Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Конституция 1812 г.

Кадисские кортесы в 1812 г. приняли конституцию, первую в истории Испании; по мнению недавно скончавшегося испанского философа и политического деятеля Э. Тьерно Гальвана, то была программа, для выполнения которой Испании понадобилось пройти путь, длиной более века. Эта конституция действительно впервые в истории страны назвала Нацию источником суверенитета и утверждала, что испанский народ не может быть собственностью никакого лица и никакого семейства. Статья 1 конституции определяла Испанскую Нацию как "общность испанцев обоих полушарий". Испанские историки едины во мнении, что конституция означала конец абсолютизма. Но было бы напрасно искать в конституции угрозу монархии и существенное ограничение власти короля.
Конституция примечательна тем, что утверждала монархию: согласно статьям 16 и 170, источником исполнительной власти мог быть только король, личность которого объявлялась священной и неприкосновенной. Только за королем признавалось право назначать и смещать министров, членов Верховного суда, гражданских и военных сановников. Король был главнокомандующим вооруженными силами, объявлял войну и заключал мир, руководил внешней политикой.

Возвращение к абсолютизму

Фердинанд VII, которому победам над Наполеоном вернула трон (март 1814 г.), признал было конституцию, однако затем декретом от 4 мая 1814 г. объявил ее недействующей. То было возвращение к абсолютизму. Либералы никогда не простили Фердинанду этого декрета, иные видели в нем даже акт государственного переворота. А ведь среди адептов либерализма были даже аристократы, представители высшей церковной иерархии, как архиепископ Толедо кардинал дон Луис Мария де Бурбон.
Свои именины - день святого Фердинанда 30 мая 1814 г. - король отпраздновал изгнанием из пределов страны не только всех испанцев, признававших власть Жозефа, но и многих либералов, борцов за свободу Испании. Тюрьмы были переполнены, среди узников находились и депутаты кортесов. 15 декабря 1815 г. Фердинанд собственноручно начертал на следственных делах меру наказания для каждого из 51 обвиняемого - среди них были славнейшие представители нации.
Король, вернувшийся из байоннского плена, стоял перед выбором: или вернуться к ситуации 1808 г., игнорировав уроки 1808-1814 гг., или же вступить на путь реформ, необязательно либерального толка. Фердинанд предпочел первое. Из 19 лет его правления 16 приходится на абсолютистский режим, три - имеются в виду 1820-1823 гг. - на конституционный. Испания заплатила за выбор короля годами застоя, властью камарильи, процветанием коррупции и беззакония. Были забыты все начинания не только 1808-1814 гг., но и предшествовавших лет, не только времен Карла III, но и Годоя, в том числе и все попытки реконструировать империю, учитывая дух времени. Были заброшены все проекты проведения даже ограниченных реформ времен министра Карла III Хосе Гальвеса и план монархической федерации, предложенный графом Арандой. Хронология "освобождения" Испанской Америки достаточно хорошо известна. Хотелось бы только напомнить ту роль, которую сыграло восстание Риего и последующее конституционное трехлетье в судьбе движения за независимость.
Фердинанд оставил по себе недобрую память, хотя и пытался создать имидж защитника простого народа. Подобно Харуну ар-Рашиду, он любил ночью, переодетым, разгуливать по улицам Мадрида, давал аудиенции любому желающему, щедро раздавал милостыню. Для многих он оставался защитником порядка, оплотом традиций: когда после ликвидации режима конституционного трехлетья 13 ноября 1823 г. он возвращался в Мадрид, его колесницу волокли 80 юношей. Впрочем, злые языки говорили, что это были те же самые "махос" которые тремя годами раньше славили конституцию на заполненных толпой площадях и улицах Мадрида.
18 мая 1829 г. Фердинанд VII овдовел в третий раз. Его браки были бесплодными *. Брат Фердинанда дон Карлос Мария Исидоро (1788-1855) в мечтах уже примерял корону Бурбонов. Его жена Мария Франческа Братанеская сплела сложную цепь интриг, дабы помешать Фердинанду вступить в брак в четвертый раз. Но тщетно: 11 декабря 1829 г., не дождавшись окончания траура, Фердинанд вступил в брак в четвертый раз.

Прагматическая хартия

Марии Кристине де Бурбон (1806-1878) было 23 года, она была хороша собой, умна и образованна *. Как и следовало ожидать, сторонники дона Карлоса, абсолютисты, с тревогой отнеслись к слухам о беременности королевы: ведь, если у Фердинанда родится сын, все их надежды будут развеяны в прах. Король попытался избежать зависимости от природы: 29 марта 1830 г. был опубликован королевский декрет, обнародовавший Прагматическую хартию, принятую кортесами еще в 1789 г., но скрываемую от общества.

