Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

От воздвигнутого в конце первой четверти VI в. до н. э. в Сиракузах храма Аполлона сохранились основания фундаментов, части восточной стены, некоторые колонны. От другого сиракузекого храма уцелели лишь две массивные, но невысокие колонны, а значительная часть третьего, позднеархаического, очевидно, посвященного Афине храма вошла как составная часть в построенный на том же месте средневековый кафедральный собор.

Одна из особенностей италийских храмов состоит в том, что молящиеся входили прямо из целлы в сокровищницу (и тогда она называлась адитон), а не так, как было принято в храмах метрополии, с тыльной стороны. Эта конструкция усиливала впечатление фасадности, так как создавался эффект сквозного прохода от восточного портика через всю постройку, и в плане подчеркивалась осевая линия, продольная направленность движения. Эта специфика архитектурной композиции, проявившаяся и в этрусско-римской архитектуре, заявила о себе потом в, средневековых сооружениях Западной Европы.

Стоявшие в четкой последовательности дорические храмы Селинунта (складывались из блоков известняка, затем штукатурились и, возможно, покрывались краской) надо было делать разными, иначе ансамбль выглядел бы как ряд подобных друг другу построек. Чтобы сгладить однотипность дорических периптеров, зодчим приходилось использовать различные нюансы архитектурных форм и пропорций. Храмы, выглядевшие, как братья, в то же время казались и различными — один был выше, другой ниже, отличала их и ширина портиков, длина боковых колоннад. Сильное землетрясение разрушило многие храмы Селинунта, и сейчас они лежат в руинах, убеждающих в былом великолепии этого античного ансамбля архаики и ранней классики.

Более цельное представление о храмах Великой Греции могут дать сооружения в Посейдонии — колонии греков, приехавших в VI в. до н. э. с южного побережья Апеннинского полуострова, из богатого Сибариса. Город обладал независимостью недолго: в IV в. до н. э. он был захвачен местными племенами-луканами и стал называться Пестумом, а в III в. до н. э. им овладели римляне.

Сохранились крепостные стены акрополя Посейдонии, или Пестума, и три храма, из которых два архаических: храм Геры (прежде называвшийся Базиликой) и храм Афины (ранее — Деметры). Третий храм (Геры II), стоявший рядом с так называемой Базиликой, выстроен был позднее, в V в. до н. э., и считался храмом Посейдона.

Расположенные на небольшом, поросшем выжженной солнцем растительностью плато между горами и морем постройки более чем двух-тысячелетней давности величавы до сих пор. Сложенный из квадров местного туфа храм Геры I очень монументален. Весьма своеобразен его план: на торце нечетное число колонн (девять), вызванное тем, что по центру целлы идет колоннада, образующая внутри два нефа. По-видимому, для укрепления перекрытия ввиду большой ширины храма строители ввели центральную колоннаду, хотя, конечно, понимали, что эта система нехороша, так как загромождает основную часть целлы опорами.

В целях сохранения единства внешнего облика храма с его внутренним пространством зодчий поставил на фасаде центральную (нечетную) колонну. Хотя она и оказывалась как бы на пути паломника и мешала свободному доступу в храм, но, согласно архаическим принципам, надо было соблюсти цельность интерьера и экстерьера. Позднее почти повсеместно на торцах будет помещаться четное число колонн, и проход между средними опорами в целлу не будет загораживаться.

Колонны так называемой Базилики особенно мощны, тяжелы и массивны. Эхин их расплюснут, а шейка под ним кажется тонкой и узкой, лишь потом следует расширение ствола книзу с ярко выраженным и не-

Афины.

Вид на Панафинейскую дорогу,

ведущую к Акрополю

Рыбак. Фреска из дома острова Феры. XVI в. до н. э. Афины, Национальный музей

Боксирующие юноши. Фреска из

дома с острова Феры.

XVI в. до н. э. Афины, Национальный

музей

Голова воина в шлеме.

Из Микен. Слоновая кость.

XIII в. до н. э. Афины, Национальный

музей

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Национальный музей голова воина в шлеме

Украшавших фронтоны
Весьма разнообразны на вазах орнаменты
Пропилеи ворота на акрополь представляли собой глубокий сквозной портик

сайт копирайтеров Евгений