Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

572 См. гл. 8.

573 "Они изрыгают хулу на нашего брата митрополита". - Послание преп. Сергию, 236, с. 180.

574 102, II, 13-14.

575 246, с. 395.

576 Преп. Епифаний, "Житие преп. Сергия", изданное Н. С. Тихонравовым, с. 55-56.

577 102, II, 14; ср. также 239, с. 462.

578 246, с. 401. Заманчиво отождествить этих двух протодьяконов с известными византийскими специалистами по русским делам - Георгием Пердикой и Иоанном Докианом, ср. 233, с. 48-49.

579 Одна из причин этого пробела в том. что в патриаршем реестре нет ни одного акта, относящегося к правлению патриарха Макария (1376-1379 гг.), поставление которого прогенуэзским императором Андроником IV расценивалось как незаконное.

580 Русские историки дебатировали вопрос о том, были ли "сурожане" армянами, греками, итальянцами или русскими купцами, связанными с Сурожем. (В. Е. Сыроечковский, "Гости-сурожане", М., 1935; В. Е. Левченко, "Очерки по истории русско-византийских отношений", М., 1956, с. 525-526; 244, с. 22 и др.). Вопрос о национальности сурожан нам кажется совершенно второстепенным. В летописях вполне определенно описана их политическая роль как генуэзских дипломатических агентов, сторонников татар.

581 237, с. 109-110; 200, с. ПО.

582 В 1376 году Дмитрий ненадолго овладел Великими Болгарами на нижней Волге. В 1377 году татары разбили небольшую русскую армию на реке Пьяне, но в 1378 крупная карательная экспедиция, возглавлявшаяся одним из приближенных Мамая, была остановлена русскими на реке Воже, к юго-западу от Москвы.

583 Эти сведения о конце патриаршества Филофея содержатся в "Энкомионе", написанном Киприаном ("Похвальное слово митрополиту Петру", 249, декабрь 21, стлб. 1643); ср. Приложение 9. Автобиографическое и историческое значение сочинений Киприана о своем предшественнике Петре показано в: 197, с. 236-254, и 173, с. 213-215. Существует по крайней мере две редакции: одна недавно опубликована Прохоровым (233, с. 204-215) и относится, наверное, к 1381-1382 гг., Киприан недолго был в Москве после Куликовской битвы (233, с. 114). Пространная редакция, опубликованная в 249, содержит ссылку на смерть императора Андроника IV (249, стлб 1644) - т. е. на 1385 год, и, следовательно, сделана позднее. Возможно, что ее после 1390 года ввел в употребление сам Киприан. См. перевод пространной редакции Энкомиона в Приложении 9.

584 249, стлб. 1643.

585 Текст см.; 234, 1860. май, с. 84-85. Это издание не воспроизводилось в 236 вместе с другими письмами Киприана; перевод см. Приложение 7.

586 Текст см.: 236, стлб. 173-186. Перевод см. Приложение 8.

587 Ср. дискуссию о личности Митяя и обстоятельствах его выдвижения.

588 Голубинский (201. с. 230-231), Карташев (206, с. 235) и другие историки видели в этом письме доказательство того факта, что Алексий назначил Михаила своим преемником (как это сделал Феогност относительно самого Алексия). Мы уже показали, что Алексий в конце жизни, напротив, поддерживал монашескую партию. Более того, Киприан прямо говорит, что это клевета на Алексия ("а что клеплют митрополита, брата нашего, что он благословил есть его на та вся дела, то есть лжа"), и утверждает, что располагает текстом завещания Алексия, который представит константинопольскому патриарху. (236, с. 180-181). Более того, Киприан приводит канонические аргументы против самой возможности епископам назначать себе преемников, и при этом не обвиняет Алексия в таком поступке. Мы увидим, что назначение Михаила было результатом соглашения между Дмитрием и прогенуэзским правительством в Константинополе.

589 102, II, с. 120-122; к сожалению, акты патриархата времен Макария (который был низложен в 1379 году) не сохранились.

590 "Язъ, Божиим изволениемъ и избраниемъ великого и святого собора, и благословениемъ и ставлением вселеньского патриарха, поставлень есмь митрополитомъ на всю русскую землю". (236, стлб. 173).

591 "Аще брат мой преставился, азъ есмь святитель на его месте, моя есть митрополия". (236, стлб. 180).

592 236, стлб. 186. В ответ на письмо Киприана, Сергий и Феодор выразили свою верность ему как законному митрополиту; ср. третье письмо Киприана к ним, написанное 18 октября 1378 года в Киеве (изд. 233, с. 202).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Формального разделения
Сначала он был поставлен митрополитом
Границы галицкой митрополии
Мейендорф И. Византия и Московская Русь истории России 13 послание
Мейендорф И. Византия и Московская Русь истории России 10 болгарии

сайт копирайтеров Евгений