Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Какие обязанности лежат на российской социал-демократии? "Отсюда сама собою вытекает та задача, - продолжает "Искра", - которую призвана осуществить русская социал-демократия: внедрить социалистические идеи и политическое самосознание в массу пролетариата и организовать революционную партию, неразрывно связанную со стихийным рабочим движением", " т. е. она должна стоять всегда во главе движения и ее первейшая обязанность - сплотить в единую партию социал-демократические силы рабочего движения.

Так обосновывает свою программу редакция "Искры".

Осуществляла ли "Искра" эту замечательную программу?

Всем известно, как самоотверженно проводила она в жизнь эти важнейшие идеи. Это ясно доказал нам второй съезд партии, который большинством в 35 голосов признал "Искру" центральным органом партии.

После этого разве не смешно, когда иные горе - марксисты начинают "разносить" старую "Искру"?

Вот что пишет об "Искре" меньшевистский "Социал-Демократ":

"Она ("Искра") должна была разобрать идеи "экономизма", отвергнуть ложные взгляды, принять истинные и ввести его в новое русло... Но произошло не так. Борьба с "экономизмом" вызвала другую крайность - умаление экономической борьбы, пренебрежительное отношение к ней и признание господствующего значения за политической борьбой. Политика без экономии (должно быть: "без экономики") - вот новое направление) (см. "Социал-Демократ" № 1, "Большинство или меньшинство ?").

Но где же, когда, в какой стране произошло все это, достопочтенный "критик"? Что делали Плеханов, Аксельрод, Засулич, Мартов, Старовер, почему они не направили "Искру" на путь "истины, ведь они составляли большинство в редакции? И где вы сами-то были до сих пор, почтеннейший, почему вы не предостерегли второй съезд партии: он не признал бы тогда "Искру" центральным органом.

Но, оставим "критика".

Дело в том, что "Искра" правильно подметила "злободневные вопросы", стала именно на тот путь, о котором я говорил выше, и самоотверженно проводила в жизнь свою программу.

Еще более отчетливо и убедительно выразил позицию "Искры" Ленин в своей замечательной книге "Что делать?".

Остановимся на этой книге.

"Экономисты" преклонялись перед стихийным рабочим движением, но кто не знает, что стихийное движение - это движение без социализма, это "есть тред-юнионизм", который ничего не хочет видеть за пределами капитализма. Кто не знает, что рабочее движение без социализма - это топтание на месте, в рамках капитализма, блуждание вокруг частной собственности, которое если и приведет когда-нибудь к социальной революции, то, кто знает, когда и ценой каких мучений. Разве для рабочих безразлично, вступят ли они в "обетованную землю" в ближайшее время или через длинный промежуток времени, легким или трудным путем? Ясно, что всякий, кто превозносит стихийное движение и преклоняется перед ним, тот независимо от своей воли роет пропасть между социализмом и рабочим движением, тот умаляет значение социалистической идеологии, тот изгоняет ее из жизни и независимо от своей воли подчиняет рабочих буржуазной идеологии, ибо он не понимает, что "социал-демократия есть соединение рабочего движения с социализмом", что "всякое преклонение пред стихийностью рабочего движения, всякое умаление роли "сознательного элемента", роли социал-демократии означает тем самым, - совершенно независимо от того, желает ли этого умаляющий или нет, - усиление влияния буржуазной идеологии на рабочих".

Разъясним подробнее. В наше время могут существовать только две идеологии: буржуазная и социалистическая. Различие между ними состоит, между прочим, и в том, что первая, т. е. буржуазная идеология, гораздо старше, более распространена и глубже укоренилась в жизни, чем вторая, что с буржуазными взглядами сталкиваешься везде и всюду, в своей и чужой среде, тогда как социалистическая идеология делает только первые шаги, она только пробивает себе дорогу. Нечего и говорить, что, если речь идет о распространении идей, то буржуазная идеология, т. е. тред-юнионистское сознание, гораздо легче распространяется гораздо шире охватывает стихийное рабочее движение чем социалистическая идеология, делающая только первые шаги. Это тем более верно, что стихийное движение - движение без социализма - и без того "идёт именно к подчинению его буржуазной идеологии". А подчинение буржуазной идеологии означает вытеснение социалистической идеологии, поскольку они взаимно отрицают друг друга.

