Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Недовольство значительной части крестьянства и проблемы дальнейшего развития индустриализации вызвали разногласия внутри политического руководства страны. Сталин видел причину трудностей, возникавших в 1926—1928 гг. с хлебозаготовками и снижением товарности сельскохозяйственного производства, в сопротивлении внутренних врагов и предлагал применять административные меры борьбы и ускорить создание колхозов и совхозов. Возражавшие ему Бухарин, Рыков, Томский, Угланов видели причину кризиса в несовершенстве управленческой системы и предлагали отказаться от чрезвычайных мер, повысить цены на хлеб, развивать кооперативное движение, учитывать реальные возможности крестьянского хозяйства и психологию крестьянина. Однако этот вариант не был принят, а его сторонники впоследствии были отстранены от руководства и обвинены в правом оппортунизме.

С конца 1929 г. был взят курс на форсирование социалистического переустройства села, конкретным выражением чего стала массовая коллективизация. 5 января 1930 г. было принято постановление “О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству”, в котором по темпам коллективизации страна была разделена на три региона: Северный Кавказ, Нижняя Волга и Средняя Волга должны были в основном завершить коллективизацию осенью 1930 г. или весной 1931-го; Украина, Центрально-Черноземная область, Сибирь, Урал, Казахстан — осенью 1931 г. или весной 1932-го; в остальных краях, областях и национальных республиках — к концу пятилетки, то есть к 1933 г.

В результате принятых мер процент коллективизации стремительно рос. Если в июне 1927 г. удельный вес крестьянских хозяйств, вовлеченных в колхозы, был 0,8%, то к началу марта 1930 г. он превышал 50%. Темпы коллективизации стали обгонять реальные возможности страны в финансировании хозяйств, снабжении их техникой и т . д. Декретирование сверху, нарушение принципа добровольности при вступлении в колхоз и другие партийно-государственные меры вызвали недовольство крестьян, что выражалось в выступлениях и даже в вооруженных столкновениях.

Одной из главных причин форсирования коллективизации было то, что создание коллективного сельского хозяйства стало рассматриваться как средство, позволяющее добиться в возможно более короткие сроки решения задач конкретной политики: хлебной проблемы, получения валютных средств и импортного промышленного оборудования. Перекачка средств негативно проявилась в экономике деревни, особенно в период голода (1932—1933). Это отразилось на индустриализации и социально-экономическом развитии страны в целом.

Особое место в процессе коллективизации занимает вопрос о кулаке. Известно, что борьба против кулаков, как эксплуататоров, шла в ходе Октябрьской революции и гражданской войны, в период НЭПа. Однако тогда перед ними не закрывалась дорога в сельскохозяйственные кооперативы всех типов, включая колхозы. В годы НЭПа довольно заметным был рост кулацких хозяйств (в 1927 г. — около 900 тыс). В процессе проведения политики ограничения кулачества произошло резкое сокращение численности кулацких хозяйств. Летом 1929 г. политика в отношении кулака ужесточилась: последовало запрещение принимать в колхозы кулацкие семьи, а с 30 января 1930 г., после постановления ЦК ВКП (б) “О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации”, началось проведение крупномасштабных насильственных акций, выразившихся в конфискации имущества, в принудительном переселении и т.д. Нередко в разряд кулаков попадали и середняки. В литературе приводятся различные цифры раскулаченных. В. Данилов, один из специалистов по истории крестьянства, считает , что не менее 1 млн кулацких хозяйств ликвидировано в ходе раскулачивания.

В связи с осуществлением коллективизации продолжались изменения и в положении самих колхозов. В 1933 г. были введены обязательные поставки продукции государству по низким ценам. МТС получали натуральную оплату с колхозов за обработку полей, а колхозники должны были сдавать налог и в натуральном и в денежном выражении. Допускались нарушения принципа колхозной демократии. В конечном итоге колхозы оказались огосударствленньши. Лишь к 1935 г. стали заметны признаки роста, укрепилась материально-финансовая база колхозов, упорядочилась система оплаты труда, поднялся уровень его организации. К 1937 г. коллективизация в целом завершилась. В стране насчитывалось более 243 тыс. колхозов, объединявших 93% крестьянских хозяйств.

