<<< ΛΛΛ >>>
С той поры частные европейские государства и общая европейская цивилизация
развиваются яснее, выразительнее.
После единой персо-мидийской цивилизации воцарилась в мире раздробленная
эллино-македонская культура, эту сменила опять единая римская; византийская
(вселенская) была отчасти (в восточной своей половине) продолжением единой
римской государственности, а отчасти на другой половине та-
ила в недрах своих новую, опять как эллинская, но по-своему раздробленную
европейскую культуру.
Объединенная в духе, в идеалах собственно культурных и бытовых, но раздробленная
в интересах государственных, Европа была тем разнообразнее и вместе с тем
гармоничнее; ибо гармония не есть мирный унисон, а плодотворная, чреватая
творчеством по временам и жестокая борьба. Такова и гармония самой
внечеловеческой природы, к которой сами же реалисты стремятся свести и
человеческую жизнь.
Я не буду распространяться здесь об юридическом, религиозном, областном,
сословном, этнографическом, философском и художественном разнообразии Европы со
времен Возрождения и до половины XVIII века. Это известно, и, чтобы вспомнить
это лучше, достаточно открыть любое руководство или сочинение по всеобщей
европейской истории, например, Вебера, Прево-Парадоля и других.
В этом разнообразии все историки согласны; об этом богатстве содержания,
сдержанного деспотическими формами разнородной дисциплины, все одинаково
свидетельствуют. Многие писатели видят в этом лишь зло; ибо они стоят не на
<<< ΛΛΛ >>>
Он есть процесс вторичного Страстей Период первоначальной простоты Греко-македонская государственность немедленно после смерти александра была отодвинута к северным Привык
|