Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

ческая объемность форм, сменявшая схематизм, который в статуэтках геометрического стиля придавал таким образам, как в скульптуре «Сидящий из Альфеосталя», характер жесткой конструктивности. Теперь при изображении человеческого тела мастера стали показывать круглящиеся плечи, более полные бедра и грудь. Всегда чувствовавшийся в геометрике остов, структурный каркас фигуры начинал как бы обрастать плотью.

Особенности нового стиля ярко проявились в невысокой (20 см) бронзовой статуэтке Аполлона из Фив (собрание Бостонского музея изящных искусств, США). Иногда* она называется даром Мантиклоса, так как на одной из ног выгравирована надпись о том, что грек, по имени Мантиклос, посвятил статую Аполлону.

К образу этого могучего и светлого олимпийца часто обращались скульпторы Греции VII—VI вв. до н. э. Его прославляли и поэты.

Вспомню,— забыть не смогу,— о метателе стрел Аполлоне. По дому Зевса пройдет он — все боги те затрепещут, С кресел своих повскакавши, стоят они в страхе, когда он Ближе подступит и лук свой блестящий натягивать станет. Гомеровский гимн. К Аполлону Делосскому

В изваянии акцентирована фронтальность: но уже круглятся плечи, бедра, сдержаннее становится, в частности в трактовке волос, орнамен-тальность. Формы многих геометрических фигурок казались суховатыми и жесткими, напоминавшими голые сучья зимних деревьев. Объемы же раннеархаических статуэток обретают сочность, подобно набухающим побегам растений. В характере таких изваяний проступало нечто свежее, по-весеннему молодое, хотя еще и неловкое. В них нет того мастерского уподобления образа реальности, какое появится позднее. Отдельные части фигур кажутся малосвязанными друг с другом; мастер, как будто увлекаясь обработкой каждой детали, забывает, что он должен создать цельный, единый организм. Возможно, потому так далеко отступила от плеч Аполлона голова, что скульптору нужно было показать длинные модные тогда волосы, однако после долгого «поста» геометрики спустить их ниже и закрыть красиво моделированную с ложбинкой спину и плечи ему не хотелось, и он сделал шею длинной. Подобная наивность придает таким статуэткам особое очарование.

Мастер ранней архаики не забывает и о декоративности, хотя орнаментальные узоры, как отмечалось, сдержанны, лишь волосы Аполлона показаны завитыми. Своеобразным украшением служит и надпись на ноге. Буквы одновременно и сообщали необходимые сведения, и воспринимались как узор, подобный египетским иероглифам на плитах. Культовое и эстетическое значения образа в таких памятниках еще очень тесно связаны.

Нельзя не заметить, что уже в ранней архаике начинали заявлять о себе различия художественных школ Греции — экспрессия Беотии, жесткость дорики, мягкость ионических образов. Именно поэтому обращает на себя внимание уже в статуэтке Аполлона из Фив выразительность широко раскрытых глаз божества. Фивы, где была

найдена статуэтка,— поселение беотийцев, искусство которых всегда отличалось сильной экспрессивностью художественных образов как в рисунках геометрических ваз, так и в скульптуре.

Скульпторы конца VIII и начала VII в. до н. э. создавали так называемые ксоаноны, возможно, довольно крупные деревянные статуи божеств. Из-за подверженности дерева гниению они не сохранились, и об их существовании нам известно из упоминаний древних писателей. Уцелели лишь деревянные (высотой около 20 см) повторения ксоанонов, найденные не так давно археологами в древнегреческих погребениях острова Сицилия. Божества (трудно сказать какие) представлены в этих статуэтках прямостоящими, со слегка поднятыми к небу лицами, спускающимися на плечи завитыми волосами, плотно прижатыми к туловищу руками. Эти фигурки в длинных до пят одеяниях, несмотря на небольшие размеры, исполнены величавого спокойствия и глубокого сознания своего совершенства.

Широкое распространение в годы архаики получили терракотовые статуэтки из обожженной глины. Их использовали для украшения дома, в культовых церемониях как приношения божествам и в погребальных обрядах, где они сопровождали умершего в загробный мир. Обычно статуэтки богов, героев, девушек, а также различных животных оттискивались в формах, затем покрывались белой обмазкой и раскрашивались. Полые внутри, они имели на спине большое круглое отверстие для выхода при обжиге сырой глины водяных паров. Глина для терракот готовилась очень тщательно, в результате «отмучивания» из нее удалялись песчинки и камешки, и статуэтка оттискивалась из нежного, очень чистого «теста».

В архаических терракотовых фигурках и в других памятниках пластики того времени наиболее ярко воплотилось стремление к наибольшей цельности объема, в котором все детали очень компактны, и поэтому даже камерная статуэтка монументальна. Божество, сидящее на троне, всегда представлено в возвышенном спокойствии. Строгая фронтальность — обязательный элемент композиции архаических культовых статуэток. Руки божества покоятся на коленях, ноги составлены вместе. Одежда скрывает тело, позволяя лишь угадывать его формы. Вначале может показаться, что простота образа вызвана не вполне развитыми способностями скульптора, но это не так. Около подобных архаических терракот, как и около мраморных и бронзовых изваяний божеств, человек застывает в благоговении, проникаясь той же божественной торжественностью, что выражена в предельно статичных внешне, но исполненных колоссальной внутренней эмоциональной энергии пластических формах. Божественное величие, воплощенное в памятнике, должно, как в зеркале, отразиться в созерцающем образ человеке и наделить его качествами и достоинствами небожителя.

Скульпторы ранней архаики часто обращались не только к глине, но и бронзе, дереву, известняку, слоновой кости. Однако уже в середине VII в. до н. э. греческие мастера начинают использовать мрамор, который все сильнее завоевывает популярность у заказчиков. Трудно назвать более подходящий для изображения человеческого тела материал.

Легкая прозрачность у поверхности, так же как цвет, то белый, то кремовый, нередко с красивым узором, сближает исполненный в мраморе художественный образ с реальностью. Все меньше чувствуется стремление художника к условности, которая требовала использования в годы ранней архаики грубого известняка, так же как еще раньше египтянами, крепких пород цветного камня — гранита, базальта, диорита.

Одно из первых сохранившихся до нашего времени мраморных изваяний — женская статуя (650 г. до н. э.), найденная в святилище Артемиды на острове Делосе, крупнейшем религиозном центре Эллады, где, по преданию, родились Аполлон и Артемида. Сейчас статуя хранится в Афинском Национальном археологическом музее. Как и на бронзовой статуэтке Аполлона из Фив, на ее мраморе высечено: «Богине, посылающей далеко свои стрелы, посвящает меня Никандра, дочь Дейнодикоса с Наксоса, выдающаяся среди других, сестра Дейномена и жена Фракса». Интересно обращение от имени статуи как от живого существа: «...посвящает меня». Эта характерная для Греции манера отношения мастера к своему изделию, как к одушевленному образу, часто будет встречаться и в VI— V вв. до н. э.

Памятник прост и в то же время обладает огромной силой воздействия. Строгая, способствующая этому симметрия выступает во всем: волосы четко разделены на

Артемида Делосская. Мрамор. Середина

VII в. до н. э. Афины, Национальный

музей

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Поэтому сила воздействия таких росписей дб сих пор остается непреходящей
Древний художник показал на поверхности амфоры животных
Высотное сооружение в александрии фаросский маяк детище
Мастер совмещает в изваянии профильное изображение нижней части статуи
Но многое из восточного искусства

сайт копирайтеров Евгений