Характеризуя процесс коллективизации в нашей стране, необходимо учитывать все трудности и противоречия, связанные с ним. С одной стороны, обновился и расширился производственный потенциал сельского хозяйства, колхозы выдержали тяжелейшие испытания Великой Отечественной войны, а с другой — наблюдалось игнорирование объективных законов, выразившееся в форсировании коллективизации и нарушении принципа материальной заинтересованности крестьянства, что временами приводило к замедленному развитию советского сельского хозяйства, обострению продовольственной проблемы.

Форсированными методами в эти годы решали и социальные проблемы, включая культурное развитие страны. Строительство нового общества требовало изменения не только экономического и политического облика, но и мировоззренческого, духовно-нравственного развития человека, его культурного уровня. Культурное строительство в СССР в 30-е гг. предполагало решение множества взаимосвязанных между собой задач, в том числе идеологических.

Относительная отсталость России от развитых капиталистических стран, разрыв в уровне культуры между социальными слоями населения, между различными народами страны наложили отпечаток на ход культурного строительства, определили его особенности. Еще в первые годы Советской власти было сделано много позитивного в распространении культуры в массы народа.

Большим завоеванием было повышение уровня грамотности населения. Достаточно отметить, что до Октябрьской революции более 70% взрослого населения страны не умело ни читать, ни писать. Неграмотность сельского населения достигала 85%, многие народности вообще не имели письменности. В результате принятых мер уже к 1927/28 учебном году грамотное население городов составляло около 80%, села — более 43,3%.

С 1930 г. было введено обязательное начальное образование, что вызывало резко возросший спрос на учительские кадры. В этой связи расширялась сеть педагогических институтов и техникумов, создавались краткосрочные курсы по подготовке педагогов начальных школ, организовывались досрочные выпуски в педагогических учебных заведениях. Все это не могло не сказаться на качестве обучения. В 30-х гг. большинство учителей старших классов не имело высшего образования.

Развертывание сети высшего и среднего специального образования сопровождалось изменением социального состава студенчества. Это достигалось путем дополнительной общеобразовательной подготовки рабоче-крестьянской молодежи к обучению в вузах через рабфаки. Первый рабфак был открыт в 1919 г. в Московском институте народного хозяйства (ныне Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова).

Советская интеллигенция формировалась из трех источников: специалистов старой школы, выдвиженцев из среды рабочих и крестьян, специалистов, окончивших вузы и техникумы. В эти же годы происходило организационнное становление советской науки. В 1934 г. Академия наук была переведена из Ленинграда в Москву, создавались новые научно-исследовательские институты и филиалы АН в республиках. Все это способствовало развитию науки, но репрессии 30-х гг. коснулись многих ученых, инженеров, агрономов, молодых советских специалистов. Погибло значительнее число талантливых людей, что нанесло непоправимый ущерб стране. Были разгромлены целые направления в области естественных и общественных наук.

В условиях разворачивающегося культурного строительства важное значение имело развитие художественной культуры. В эти годы были созданы высокого уровня произведения в области литературы, живописи, архитектуры, театрального искусства, кинематографии.

Отмечая успехи в культурной жизни общества, не следует забывать, что в условиях формирующейся административно-командной системы и культа личности Сталина получили распространение авторитарность суждений и оценок, грубое вмешательство в творческую деятельность. Некоторые произведения годами не могли выйти в свет, оседали в столах авторов, в запасниках музеев. Немало культурных ценностей в эти годы было уничтожено, продано за границу. Многие ученые, деятели культуры вынуждены были уехать в другие страны. Таким образом, развитие культуры в эти годы было таким же сложным и противоречивым процессом, как и другие стороны жизни страны.