Как? - спросят нас, - разве рабочий класс не влечется к социализму? Да, он влечется к социализму Не будь этого - деятельность социал-демократии была бы бесплодна. Но верно и то, что этому влечению противостоит и препятствует другое влечение - влечение к буржуазной идеологии.

Я только что говорил, что наша общественная жизнь пропитана буржуазными идеями, поэтому буржуазную идеологию распространить гораздо легче, чем социалистическую. Не надо забывать, что в то ж время буржуазные идеологи не дремлют, они по-своему подделываются под социалистов и неустанно пытаются подчинить рабочий класс буржуазной идеологии. Если при этом и социал-демократы, подобно "экономистам" будут ротозействовать и поплетутся в хвосте стихий нога движения (а рабочее движение тогда и стихийно когда социал-демократия так ведет себя), то само собой очевидно, что стихийное рабочее движение пойдет по этому проторенному пути и подчинится буржуазной идеологии, разумеется, до той поры, пока долгие блуждания и мучения не заставят его порвать связь с буржуазной идеологией и устремиться к социальной революции.

Это и называется влечением к буржуазной идеологии.

Вот что говорит Ленин:

"Рабочий класс стихийно влечется к социализму но наиболее распространенная (и постоянно воскрешаемая в самых разнообразных формах) буржуазная идеология тем не менее стихийно всего более навязывается рабочему". Именно поэтому стихийное рабочее движение, пока оно стихийно, пока оно не соединилось с социалистическим сознанием, - подчиняется буржуазной идеологии и влечется к этому подчинению. Если бы это не было так, тогда была бы излишня социал-демократическая критика, социал-демократическая пропаганда, тогда было бы излишне и "соединение рабочего движения с социализмом""

Социал-демократия обязана бороться с этим влечением к буржуазной идеологии и способствовать другому влечению - влечению к социализму, Конечно, когда-нибудь, после долгих блужданий и мучений, стихийное движение и без помощи социал-демократии возьмет свое, придет к вратам социальной революции, так как "рабочий класс стихийно влечется к социализму". Ну, а как быть до той поры, что делать нам до той поры? Скрестить на груди руки, подобно "экономистам", и уступить место Струве и Зубатовым? Отвергнуть социал-демократию и тем способствовать господству буржуазной, тред-юнионистской идеологии? Забыть марксизм и не "соединить социализм с рабочим движением"?

Нет! Социал-демократия есть передовой отряд пролетариата, и ее обязанность - итти всегда во главе пролетариата, ее обязанность - "совлечь рабочее движение с этого стихийного стремления тред-юнионизма под крылышко буржуазии и привлечь его под крылышко революционной социал-демократии". Обязанность социал-демократии - внедрить социалистическое сознание в стихийное рабочее движение, соединить рабочее движение с социализмом и таким образом придать борьбе пролетариата социал-демократический характер.

Говорят, что в некоторых странах рабочий класс сам выработал социалистическую идеологию (научный социализм) и сам же выработает ее и в остальных странах, поэтому-де совершенно излишне вносить социалистическое сознание в рабочее движение извне. Но это глубокая ошибка. Чтобы выработать научный социализм, надо стоять во главе науки, надо быть вооруженным научными знаниями и уметь глубоко исследовать законы исторического развития. А рабочий класс, пока он остается рабочим классом, не в силах стать во главе науки, двигать ее вперед и научно исследовать исторические законы: для этого у него нет ни времени, ни средств. Научный социализм "может возникнуть только на основании глубокого научного знания..." - говорит К. Каутский. "...Носителем же науки является не пролетариат, а буржуазная интеллигенция (подчеркнуто К. Каутским). В головах отдельных членов этого слоя возник ведь и современный социализм, и ими удое был сообщен выдающимся по своему умственному развитию пролетариям ..."

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Немецкие войска имеют хорошую дисциплину
Сталин И. Коротко о партийных разногласиях истории России 12 дисциплине
Обе стороны

сайт копирайтеров Евгений