Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Основным торговым партнером кыргызов до присоединения к России были государства Средней Азии и города Восточного Туркестана. Кыргызы вели меновую торговлю с местным оседлым населением Восточного Туркестана, обменивая скот и продукты скотоводства на ремесленные изделия, в особенности на шелковые и хлопчатобумажные ткани. Вот весьма показательная фраза китайского источника: "Любят китайский фарфор, чай, шелк, полотно, табак, вино и ценят эти вещи наравне с драгоценностями". После установления власти Цинов правительство предпринимало меры по урегулированию торговли с казахами и кыргызами, при этом даже указывало им лучшие места для торговли и получения большей прибыли [262].

Резко усилилась товарность кочевых хозяйств в начале 20 века. Оборот ярмарок в Акмолинской, Семипалатинской и Уральской областях с 16,7 млн. рублей в 1896 г. возрос до 89 млн. Рублей к 1900-1902 гг., т.е. более чем в 5 раз. В Тургайской области в 1900 г. и в Уральской - в 1901 г. было продано скота и продуктов животноводства на 16,5 млн. рублей, а в конце десятилетия - уже более чем на 20 млн. рублей. В 1911 году в Акмолинской области было более 200 ярмарок и торжков, обороты которых достигли 16 млн. рублей, а в 1912 г. - 23,5 млн. рублей. Вывоз скота и сырья из Казахстана быстро увеличивался после постройки железных дорог. Средняя годовая перевозка мяса из Казахстана по Сибирской магистрали в 1901-1904 гг. составила 1,7 млн., в 1907-1910 гг. - около 2 млн. и в 1912 г. - 1, 5 млн. пудов. По Ташкентской железной дороге в 1907-1910 гг. ежегодно отгружалось 466 тыс. пудов, а в 1911 г. - 1,1 млн. пудов мяса [263].

О развитии товарного скотоводства достаточно много литературы. Им занимались многие народы региона, в том числе и полуоседлые узбеки. Как пишет К. Шаниязов, хорошими мастерами-овцеводами считались представители родоплеменных групп узбеков (тюрк, карлук, локай, кипчак, катаган, юз, кырк и др.), а также среднеазиатские арабы. Овцеводство составляло заметную часть хозяйства и у оседлых узбеков, особенно у крупных баев, которые составляли большинство скотопромышленников. Овцеводство у узбеков издавна имело товарное направление. Каракульские смушки - основная продукция каракулеводства - шли на рынок. В начале ХХ в. на внутренний рынок Бухарского ханства поступало в год для продажи до 120 000 штук каракульских смушек [264].

По мере развития товарных отношений росла и социальная дифференциация кочевого общества. Из материалов повторного обследования казахских хозяйств в Кокчетавском уезде Акмолинской области в 1907 году видно, что в уезде 5453 хозяйств из 8178 занимались промыслами. Из них доля бедных хозяйств составляла 6155, или 83,1%, средних - 980, или 13,3% и богатых - 271, или 3,6%. Авторы обследования очень метко заметили, что "бедность, таким образом, является главным двигателем в развитии промыслов [265].

Аналогичная ситуация была и в Туркменистане. Как пишет В. Басилов, туркмен к земледелию толкала экстремальная ситуация. "Из рассказов стариков следует, что скотоводы брались за плуг не от хорошей жизни. Например, семья, в которой вырос Сахет Газак..., впервые занялась земледелием в 1914 г. В этот год умерли отец и мать Сахет Газака, и семью из трех братьев и одной сестры возглавил 25-летний старший брат, по профессии ювелир. Именно тогда он соорудил плотину для совма в местности Гара-Йылган [266].

Росла и товарность хозяйств. В семи уездах Тургайской и Уральской областей свыше 60 процентов проданных лошадей и 58 процентов баранов и коз принадлежало баям [267]. Разложение натурального хозяйства отражалось в многочисленных документах начала 20 века. Например, в служебном описании Семипалатинской области 1901 г. говорится следующее: "Среди киргиз натуральное хозяйство начинает сменяться денежным, а вместе с тем незаметно меняются и нормы обычного права... Современный киргиз без денег обойтись не может, он связан многими нитями с русским рынком" [268].

Резкое социальное расслоение и развитые рыночных отношений привело к кризису кочевого сообщества и оседанию по различным мотивам номадов. Для большинства кочевников основной причиной стало изменение мотивации разведения скота. В новых условиях стадо стало не только атрибутом богатства, но и включался в товарный оборот. Это повлекло изменение отношений внутри кочевой общины, концентрации средств производства в одних руках. Оседание и переход к земледелию осуществлялся и под влиянием разорения кочевников. Уже к началу 20 века земледелие в Казахстане развивалось не только в скотоводческо-земледельческой, но и в скотоводческой зоне.