В целом система, сложившаяся в 30—40-е гг., была, с одной стороны, мобилизационной, а с другой — внутренне противоречивой. 1929 г. был в известной мере переломным в политическом развитии страны. По-прежнему существовала однопартийная система власти. Но в этот период наблюдаются и процессы, характеризующиеся заметным сращиванием коммунистической партии и государственных структур власти. Одновременно укрепляется административно-командная система управления и формируется база для возникновения культа личности Сталина. Для правильного понимания этих явлений необходимо учитывать следующие обстоятельства. Исходный уровень социально-экономического развития страны, в которой было начато строительство социализма, не обеспечивал необходимых объективных предпосылок для решения этой задачи. Поэтому в практической работе Коммунистической партии — главного инициатора этих процессов — большое значение придавалось субъективному фактору, выразившемуся в приоритете политики над экономикой. Среди субъективных факторов первое место занимала партия.

Механизм государства диктатуры пролетариата отводил партии стержневую роль в политической системе власти. Партийные организации как политико-мобилизующие, организующие и идеологические структуры присутствовали во всех административно-хозяйственных сферах: бригадах, колхозах, совхозах, на промышленных предприятиях и в государственных учреждениях. Под идейным руководством партии работали комсомол, профсоюзы. Таким образом, в партии концентрировалась реальная политическая власть. Нормативных документов, регламентирующих отношения партии и государства, не было. Кроме того, необходимо учитывать также обстановку конца 20-х гг. Развитие рыночных отношений на базе НЭПа в условиях государственного регулирования ограничивало возможности использования накопленных нэпманами и кулаками капиталов. Это приводило к свертыванию их деятельности.

Положение в стране болезненно отражалось на внутрипартийных делах. Проводились бесконечные чистки ее рядов от классово-чуждых элементов, практиковалось ограничение приема в нее служащих, зажиточных крестьян, представителей интеллигенции. Это, в свою очередь, приводило к другим негативным последствиям, связанным с низким образовательным уровнем многих коммунистов. По переписи 1927 г. высшее образование имели 0,8%, среднее — 9,1, низшее — 63, около 2,5% членов партии были неграмотными. Даже к 1939 г. положение в этом отношении заметно не улучшилось. Среди коммунистов свыше 80% имели только начальное и неполное среднее образование и лишь 5,5% — высшее. Среди секретарей обкомов, райкомов и ЦК компартий союзных республик 41% не имели даже среднего образования. На руководящих постах оказались недостаточно компетентные люди, в то время как Политбюро брало на себя решение все более широкого круга вопросов 1 . Нужно учитывать и такой момент. В условиях монопольной власти одной партии и неразвитости демократии принадлежность к ней была единственным средством для многих продвинуться по службе, сделать карьеру.

1 См.: “Вопросы истории КПСС”. — 1989. — № 2. — С. 156.

Социальный и кадровый состав партии был прямо связан с возникновением административно-командной системы и культом личности Сталина еще и потому, что форсирование индустриализации вызвало приток на производство огромной массы крестьян. Вырванные из привычной среды, став “новыми рабочими”, они чувствовали себя в городе неуверенно, социально не были защищены. В определенной мере они стали социальной основой административно-командной системы и культа личности Сталина. Любой администратор (мастер, начальник цеха и т.д.) был в представлении этих рабочих человеком, от которого во многом зависела их судьба, что рождало психологию сильной личности, привычку к действию на основе командных методов, делало их управляемыми. Этой категории рабочих, составлявших в 30-е гг. значительную часть рабочего класса в стране, соответствовал и тип политического руководства. В своем большинстве такие руководители сформировались в годы гражданской войны и “военного коммунизма”, для них приказные методы руководства были привычными.

Важное значение для формирования политического режима в стране имели особенности характера и самого Сталина. В нем сильная воля и огромные организаторские способности сочетались с неограниченным властолюбием, грубостью, болезненной подозрительностью и т.д.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Обязывалась в военном отношении его укреплять
Внешнеполитический курс ее нацелен на решение трех задач воссоединение с украинским россией украину
Какие памятники в москве рассказывают нам о подвигах русских людей во время великой отечественной войны 13
Мунчаев Ш.М. Отечественная история. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС И КРАХ САМОДЕРЖАВИЯ. РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ 10 истории
Уже после образования советского однопартийного правительства вопрос о социалистической коалиции

сайт копирайтеров Евгений