*Первая жена Фердинанда VII - Мария Антония Неаполитанская. Второй его женой была дочь португальского короля Жоана VI Изабелла, умершая в 1818 г., третья жена - Мария Жозефа Амлия Саксонская (1801-1829). Примеч. сост.
** Мария Кристина была дочерью короля Обеих Сицилий Франциска I и, следовательно, приходилась внучкой Марии Каролине Неаполитанской, жене Фердинанда IV (I). Сестра Марии Кристины - Мария Каролина - вышла замуж за герцога Беррийского и стала матерью герцога Бордоского, более известного как граф Шамбор (Генрих V). Примеч. сост.

Эта хартия восстанавливала древние законы Кастилии и Наварры: "Если у короля не будет наследника мужского пола, корону наследует его старшая дочь". Законность хартии была немедленно отвергнута карлистами, усмотревшими в ее публикации интриги либералов: дон Карлос и его сторонники ссылались на "Новый регламент" 1713 г., отменивший Прагматическую хартию и восстановивший салический закон. Однако, как свидетельствовал 6(17) июня 1786 г. в донесении Екатерине II С. С. Зиновьев, отразив настроения современников, салический закон "не является основным государственным законом, и все испанцы считают, что лучшее для их страны время пришлось на правление Изабеллы Католической, которое они не без оснований называют прекраснейшими страницами испанской истории... К тому же известно, что данный закон не был официально принят, ибо при его издании не были созваны представители штатов [кортесов]..." *. Против Прагматической хартии протестовал французский король Карл X, вскоре, однако, лишенный трона Июльской революцией. 10 октября 1830г. у короля родилась дочь Изабелла. 29 сентября 1833 г. Фердинанд умер. Согласно его завещанию, до совершеннолетия Изабеллы регентшей назначалась Мария Кристина.

Карлистская война

3 октября дон Карлос, высланный в- свое время в Португалию, опубликовал "Манифест де Абрантес", в котором протестовал против узурпации своих прав, призвав своих сторонников к оружию. Так споры о троне стали ключом к гражданской войне. Как отмечали историки Лависс и Рамбо, "преимуществом Христины было то, что она владела Мадридом и что в глазах испанцев она олицетворяла законную власть"**. Если бы у Фердинанда был сын, абсолютная монархия, вероятно, надолго восторжествовала бы в Испании. Но у него была только дочь.

*Россия и Испания: Документы и материалы. Т. 1. С. 346.
**История XIX века /Под ред. Лависса и Рамбо. М., 1938. Т. 3. С. 233.

Дочь Фердинанда, чтобы сохранить трон, должна была защищать дело конституционалистов, преследуемых ее отцом, поскольку дон Карлос выступил поборником сохранения старого порядка. Однако противостояние двух Испаний, вылившееся в кровопролитную затяжную гражданскую войну, намного сложнее, чем разделение на абсолютистов и "апостоликов", видевших свой идеал в теократической монархии, и либералов, мечтавших о модернизации и конституционном режиме. Дело карлистов поддерживали широкие общественные круги Страны Басков и Наварры, а также сельских районов Каталонии, враждебные к династии, узурпировавшей их старинные вольности ("фуэрос"), а среди сторонников Марии Кристины и Изабеллы было немало представителей знати, владевшей обширными латифундиями.
И все же в течение долгих лет карлистской войны "дело" либералов оказалось тесно связанным с "делом" Изабеллы II, и между ними установился своего рода компромисс. И как его результат - установление статуса конституционной монархии, что было закреплено конституцией 1837 г., замена сеньориальной структуры, этого наследия старого режима, капиталистической, утверждение демократических элементов в политической культуре, прогресс в образовании, расцвет литературы.
Были и негативные тенденции, чему во многом способствовали личные качества Марии Кристины и Изабеллы II, мало соответствовавшие бурной эпохе гражданских смут, военных диктатур и революций. Немалый ущерб репутации Марии Кристины нанес ее тайный брак с камергером Фернандо Муньосом. 17 октября 1840 г. она отказалась от прав регентши и в тот же день отплыла во Францию *.

