Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Вся территория империи делилась на церковные округа — епископии, которых было несколько сот. Епи­скопии объединялись в крупные диоцезы: митрополии и архпепископии. Границы церковных округов редко вполне совпадали с границами административных областей (фем и банд).

Характерная черта византийских епископии — их малые размеры: зачастую это был заштатный городок, почти деревня с ее ближайшей округой. Епископ посвя­щался в сан митрополитом или архиепископом, а эти крупные церковные иерархи — самим патриархом. Впро­чем, выбор кандидата на пост не только митрополита, но и епископа нередко зависел в Х—XII вв. от воли импера­тора. Каждая епископия делилась на мелкие приходы, имевшие священников, рукополагавшихся епископом.

Патриарх Константинополя также практически на­значался василевсом — иногда император сам предлагал церкви своего кандидата, иногда выбирал угодного из предложенных собранием митрополитов. Изредка дело решалось «божьим соизволением»: на алтарь св. Софии клали записки с именами нескольких (чаще трех) пре­тендентов, а утром после молитв доверенный человек брал одну из записок, вскрывал ее и прочитывал имя нового патриарха.

Вокруг выборов почти всегда завязывалась острая борьба. В ней большую роль играли митрополиты, дио­цезы которых в силу признанной канонами традиции пользовались особым почетом (это были наиболее древние митрополии, как, например, Ираклия Понтийская, Кеса­рия, Эфес).

Хотя исход выборов владыки зависел практически от императора, обычно он все-таки стремился заручиться поддержкой наиболее влиятельных митрополитов. Иной раз, не имея ее, василевс оставлял на несколько лет трон патриарха «вдовствующим», что, впрочем, считалось «ано­малией».

Делами и имуществом патриархии управляли особые ведомства и канцелярии, причем некоторые посты в них могли занимать и светские лица (например, будущий василевс Роман Аргир был одно время экономом-казна­чеем главного храма патриархии — св. Софии).

Доходы патриархии до конца Х в. состояли из отчис­лений, пересылаемых диоцезами, из платы за рукопо­ложение (хиротонию) служителей церкви, из взносов прихожан за требы (церковные обряды крещения, венча­ния, похорон и т. п.), из прибылей, приносимых принад­лежавшими св. Софии поместьями, мастерскими, лавками, судами, из уплат за аренду церковных земель и помеще­ний, из пожертвований прихожан. Лишь в конце Х в. специальным императорским указом был установлен осо­бый налог с подданных в пользу церкви — каноникон, уплачивавшийся деньгами, зерном, мукой, скотом, вином и птицей подворно, каждой деревней.

Для понимания особенностей византийской церкви в X—XII вв. весьма важно учитывать, что она не распо­лагала такими же богатствами и не обладала такой же материальной независимостью, как западная христиан­ская церковь того времени. В отличие от папы патриарх никогда не имел столь обширных владений, какие имел римский первосвященник, никогда не пользовался свет­ской властью над какой-либо территорией вроде Папской области в Италии и Ватикана в Риме. Различие в положе­нии западных и византийских епископов поразило посла Оттона I — Лиутпранда. На пути от Константинополя до Адриатики, останавливаясь на ночлег и отдых у епи­скопов, он не встретил ни одного, живущего в привычной для Лиутпранда роскоши. Едят епископы, пишет он, за непокрытым столом, садятся за него в одиночестве, пи­таются грубой пищей, вино пьют мутное, из маленьких стаканов, сами продают и покупают, ухаживают за ско­тиной и обслуживают себя. Лишь некоторые из них богаты, если судить по золоту в их шкатулках. Но добрую долю и этого богатства они отдают государству, так как платят высокие налоги: епископ Кефалонии, например, вносил в казну до 100 золотых ежегодно. А что касается священников и епископов небольших городов, то первых по достатку трудно бывало порою отличить от соседей-крестьян, а вторых — от средних горожан.

Благосостояние служителей культа в империи в го­раздо большей степени, чем на Западе, зависело от госу­дарственной власти, от даров и милостей императора. По­этому церковь была здесь обычно послушным орудием политики василевсов.

Византийская церковь в отличие от западной не имела вассалов. Источники Х—XIII вв. полны жалоб провин­циального духовенства на светских магнатов и самоуправ­ство местных вельмож, отнимавших у епископов земель­ные владения, париков, церковную утварь. Притесняемый наместником области митрополит Навпакта Апокавк был вынужден бежать в деревню, жил в пристройке под сельской церковью, терпел лишения. Еще раньше тот же сановник обобрал охридскую церковь и распродал ее ценности. Своею волею, жаловался Апокавк, он поставил епископом в Каросе безграмотного человека, который во время службы вместо «Варфоломей» возглашал «Харто­ломей». Центральной власти в подобных случаях прихо­дилось частенько оказывать помощь церкви.

Согласно некоторым данным, в Константинополе имелось более 250 церквей и более 120 монастырей (в каждом из них также была своя церковь). Только некоторые храмы располагали крупным штатом клириков, большинство обходилось всего одним—тремя служителями. По свидетельству русского путешественника (ок. 1200 г.), св. София имела до 3000 священнослужителей, из кото­рых 500 получали ругу, т. е. регулярную плату. Бога­тыми были также дворцовые храмы, претендовавшие, как и св. София, на особые милости государя.

