Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Мужские фигуры рядом с конями кажутся слишком высокими, непомерно удлиненными. В рисунках поздних геометрических ваз сказывается иногда увядание стиля, утрата основ, составляющих его ценность и специфическую красоту. В искусстве появляются формы, постепенно кристаллизующиеся в новую художественную систему.

Условный, предельно обобщенный характер рисунков на вазах геометрического стиля, упрощенность их не результат примитива или, наоборот, изощренности. Мастера стремились показать в каждом отдельном случае не какой-то вполне определенный конкретный предмет реального мира, а выразить своеобразным знаком общее понятие об этом предмете. Конечно, недостаток конкретных черт в геометрических образах воспринимался порой как ограниченность такого метода изображения. Однако огромная ценность этого стиля в том, что, очевидно, впервые в его произведениях человек на ранней ступени развития начал вносить в мир, кажущийся ему непонятным и хаотическим, элемент обобщения, упорядоченности. Художественный строй этого искусства вряд ли можно назвать примитивным — это, скорее, своего рода особая манера

восприятия и отражения мира в рисунках. Постепенно схематические образы будут становиться все более конкретными. Но греческие мастера и в дальнейшем не утратят уловленного и достигнутого ими в этом раннем стиле принципа обобщения. В этом отношении искусство геометрики — прочная база, обеспечившая греческому эстетическому сознанию дальнейшее плодотворное развитие в годы архаики и классики.

Росписи на многих вазах геометрического стиля, возможно, связаны с магическими воззрениями греков. Так, волнистые линии могли ассоциироваться с жидкостью и как бы способствовали постоянной наполненности вазы водой, вином или маслом. Зарисовка сплошь всей поверхности кувшина узорами, очевидно, вызывалась боязнью того, что через незакрашенную часть сосуда могли проникнуть какие-либо злые силы и испортить его содержимое. Однако уже в геометрическом стиле начиналось разрушение магической основы рисунка: все больше усиливалось внимание художника к конкретным действиям человека, даже изображенного схематически, в условной манере.

Амфора. Глина. VIII в. до н. э.

В геометрическом стиле различают территориальные варианты. В декоре критских сосудов использовались элементы эгейского орнамента: на горловинах часто помещались узоры в

виде спирали, на тулово наносились стилизованные контуры различных животных, цветов. На вазах дорических центров, в частности Аргоса, особенно последовательно проводился принцип симметрии: там можно видеть человека, держащего за поводья двух лошадок, или сцены с женскими хороводами. Строгая простота рисунка, свойственная дорийской керамике, встречается и на других южногреческих вазах.

Своеобразные памятники геометрического стиля создавались к северу от Афин, на родине прославленного греческого поэта Гесиода (конец VIII в. до н. э.), в сельскохозяйственной, во многом консервативной Беотии. Здесь геометрический стиль в керамике и мелкой пластике сохранялся дольше, нежели в других областях Эллады. На беотийских вазах в сценах оплакивания драматизм, который хотел передать худож-

ник, был выражен ярче, сильнее, чем в аттических. Горе и смятенность скорбящих находили отзвук в резких, почти рваных контурах фигур, в неспокойных линиях узоров, весьма эмоциональных персонажах, оплакивающих покойников. Сидящая у ног умершего женщина одной рукой в отчаянье схватилась за голову, другой держит руку усопшего, будто не желая отпустить его. В росписях обращает на себя внимание богатая ритмика жестов, трагически поднятые и бессильно опущенные, свисающие, как плети, руки, сомкнутые над головой пальцы. Тема страдания в рисунке беотийского художника выражена хотя и более бегло и обобщенно, но не менее экспрессивно, нежели на древнеегипетском рельефе с плакальщиками из собрания Голенищева'. Очевидно, подобная трактовка чувств лежала в основе искусства этой области Греции. Нечто подобное можно ощутить и в беотийской литературе. Так, Гесиод, рассказывающий, в частности, о зиме в своем краю, намного эмоциональнее воспринимает мир, красочно описывая природу, нежели поэты других районов Эллады:

Месяц очень плохой — Ленеон, для скотины тяжелый.

Бойся его и жестоких морозов, которые почву

Твердою кроют корой под дыханием ветра Борея:

К нам он из Фракии дальней приходит, кормилицы коней,

Море глубоко взрывает, шумит по лесам и равнинам.

Много высоковетвистых дубов и раскидистых сосен

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Вносит особую ноту в общее настроение рельефа
На оборотной стороне
сностью исполнения отличаются рисунки одного из самых талантливых вазописцев чернофигурного стиля экзекия
Мозаики перешли с пола на стены
Они помещены преимущественно над колоннами

сайт копирайтеров Евгений