Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Одновременно понятие "честь" может трактоваться и как элемент сословно корпоративного сознания правящего слоя - как элемент рыцарского этоса.

Обратимся для более детального рассмотрения проблемы чести к половецкому походу Новгород - северского князя Игоря, имевшему место в 1185 году. Он нашел отражение в двух летописях и "Слове о полку Игореве". В Лаврентьевской летописи пишется, как напав на рассеянное половецкое войско, Игорь Святославович князь Новгород-северский с другими князьями беспечно принялись пировать, говоря: ",.. Ноне пойдем ... за Дон и до конца изобьем их ... возьмем до конца свою славу и честь". Тем временем к полю битвы (за три дня пиров) подобрались основные силы половцев и разбили войско Игоря. Летопись коротко сообщает о бегстве Игоря из плена, добавив, что это тяжело отразилось на положении остальных русских пленных.

Совсем иначе изображается поход Игоря в Ипатьевской летописи, где рассказ основывается на данных черниговского летописца самого Игоря Святославовича. Здесь Игорь выступает как благородный, вдумчивый, благочестивый деятель. Сражаться ему приходится не с жалкими остатками, а с полным половецким войском. Игорь не знает страха, уклониться от боя он считает позором хуже смерти, и всю надежду возлагает на Бога. Будучи пленен, он отказывается от побега и лишь под влиянием уговоров соратников (нужно защищать Русь от новых набегов половцев) убегает. В то же время в Ипатьевской летописи приводится много подробностей, указывающих на то, "как сильно среда русских князей конца XII в. развился рыцарский сословный дух, заставлявший их видеть в представителях половецкой знати братьев по классу, друзей по оружию. Таким же образом половецкие ханы относились и к русским князьям. При таком взаимном отношении русские князья и половецкие ханы не смотре" ли же друг на друга как на непримиримых врагов ..." Принимая во внимание высокое положение Игоря в феодальной иерархии, половцы не причиняли ему никакого вреда ...Отсюда становится понятным, почему на первых порах Игорь не хотел бежать из плена: "В тайном побеге Игорь видел обман оказанного ему доверия, нарушение рыцарской чести". Таким образом, Ипатьевская летопись раскрывает нам приверженность Игоря к ценностям рыцарской чести...

"Слово о полку Игореве" стоит ближе к рассказу Ипатьевской летописи, чем Лаврентьевской. И тем не менее по своей идейной направленности и основной тенденции оно нисколько не напоминает ни рассказа Ипатьевской летописи, стремившейся обелить князя, ни рассказа Лаврентьевской летописи, автор которой позволил себе издеваться над несчастием князя, гибель дружины которого "открыла ворота" половцам в Русскую землю.

Прежде всего автору "Слова" чужды основные понятия рыцарской морали. Половчанин - будь то "друг" русскому князю или враг - остается варваром, "поганым рабом". Автор "Слова" знает, каким почетом пользовался Игорь в плену, и, тем не менее "... он не считает, подобно князю Игорю, бегство... нарушением рыцарской чести, актом неблагодарности, напротив, с большим душевным подъемом... он передаст сцены бегства Игоря. Он радуется его возвращению ..."

С позиций рыцарской морали князь Игорь вел себя безупречно Он, правда, своим походом поставил себе весьма смутную цель - дойти до Тмуторокани (принадлежавшей когда-то черниговском княжескому роду), но его нисколько не смущало, если эта цель не будет достигнута. Поход принес Игорю горькое поражение, все было потеряно: и дружина, и трофеи, и. наконец, собственная свобода, "но зато было сохранено самое главное - честь, ибо ни на одну минуту Игорь не допускает малодушия, он все время славно сражается и до самой драматической развязки проявляет мужество и доблесть".

Поэт восстает против рыцарского трубадурства и ни на минуту, даже описывая храбрость русских воинов, не забывает о конечных результатах похода. Для поэта важнее не "себе славы искати", но добиться при этом существенной пользы для Русской земли, иначе, как говорит великий князь Святослав, "нечестно" (т.е. без чести) "одолеете, нечестно бо кровь поганую продляете".

Таким образом, смысл поэмы - укоризна принципу "рыцарской чести", побуждающему князей не подчиняться великому князю, в результате чего совокупно непобедимые русские полки терпят множество отдельных поражений. Автор осуждает "рыцарскую честь", затмевающую «честь земли русской" и считает "бесчестным" то, что хотя и соответствует правилам рыцарско-княжеской чести, но подвергает опасности Русскую землю3.

С другой точки зрения рассматривает семантику чести в Киевской Руси Ю. М. Лотман. Он полагает, что понятия "честь" и "слава" отражали вертикальные отношения власти "вассал - сюзерен" и характеризовали иерархический мир феодализма. Ю. М. Лотман следующим образом определяет честь: это "атрибут младшего феодала. Ее получают от старшего на иерархической лестнице, и она всегда имеет материальное выражение. Так, для того чтобы добыча, захваченная на поле боя, стала знаком чести, ее надо отдать сюзерену, а потом получить от него как признание своих воинских заслуг. Собрав от вассалов их добычу и "наградив" их же потом ею, старший феодал превращает захваченные вещи в знаки. Честь подразумевает наличие награды, которая и есть материальный знак. Это может быть доля в добыче, которую обязательно нужно получить во избежание бесчестия, хотя стремление обнажить знаковую природу этих материальных выгод часто приводит к тому, что сразу после получения, захваченные ценности могут (а по ритуалу - должны) быть брошены, растоптаны или иным способом уничтожены ".

