много веков спустя и как это делают деревенские жители теперь. В условиях оседлой жизни можно строить прочные дома из глиняных кирпичей, высушенных на солнце, из дерева или камня.
26


Глиняная печь.

Дом с убранством для проведения обрядов Турция. VIтыс. до н. э.
Именно переход к оседлому состоянию вызвал к жизни такой вид искусства, как архитектура.
Сначала жилища были круглыми, как шалаши охотников. Но из кирпичей и прямых стволов деревьев удобнее было строить дома прямоугольного плана. Если семья увеличивалась, делали пристройку. В домах появились печи для обогрева и приготовления пищи, с помощью специальных дымоходов научились отводить наружу дым. Появилась и мебель — столы, скамьи, простые стулья. На Востоке, где было мало деревьев, лежанки вдоль стен делали из глины.
В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретённый человеком, — огнеупорная глина. Прежде люди использовали для своих нужд то, что давала природа, — камень, дерево, кость. Посуду тоже изготавливали из дерева, раковин, скорлупы больших орехов. Из гибких ветвей плели корзины, а из шкур зверей делали мешки. В такой посуде трудно приготовить горячую еду (один из способов — бросить раскалённый камень в наполненный пищей кожаный мешок). Теперь посуду стали лепить из глины, смешивая её с водой, песком, толчёным камнем или рубленой соломой. Эти добавки были необходимы для того, чтобы при обжиге посуда не потрескалась. Вылепленные из полученной массы сосуды подсушивали, собирали в кучу, перекладывая и засыпая их горючим материалом (например, лепёшками овечьего навоза), и поджигали. Несильный, но длительный жар позволял довольно хорошо обжигать сосуды.
Изобретение глиняной огнеупорной посуды позволило готовить такие известные нам блюда, как каши, супы, похлёбки, жарить еду с применением
масла. Мясо и овощи стали не только печь и жарить на открытом огне, но и варить.
Посуду лепили женщины. Они делали не только удобные, но и красивые вещи. Грубую поверхность заготовленного сосуда покрывали жидкой цветной глиной и расписывали минеральными красками. Некоторые предпочитали не рисовать, а процарапывать узоры или наносить их специальными штампиками. Все, кто когда-нибудь бывал в исторических музеях, помнят эти миски, блюда, горшки, громадные сосуды для хранения зерна и других припасов.
Орнаменты на сосудах и других вещах были очень разнообразными, особенно в областях древнейшего земледелия, на Востоке. Это и геометрические фигуры, и цветочные розетки, и фигурки животных, и танцующие люди. Орнаменты столь совершенны, что их можно принять за создания специально обученных художников. Однако их сделали женщины, которые перенимали умение у своих предков. Своим искусством они были обязаны долгой традиции, поискам и ошибкам многих поколений.
Расписывали не только сосуды, но и стены жилищ. Это были простые орнаменты, различавшиеся у разных общин, а также изображения животных и людей. Простые узоры делали обычные женщины, а сложные, многофигурные, предназначавшиеся для обрядов, — женщины и мужчины, обладающие особыми знаниями обычаев и преданий. В домах с такими изображениями, как известно из раскопок удивительного по богатству находок поселения в Турции Чатал Хююк, периодически совершались обряды, и каждый раз для них обновляли стенопись.
27

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Он побудил генуэзских банкиров ссудить будущего императора деньгами
От крестьянских оброков
Я хочу стать премьер-министром великобритании
Осман именуется уже султаном
Союзники взяли в плен около 250 тыс

сайт копирайтеров Евгений