Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Поликлет победил Фидия, изобразившего Амазонку в момент, когда она пыталась вскочить на коня и ускакать, и показавшего рядом многие сопутствующие действию атрибуты — копье, шлем, щит. Греки того времени выше оценили творение Поликлета, раскрывшего в скульптуре настроения и чувства, а не какие-либо определенные действия.

В лице Амазонки Поликлет не старался воспроизвести страдание. Оно выражено пластикой тела, безвольно свесившейся с постамента кистью левой руки, расслабленностью закинутой за голову правой руки, композицией складок хитона, будто хлынувших, подобно потокам крови, с плеча, печальным наклоном головы воительницы. Не случайно была введена и опора Амазонки о постамент — это давало возможность мастеру лишить фигуру внутренней напряженности, какой был исполнен Дорифор.

Диадумен, по-видимому, наиболее поздняя статуя Поликлета, исполненная им уже в Аттике. Изображение победителя, повязывающего на голову приз — ленту, было очень распространено тогда в скульптуре. В пластике Диадумена больше, нежели в статуе Дорифора, изящества, свободы в расположении рук, ног; изваяние сложнее композиционно. Ощущением горделивости, осознанием своей победы Диадумен уже очень далек от изваянного в ранние годы сдержанного, скромного Ки-ниска. Достоинства этой статуи оценили многие греки. О ней восторженно говорил римский писатель и ученый Плиний.

В гибкой фигуре Диадумена, в эластичности его мышц, плавности движений все ново, отлично от памятников молодого Поликлета, созданных им еще в южных городах Греции. В тему горделивости отчасти вплетается нота легкой грусти, созвучная изяществу пластических форм, красоте позы, начинавших сменять естественную возвышенную простоту человека, выраженную особенно полно в Дорифоре и Амазонке.

Из древних источников известно, что мастер создал для храма Геры в Аргосе хризоэлефантинную статую богини. Отмечалось, что Поликлет показал в ней сложную позу и повороты фигуры и этим он, очевидно, как и в Диадумене, стремился к новой трактовке образа. Некоторые изо-

' Позднее эпохе высокой классики в Греции будет соответствовать эпоха Высокого Возрождения в Италии, когда в работах Леонардо, Рафаэля, Микеланджело также воплотится образ прекрасного, идеального человека — венца творения.

II о лик лет. Диадумен. Мрамор. Римская

копия. Середина V в. до н. э. Афины,

Национальный музей

бражения головы Геры на греческих монетах сопоставляют с этим шедевром Поликлета. Примечательно, однако, что статуй богов у Поликлета мало; мастер чаще обращался в своих произведениях к изображению людей, нежели его великий современник Фидий. Возможно, в этом проявлялась общая тенденция развития эллинского искусства от божественных образов к земным.

Статуи Поликлета очень ценились, об учениках его Аргии, Асо-поде упоминал Плиний. Поликлет имел большую школу и много последователей. Лисипп, великий мастер IV в. до н. э., говорил о Поли-клете как об учителе.

Исполненные из бронзы оригинальные статуи Поликлета не дошли, как известно, до нашего времени. Многочисленные и, очевидно, довольно точные римские копии, дающие представление о статуе Копьеносца, даже в Риме считались воплощением идеи совершенного атлета и ставились на стадионах, являя наглядный пример для юношей. Для многих скульпторов последующих веков изваяния Поликлета служили образцами. Хотя пропорции фигур в статуях IV в. до н. э. и эллинизма значительно изменились, принципу хиазма, впервые, четко и ясно представленному в пластических формах этим гениальным ваятелем высокой классики, долго следовали мастера эллинской, а затем римской скульптуры.

АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ

Афинский Акрополь — громадный (300X130 м), выступающий из земли скалистый отрог — издавна, с микенских времен, являлся средоточием святынь, которым всегда поклонялись жившие возле него люди. Здесь также помещался дворец местного царя (мегарон), под защи-

той крепостных стен Акрополя находили убежище жители во время нападения врагов. В годы архаики на нем высились, как известно, величественные храмы, подобные Гекатомпедону, и стояли замечательные красочные изваяния девушек — кор. У склонов этой почитавшейся афинянами святыни располагалась рыночная площадь — агора с монументальным храмом Тезея (или Гефеста), ареопаг', театр и много других

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В искусстве родоначальника классицизма появляется официальность
Небольшие статуэтки исполнялись из различных материалов
В этом надгробии
Большой фолос в святилище афины в дельфах
Каннелюры в архитектуре вертикальные желобки на стволах колонн

сайт копирайтеров Евгений