Приведя пример употребления слова честь в "Повести временных лет '' - "Приемше от князя ... своего честь" Ю. М. Лотман трактует выражение "принять честь" " как синоним вступления в отношении вассалитета 55. Слава, по мнению Ю. М. Лотмана, в отличие от чести подразумевает "отсутствие материального знака 55. Она "невещественна и поэтому в идеях феодального общества - более ценна, являясь атрибутом того, кто уже не нуждается в материальных знаках, так как стоит на высшей ступени. В частности, поэтому славу можно принять от потомков, далеких народов. Купить ценой смерти, честь - лишь от современников 55.

Как полагает Ю. М. Лотман, в «Слове о полку Игореве» различие чести и славы проведено "чрезвычайно последовательно", манифестацией чего является известная формула "ищущи себе ч[ес]ти а князю славы. Игорь берет из захваченной добычи лишь предметы, не имеющие материальной ценности и являющиеся в первую очередь знаками победы. Но "сложное отношение славы и чести проявляется в «Слове» и более глубоко. Игорь в «Слове» выступает и как самостоятельный феодал, глава определенной региональной иерархии, и как один из русских князей, вассал великого князя Киевского. В этих случаях он подчиняется разным этическим нормам, и поведение его оценивают по-разному. Как самостоятельный рыцарь - феодал, он ищет славы. Игорь в "Слове» ставит перед собой цель, нереалистичность которой в условиях конца XII века очевидна - пробиться с горстью воинов через всю Половецкую землю к Дону и восстановить старинный русский путь к Тьмутаракани. Мечтать об успехе подобного предприятия в эти годы не могли и объединенные силы Русской земли. Однако именно то, что план составлен без оглядки на практические возможности, составляет для рыцаря его привлекательность. Этот поход сулит наивысшую славу».

"Однако, - продолжает Ю. М. Лотман, - Игорь, присвоивший себе нормы поведения сюзерена (славу) - на самом деле вассал Киевского князя. И действия его измеряются, с иной точки зрения, другой меркой - честью, то есть успешностью действий, их результативностью для великого князя Киевского... Так возникает непонятная нам антиномия: славная, но бесчестная битва ("....себе славы искати: нъ нечестно одолеете, нечестно бо кровь поганую продляете").

Точка зрения Ю. М. Лотмана была оспорена А. Зиминым. По мнению последнего, жесткое противопоставление "славы" и "чести", продемонстрированное Ю. М. Лотманом, относится лишь к идейной концепции "Слова о полку Игореве". Во множестве же других текстов разных жанров "слава" и "честь" не противопоставляются, а существуют в единой формуле "честь и слава" или же взаимозаменяются. Кроме того, существует немало убедительных примеров, когда жизнь отдаётся не за славу, а за честь князя. Так. В 1153 году галицкие мужи говорили князю Ярославлю: "хочем за отца твоего честь и за твою головы свои сложить". В 1155 году берендеи (тюркский кочевой народ) говорили князю Юрию: "мы умираем за русскую землю с твоим сыном и головы свои складаем за твою честь". Когда ростовцы в 1175 году просили у князя Глеб "приставить послы", то он "рад бысть, аже на него честь воскладывают"5.

Главной новацией ответной статьи М. Ю. Лотмана было введённое им разделение средневековой модели ценностей на две - христианско-церковную и феодально-рыцарскую. По мнению Лотмана, цитируемые А. Зиминым тексты "представляют собой смешение рыцарской и религиозно-монашеской точек зрения". Обращаясь к русским источникам, он настаивает на связи чести с вассальными отношениями:

"Показательно, что честь всегда дают, берут, воздают, оказывают. Этот микроконтекст никогда не применяется к славе. ...Известная синонимичность, казалось бы, противоположных глаголов "дать" и "брать" объясняется амбивалентностью самого действия в системе раннефеодальных вассальных отношений. Акт дачи дара был одновременно и знаком вступления в вассалитет и принятия в него. ...С этой амбивалентностью дачи -получения, когда каждый получающий есть вместе с тем и даритель, связывается то, что честь воздаётся снизу вверх и оказывается сверху вниз. При этом неизменно подчёркивается, что источником чести для подчинённых является феодальный глава»6.

Представляется, что проблема интерпретации чести в текстах Киевского периода отнюдь не решена. Во-первых, задействован далеко не полный корпус текстов. Во - вторых, следует помнить, что использование слова "честь" в том или ином значении зависит от характера текста (религиозный или светский, "мирный" или военный, переводной или оригинальный, директивный или "горизонтальный", ученый или профанный и т. д.). В-третьих, конструирование "модели мира" - операция весьма рискованная, чреватая абсолютизацией рабочего "идеального типа".

В текстах XII века, описывающих признание русскими князьями власти Батыя, феномен чести рассматривается не в сословно-рыцарском и не в вассально-субординационном ключе, а в дипломатическом аспекте - как признание полномочий русских князей на владение отдельными территориями.

Так, авторы галицко-волынской летописи сохраняли надежды на союз с государствами Западной Европы, с римским папой. Поэтому, описывая визит Даниила Романовича на поклон к Батыю, повествователь горестно восклицает по поводу милостивого приёма князя в орде: "О, злее зла честь татарская! Данилови Романовичу, князю бывшу велику обладавшу Русскою землею, Кыевом и Володимером, и Галичем... и инеми странами, ныне садить на колену и холопом называеться ... О, зла честь татарская! Его же отец бе царь в Русской земли, иже покори Половецкую землю и воевал на иные страны все. Сын того не приял чести, то иный кто может прияти..."

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

29 лебедев а
Новый товарищ министра внутренних дел
Населяющие россию немцы сумеют защитить достоинство
Борисов С. Честь как феномен российского политического сознания истории России 12 представление
Редкий тип деятеля большевиков представлял михаил фрунзе

сайт копирайтеров Евгений