Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Почти одновременно с донатизмом в христианстве возникло дру-
гое оппозиционное течение. В Египте александрийский пресвитер
Арий выступил против утвердившегося учения о том, что Христос
равен богу Отцу. Он утверждал, что Христос не <единосущен>, а
<подобносущен> богу Отцу и существовал не извечно и является не
богом, а посредником между богом и людьми. В возникшем остром
религиозном споре главным противником Ария и сторонником орто-
доксальной христианской доктрины был епископ александрийский
Афанасий. Арианство получило распространение в Империи, так как

434

фактически было попыткой компромисса между христианской и ан
тичной идеологией неоплатоников с их учением о промежуточном
существе, осуществляющем связь между богом и людьми. Это была
одна из попыток осмыслить христианство с точки зрения интелли-
гентного античного язычника. Константин, поддерживавший христи-
анскую церковь, естественно, был противником всяких раздоров в
ее среде. Он стремился к примирению группировок, потому что
полемика ослабляла церковную организацию. Слабо разбираясь в
христианском учении, Константин отстаивал традиционную точку
зрения о полном равенстве Христа с богом Отцом. К тому же это
равенство укрепляло и возвеличивало власть доминуса, который, та-
ким образом, опирался на божье покровительство, а не на покрови-
тельство божьего посредника,' как это выходило согласно учению
Ария. Кроме того, Константин заподозрил в арианстве проявление
египетского сепаратизма.

В борьбе с донатизмом Константин созывал съезды - соборы
епископов еще тогда, когда был правителем западной половины
Империи. А сделавшись ее единым главой, он сразу решил созвать
собор всех епископов Запада и Востока для того, чтобы покончить
с религиозными разногласиями. Собор состоялся в 325 г. в мало-
азийском городе Никое. Он получил название 1-го Вселенского, т.е.
представлявшего не какую-либо часть или половину^ а всю римскую
<Вселенную>, всю Римскую империю. Правда, на собор съехались
преимущественно епископы ее восточной части, представителей За-
пада было мало. Но среди последних был влиятельный епископ ис-
панского города Кордубы Хозий, личный советник и друг импера-
тора Константина, сторонник ортодоксальной христианской доктрины
о <единосущности> Христа с богом Отцом. Открыл заседание еще
остававшийся язычником и великим понтификом Константин, но
деловое руководство собором он поручил епископу Хозию. Прения
на соборе были бурными. Константин настаивал на том, чтобы враж-
дующие стороны пришли к соглашению на ортодоксальной основе,
и под давлением Константина большинство епископов осудило ари-
анство. Два епископа, отказавшиеся подписать решение Никейского
собора, и сам Арий были прокляты и сосланы. Но арианство, как
и донатизм, продолжало существовать и достигло своего наибольшего
распространения после смерти Константина. Кроме того, на соборе
в Никое был принят церковный христианский календарь (распределе-
ние христианских праздников по месяцам и числам), а также была
уточнена система христианской иерархии. Епископы Рима, Алек-
сандрии и Антиохии получили звание патриархов, а первые два -
почетные звания пап. Во главе клира провинций были поставлены
архиепископы, а в городах возглавляли клир епископы, послушно
выполнявшие все указания имперской администрации.

435

ПЕРЕНЕСЕНИЕ СТОЛИЦЫ ИМПЕРИИ
В КОНСТАНТИНОПОЛЬ.
ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ДОМИНАТА

Во время борьбы за власть у Константина не было постоянной
резиденции. Рим еще в конце III в. перестал быть резиденцией им-
ператоров. Восточная часть империи относительно меньше, чем за-
падная, подвергалась набегам варварских племен, была более одно-
родна по своей культуре и более развита в экономическом отноше-
нии. Здесь, неподалеку от малоазийской Никомедии, столицы
августов Диоклетиана и Галерия, на европейском берегу Боспора
Фракийского, находился древнегреческий город Византий. Он стоял
на пересечении морских и сухопутных путей, на полуострове, на-
дежно защищенном природой. В него и перенес Константин из Рима
столицу Империи и дал ему новое название: Новый Рим - Констан-
тинополь. Расширение городской территории древнего Византия, по-
стройка роскошных зданий, дворцов, стадиона и ипподрома, терм и
библиотек начались около 328 г., а в 330 г. состоялось освящение
и провозглашение города новой столицей. Торжество сопровождалось
христианскими и языческими обрядами, причем император Констан-
тин был обоготворен в качестве Гелиоса, а город Константинополь
посвящен богине Тюхе - благоприятной судьбе.

В новую столицу были перевезены произведения искусства из
разных городов. В Константинополе был создан свой сенат из части
сенаторов, переселившихся из Рима и вновь назначенных Констан-
тином. Как и в Риме, была учреждена должность городского пре-
фекта. Константинопольский плебс стал пользоваться такими же
льготами, как и римский. Новая столица не была связана со старыми
римскими традициями, что было удобно для развивающегося доми-
ната. Последние годы жизни Константин провел в Константинополе
и его окрестностях. Он умер в 337 г. Незадолго до смерти он стал
христианином, приняв крещение от сочувствовавшего арианам епи-
скопа Евсевия. Сенат по традиции обожествил умершего импера-
тора.