Василевсы строили новые церкви, украшали и ода­ривали старые. Иногда дар в пользу церкви был откро­венным подкупом. Зоя, вдова Романа III, купила, напри­мер, согласие Алексея Студита на воцарение Михаила IV с помощью 50 литр, врученных патриарху, и 50 литр — клиру св. Софии. Обобравший гробницу Зои Алексей I Комнин приказал вскоре выплачивать в пользу храма, где находилась гробница, значительную сумму из налого­вых поступлений, и эта выплата продолжалась в течение нескольких десятилетий. Мануил I даровал всем священ­никам империи освобождение от одной обременительной подати. В XI—XII вв. церковные владения сплошь и рядом были избавлены от части или от всех налогов в силу льготы (экскуссии), дарованной императором.

Согласно каноническому праву, следовало системати­чески собирать церковные соборы (синоды) митрополи­тов и епископов империи, однако вселенские соборы перестали созываться с конца VIII в., а поместные и патриаршие созывались от случая к случаю. Тем не менее и после VIII столетия приезд в столицу (по пове­лению патриарха или василевса) митрополитов и еписко­пов был обычным явлением; собрания у патриарха жи­вущих в столице митрополитов играли роль постоянно действующего синода — эндемусы.

*

Несмотря на материальную и организационную слабость церкви в Византии, она не была простым придатком государственного аппарата. Ее сила заключалась во влиянии на широкие народные массы. Церковь не раз апел­лировала к низам, стремясь с их помощью защитить свои интересы, хотя отцы церкви считали предосудительной опору на низшие социальные слои. Если вмешательство масс в ход дела оказывалось выгодным духовенству, оно объявлялось «божьим деянием», если же это вмешатель­ство грозило церкви опасностью, его называли «бесчин­ством черни». Архиепископ (митрополит) Кесарии Арефа именует попытки константинопольцев повлиять на исход выборов патриарха «охлодулией» — произволом толпы. Тот же Арефа говорил в лицо новому патриарху, что митрополиты откажутся признать его, так как занять престол ему помогла «беспорядочная толпа лавочников и поваришек, вооруженных палками и дубинками».

Успеху демагогии духовенства способствовало нали­чие в византийских крупных городах, особенно в столице, множества всякого рода религиозных фанатиков, паломни­ков и богомольцев, прибывших из дальних провинций империи для поклонения знаменитым святыням. Немало среди них было бедного люда, который, поиздержавшись, нищенствовал и ночевал на папертях и в церквах. Немало было здесь также шарлатанов и проходимцев, ведших торг сомнительными реликвиями и мощами (поэт XI в. Христофор Митиленский высмеивал святош, собравших в свои лари по дюжине рук св. Прокопия и «ровно» че­тыре черепа св. Георгия). Зная о легкой возбудимости столичного плебса и о влиянии на него незамысловатых лозунгов и религиозных символов, Анна Далассина, мать мятежника Алексея Комнина, потребовала после остав­ления церковного убежища, чтобы от Никифора III был принесен не маленький, а большой крест: о маленьком люди могли не узнать, а большой виден всем 2.

Церкви гораздо чаще, чем светской власти, удавалось также, не прибегая к прямому насилию, успокаивать на­родные волнения. Она неизменно выступала под лозунгом защиты справедливости, помощи слабым и обиженным, борьбы за мир и покой и соблюдение нравственных устоев общества. Церковь устраивала во время голода широко рекламируемые раздачи продуктов, она содержала боль­ницы для бедняков, приюты для сирот, ночлежки для бездомных, дома призрения для престарелых. Некоторые духовные лица перед уходом в монастырь или в пустынь раздавали свое имущество бедным. Епископ Анкиры во время голода в Малой Азии в XI в. пожертвовал все, чем владел, на борьбу с нуждой и эпидемиями. Митропо­лит Михаил Хониат остро сочувствовал страдавшим от непомерного налогового гнета жителям Аттики, досаждая своими посланиями об этом столичным сановникам; впо­следствии он был подлинным организатором обороны Афин от разбоя Льва Сгура, пелопоннесского магната. Долг пастыря, писал один из столпов церкви IX в., со­бирать и соединять «разрозненные члены тела церкви Христовой» и изгонять из него недуг, «рожденный не­навистью».

Иначе говоря, церковь видела свою задачу в том, чтобы ослаблять социальные противоречия и смирять политиче­ские страсти. Ее роль была по преимуществу консерватив­ной, ибо незыблемость сложившейся системы являлась гарантией сохранения статуса самой церкви в государстве. Однако, смотря по обстоятельствам, высшее духовенство могло объявить «недугом» и мятеж против законного им­ператора, и самый курс его политики. Столкновения между василевсами и патриархами были в IX—XI вв. не столь уж редкими и порою острыми.

*

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Литаврин Г. Г. Как жили византийцы 2 империи
Вооруженные восстания угнетенных властей еретиков
Необдуманные же действия императора привели к тяжелой войне
Изгонялся из корпорации с до­кументом
Мог продать коня в об­ход корпорации вофров

сайт копирайтеров Евгений