Династический брак

Изабелла была объявлена совершеннолетней 8 ноября 1843 г. Было ей тогда 13 лет. До глубины души испанка, открытая и общительная, с большим чувством юмора, она была любима мадридцами. Верующих подкупала ее глубокая религиозность и верность церкви. Но в то же время от глаз современников не могли скрыться ее склонность к интригам, коварство, неразборчивость в любовных связях. Она не могла обойтись без наперсников, окружила себя камарильей. Согласно конституционным установлениям, королева была свободна в выборе супруга, однако на деле ее выбор был подчинен государственным интересам, прежде всего международным соображениям. И не королеве принадлежало последнее слово, а фактическим правителям Испании. Среди претендентов на руку и сердце королевы были герцог Омальский, сын короля Лун Филиппа Орлеанского, против которого решительно выступал генерал Нарвале; принц Леопольд-Саксен-Кобургекий, не устраивавший Францию; граф Трапани, двоюродный брат королевы-матери; Луис Карлос, граф Монтемолин, сын карлистского претендента; инфант Энрике, герцог Севильский, и, наконец, Франсиско де Асиз де Бурбон, герцог Кадисский (1822-1902), брат инфанта Энрике.

*В 1843 г. Мария Кристина вернулась в Испанию и пользовалась большим влиянием до конца правления Изабеллы II. От Муньоса, получившего титул герцога Риансареса, она имела несколько детей. С 1854 г. Мария Кристина жила во Франции, где и умерла. Примеч. сост.

Королева не испытывала к герцогу никаких чувств, и все же выбор "по высшим государственным соображениям" пал на него. Брак, заключенный в октябре 1846 г., был неудачным, Франсиско не был хорошим мужем и в еще меньшей степени государственным деятелем.
Как подчеркивает М. Эспадас Бургас, правление Изабеллы II называют генеральским режимом. Вмешательство военных в политику с тех пор стало одной из констант бурного XIX в., а пронунсиаменто превратилось в обычный инструмент смены правительств. Реальными правителями были Не Изабелла II или ее безликий муж, а генералы-диктаторы Нарваэс, О' Доннель и Эспартеро.
Очередное пронунсиаменто в сентябре 1868 г. лишило ее трона. Она прожила в изгнании долгие годы без всякой надежды вернуть себе трон, от которого отреклась в июне 1870 г. 19 апреля 1904 г. она умерла в своей резиденции в Париже.
Мадридцы сохранили о ней весьма своеобразную память: в дни апрельской революции 1931 г., как о том поведал Ж. Сориа, они сняли с пьедестала статую Изабеллы II, прославившейся своими любовными похождениями, перенесли ее в монастырь Святого причастия и поручили монашкам обратить ее на путь добродетели.

Кризис династии

Утрата трона Изабеллой II означала не столько кризис монархии, сколько кризис династии. Недаром период 1868-1873 гг. историки называют временем установления "демократической монархии". Среди депутатов кортесов, собравшихся в 1869 г., было немало (республиканцев, но большинство все же принадлежало монархистам, и свою миссию они видели не в установлении республики, а в поисках короля как в Испании, так и за рубежом.
Кандидатура Альфонса, сына Изабеллы II, поначалу была отвергнута генералом Примом, фактическим правителем страны. В конце концов в качестве наиболее приемлемой кандидатуры был избран Амедей Савойский: 16 ноября 1870 г. 91 голосом против 60 он был избран королем Испании. За Альфонса было подано всего два голоса. Но царствование Амедея было коротким. Несколько месяцев республиканского режима оставили по себе память как о времени гражданских смут и потрясений, второй карлистской войны, углубления кризиса испано-кубинских отношений, вылившегося в кровопролитную войну.
Реставрация монархии и возвращение Бурбонов на трон были связаны с надеждой на установление национального согласия и стабильности. И вновь, как 200 лет до того, Испания, да и Европа, встали перед выбором: кому должен принадлежать испанский трон.
В августе 1873 г. граф Рошфуко, посол Франции в Мадриде, информировал свое правительство о возможной реставрации монархии в лице принца Фридриха Карла Гогенцоллерна. Посол перечислял факторы в пользу нового претендента: престиж побед германского оружия под Садовой и Седаном, репутация принца, обладавшего такими чертами характера, как твердость и решительность, что было особо притягательно для тех, кто полагал, что лишь восстановление авторитета королевской власти способно воссоздать Испанию из хаоса, в который ввергли ее революция и гражданская война *.

*Espadas Burgos М. Los Borbones de Espana. P. 249.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


Будущий король бельгии
64 года царствования алексаадрины виктории
Был казнен по приговору революционного трибунала
Нидерландский король виллем i лишился половины своего королевства

сайт копирайтеров Евгений