Последние обстоятельства указывают на сохранение сложной по-
литической и идеологической обстановки во все время правления
Константина. Божественный доминус одновременно был императо-
ром милостью христианского бога.

В условиях привычного для большей части населения многобо-
жия в этой двойственности не было противоречия. По-видимому, не
ощущал его и сам Константин, несмотря на то, что своим отноше-
нием к христианству он решительно исправил ошибку религиозной
политики Диоклетиана. Но угасавшая античная религиозно-философ-
ская идеология была еще сильна, особенно в восточной половине
Империи. Поиски компромисса между античным и христианским
мировоззрением оказали влияние и на самого Константина, проявив-

436

шего себя сначала противником Ария, а позже, перед смертью, при-
нявшего крещение от епископа, сочувствовавшего арианам.

Система домината, выдержавшая проверку временем, получила
при Константине большую стройность и единообразие, как в цент-
ральном аппарате, так и на местах. Хотя доминус по-прежнему оста-
вался прежде всего военачальником, опиравшимся на зависимую от
него и верную ему армию, но в дополнение к этой старой опоре
римской императорской власти теперь действовали еще две разветв-
ленные и мощные силы: бюрократия и христианство. Обе они были
организационно отделены и от армии и друг от друга. Это были три
постоянные опоры домината и связующие Империю силы, которые
должны были заменять фактически отсутствовавшее социально-эко-
номическое единство. Пока светские и духовные магнаты, верхушка
господствующего класса феодализировавшейся поздней Империи нуж-
дались в поддержке центральной власти, пока бюрократический ап-
парат мог получать свое содержание за счет более или менее исправ-
ного поступления налогов и пока армия еще не была полностью вар-
варизована, система домината обеспечивала эксплуатацию и
подавление трудящихся масс внутри страны и защиту территории
от все усиливавшихся нападений варварских племен.

Смерть Константина (22 мая 337 г.) явилась поводом для новой
вспышки ожесточенной борьбы за власть между его преемниками.
Умирая, старый император разделил империю между тремя своим^
сыновьями и двумя племянниками. Однако завещание было тотчас
же нарушено его вторым сыном - Констанцием II, который, захва-
тив новую столицу Империи - Константинополь, истребил семьи
двух сводных братьев Константина. Были пощажены только два
малолетних сына одного из них - Галл и Юлиан. Борьба за власть
на этом не закончилась. Старший из сыновей Константина-Кон-
стантин II, получивший в управление западные провинции (Брита-
нию, Галлию, Испанию), счел себя обманутым при дележе наделов
убитых родственников. В том же 337 г. он напал на управлявшего
Италией и Африкой младшего брата Константа, но во время воен-
ных действий подле Аквилеи попал в засаду и был убит.

Оставшиеся два сына Константина поделили власть. Констан-
ций II получил восточную часть Империи со столицей в Константи-
нополе, а Констант - западную с Римом.

Внимание обоих правителей Империи делилось между защитой
границ от нападений извне и подавлением ожесточенной социальной
борьбы, выливавшейся в форму религиозных усобиц как между при-

438

верженцами старых языческих культов и христианами, так и в среде
этих последних.

Религиозные споры между приверженцами карфагенского епи-
скопа Новициана и его противника Доната привели к открытой
гражданской войне, охватившей большую часть Северной Африки.

Не менее напряженное положение создалось в Египте и сосед-
них восточных провинциях. Здесь происходила борьба между сто-
ронниками учения Ария, осужденного на соборе епископов в Никое
(325 г.), и его противниками. Глава последних Афанасий не оста-
навливался перед применением силы в борьбе со своими идейными
противниками. В ответ на репрессии Афанасия ариане, заручив-
шиеся поддержкой императора Констанция II, ввели в действие вой-
ска. На улицах Александрии и других городов начались настоящие
побоища. Во время одного из них в Константинополе было убито и
изранено до 4000 человек.

Поскольку Констанций принял сторону ариан, <православные>
(<ортодоксы>), как называли себя сторонники Афанасия, были разг-
ромлены. Сам Афанасий бежал в Рим, где получил поддержку рим-
ского архиепископа и императора Константа, отправившего также
войска в Африку для расправы с донатистами.

По инициативе Константа и западных епископов в 342 г. в Сер-
дике (современная София), на границе владений западного и восточ-
ного правителей Империи, был созван съезд христианских еписко-
пов с целью найти пути к примирению между православными и
арианами. Но эта попытка окончилась полной неудачей.

Через несколько лет (350 г.) Констант был убит. Констанций II
воспользовался гибелью брата и в 351 г., разгромив войска узурпа-
тора, убившего Константа, стал единоличным повелителем Римской
империи.

ПОПЫТКА РЕСТАВРАЦИИ ЯЗЫЧЕСТВА.
ЮЛИАН АПОСТАТ

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

После смерти септимия севера императорами были объявлены два его сына марк аврелий антонин
Только клирики могли проводить молельные собрания
Он рабо тал только в одном жанре комедийном
Рим ской империи
Генезису общественных отношений в римском империи

сайт копирайтеров Евгений