Это видно из данных по Атбасарскому уезду, где из 12837 хозяйств земледелием занималось 3938. Как отмечал статистик Е. Яшнов "огромная роль земледелия в современном кыргызском (казахском) хозяйстве Аулие-Атинского уезда не подлежит никакому сомнению. Чисто скотоводческое хозяйство здесь почти исчезло, уступив место хозяйству смешанного типа, или даже чисто земледельческому. В исследованной части уезда не занимающихся хлебопашеством кибиток - всего 2776, или 7,9%, но из них 2131 (76,7%) представляет собой некочующий, лишившийся скота и обезземелившийся пролетариат, живущий продажей своей рабочей силы или помощью сородичей [269].

Земледелие развивалось и крупными скотоводами, которых привлекали возможности получения прибыли в этой сфере производства. Как отмечал Б. Сулейменов, чем богаче сеющее хозяйство скотом, тем быстрее в нем развивается земледелие, и в первую очередь товарное. Следует в этой связи заметить, что Кустанайский уезд в развитии товарного земледелия не отставал от других соседних уездов, а по темпам развития к началу 20 века даже обогнал Актюбинский и другие. Только в одной Саройской волости 17 крупных байских хозяйств имели посевную площадь более 100 десятин каждое. В Семиреченской области баи "на своих пашнях оставляли наемных рабочих, для контроля за которыми, пишет П.П. Румянцев, - нередко спускался с джайляу за 100-150 верст" [270].

А. Букейханов писал о состоянии казахского общества в начале 20 века следующим образом "Казахи осели на землю, привычное, старое представление о них, как о вечно кочующем народу является простым анахронизмом и свидетельствует лишь о невежестве нашей бюрократии" [271].

Массовая колонизация степи приводила к симбиозу нового земледельческого населения и кочевников. В литературе описывается, в качестве типичной, следующая модель образования русских поселений: "Влиятельный киргиз привлекает или из жалости принимает два-три двора, входит во вкус получения дохода за усадьбу, покос или пашню деньгами или испольной работой, расширяет дело все более и более, пока заимка не превращается в поселок из 20-30 и более дворов" [272].

Внешнее воздействие привело к кризису кочевой цивилизации. Отторжение земель в ходе крестьянской колонизации, разрушение общины в результате коллективизации, индустриализация и освоение целины, прибытие в Казахстан огромной массы переселенцев оказали огромное влияние на развитие республики.

Тем не менее, прослеживается эволюционность развития духа в условиях резкой ломки материальной культуры. Первые шестьдесят лет интенсивных изменений начала 20 века проистекали при активном приспособлении к ним практически двух поколений людей. Высокая адаптивная способность в немалой степени объясняется мобильностью сознания кочевника, способного активно приспосабливаться к изменяющейся среде обитания. В связи с этим сохранились традиции, обычаи и ценности казалось далеких эпох. Тем более что Казахстан только вступал в стадию рыночных отношений. А это означало, что буржуазное классовое сознание не проявилось в высокой степени и на ментальном уровне. Попытки коммунистической партии увидеть традиционные классы в кочевой среде привели к общенациональной трагедии. В Казахстане баи и султаны были носителями иных социальных функций, нежели кулаки и дворяне в России, не говоря уже о высших классах Западной Европы. Поэтому классовые отношений, даже социалистические, не смогли преодолеть связи первичного типа.

ПРИМЕЧАНИЯ

250 Межуев В.М. Национальная культура и современная цивилизация. - Освобождение духа. М. Политиздат. 1991., с.263.

251 Утопический социализм. Хрестоматия. М. Политиздат. 1982. С.406.

252 Хорос В.Г. Идейные течения народнического типа в развивающихся странах. М. "Наука". 1980. с.87.

253 Хорос В.Г. Идейные течения народнического типа в развивающихся странах. М. "Наука". 1980. с.159.

254 Железняков А.С. Монголия социалистическая и постсоциалистическая. - Восток, 1996, номер 6, с.109-110.

255 Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей. Алматы. 1996, с.327.

256 Бекмаханов Е.Б. Присоединение Казахстана к России. М., изд-во АН СССР. 1957. с.28.

257 http://ek-lit.agava.ru/mensod.htm

258 Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. М., Богородский печатник, 1998., с.118.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Сама система функционирования кочевой цивилизации определяла логику взятия под свое крыло всех народов

История цивилизации
Для многих движение к демократии
Ростом городов

сайт копирайтеров Евгений