Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Второй случай перехода имел место позднее - осенью 1943 г. Это Особая бригада СД "Дружина", сформированная в марте 1943 г. на базе двух русских добровольческих подразделений СС. Командиром дружины являлся подполковник Красной Армии В.В.Гиль. В августе большая часть бригады, уничтожив ряд офицеров, перешла на сторону партизанского отряда "Железняк" [82]. В другом источнике эта же часть называется 1-я русская национальная бригада с численностью до 3000 человек [95].

В сентябре 1943 года, когда до Гитлера дошли сведения о неблагонадежности "ост-групп" и переходе указанных частей к советским партизанам, это, по-видимому, так его взбесило, что он потребовал расформировать части "восточных войск", а легионеров послать на заводы и шахты. Верховное командование вермахта выступило с возражениями: этот приказ охватил бы от 800 тысяч до миллиона человек, что образовало бы в армии огромную брешь. В конечном итоге был достигнут компромисс и части не были расформированы, но переброшены на Западный фронт. К январю 1944 г. большая часть "остбатальонов" была расквартирована во Франции и Италии.

Возможно, до осени 1943 г. были и другие случаи организованного перехода формирований "остбатальонов" на сторону партизан, однако такие сведения мне не попадались. Поэтому, надо полагать, что именно действия этих двух частей послужили серьезным толчком, сыгравшим огромную роль в судьбе "восточных войск" - они были фактически спасены от дальнейшего направления на фронт для борьбы против своих - против партизан и наступающих частей Красной Армии.

Военнопленные использовались и как дармовая рабочая сила. Уже в 1942 г. немцы, когда им стало очевидно, что война продлится дольше, чем ожидалось, стали менять отношение к военнопленным - пересмотрели политику уничтожения, заменив последнее принудительным трудом.

Отныне их следовало кормить, чтобы они могли работать. К декабрю 1944 года 0,75 млн. пленных, включая офицеров, работали на заводах, производящих вооружение, на шахтах (туда было направлено 200 тысяч человек).

О том, в каких условиях содержались работавшие на шахтах, свидетельствует дневник военнопленного Сергея Воропаева (Знамя. 1996. №6. С.166-176).

Судьба занесла попавшего в плен Сергея в шталаг VIII B - Ламсдорф в Верхней Силезии (ныне Польша). Работал он на шахте на глубине 350 м. Он иногда ежедневно описывал жизнь в лагере для военнопленных. Заболел туберкулезом. Главной целью его существования было достать где-нибудь еды, поесть, пожрать. 5 марта 1945 года он записывает: “... смерть меня уже не пугает, а наоборот, будет чем-то приятным, успокаивающим, тем миром, где всем одинаково хорошо и плохо”. А чуть раньше - 13 февраля - он писал: “... какое ужасное желание пожрать. Я сейчас бы съел все, разну. падаль, нечисть, траву, но, увы, к сожалению, я не могу этого ничего достать”.

Он умер 24 лет - 23 марта 1945 года - за 1,5 месяца до конца войны. Оригинал дневника в апреле 1946 года был отослан отцу в Кустанайскую область (Казахстан).

Типичным местом работы подневольных рабов, включая русских военнопленных, были гигантские предприятия Круппа. Доктор Эйгер, врач, обслуживавший контингент рабов у Круппа, показал, что почти все они были плохо одеты, разуты даже зимой, содержались в жутких антисанитарных условиях. Более других страдали татары и киргизы (в числе последних, очевидно, имеются в виду все азиаты). Они гибли как мухи от плохих условий проживания, низкого качества и недостаточного количества пищи, непосильной работы без отдыха [12].

Таким образом, вопреки международному праву, немецко-фашистское руководство вынуждало советских военнопленных служить в их вооруженных формированиях и работать на предприятиях по производству оружия для войны против своего народа, против своей армии.

Завершая тему о поведении наших людей в плену, надо откровенно сказать, что первопричиной вступления военнопленных в различные вооруженные формирования и работы на военных предприятиях немцев является отказ советского партийно-государственного руководства как-нибудь помочь своим воинам выжить в плену. О том, что наше руководство не подписало Гаагскую и Женевскую конвенции, известно. Однако, могли быть и другие пути, но не было сделано никакой реальной попытки в этом направлении.

Не было на службе у немцев американских, английских и французских военнопленных. Почему? Во-первых, потому что на них распространялась Женевская конвенция: они содержались в плену не так, как советские военнопленные. Они могли позволить себе не служить врагу, условия содержания были несравнимы с тем, как жили наши военнопленные, были сыты, получали посылки, имели переписку и т.д. Если судить по фильмам, в лагерях для западных военнопленных было даже нечто вроде самоуправления. Им не угрожала смерть за колючей проволокой.

О положении военнослужащих разных армий в плену говорят следующие показатели. Количество убитых и умерших от ран во второй мировой войне военнопленных американцев, англичан и французов по сравнению с первой мировой войной увеличилось на 0,1%, а советских военнопленных в 10 раз [2].

Мытарства наших военнопленных продолжались и в процессе освобождения и репатриации. Сразу после освобождения их ждали переселенческие лагеря, бесчисленные допросы, угрозы, унижения и оскорбления.

На 1 августа 1945 г. в советской оккупационной зоне имелось 86 лагерей, 18 комендатур, 23 сборных пунктов пленных и 6 приемо-передаточных пунктов, в которых ожидали репатриации 615 тыс. советских граждан и 112 тыс. иностранцев.

Возникли большие трудности с репатриацией - не было транспорта. Лагеря не были оборудованы, не хватало продовольствия. Как правило, в лагерях находилось одновременно 8-10 тыс. человек, а в отдельных - по 25-30 человек. Люди по 2-3 месяца ютились кто где попало и под открытым небом. Дело усугублялось и несправедливостью должностных лиц лагерей, огульно обвинявших репатриантов в измене родине, предательстве. Имели место немало случаев побега из лагерей и самоубийств, особенно из числа бывших военнопленных [11].

Немало написано о том, как много бывших советских военнопленных не хотели возвращаться на родину. По всему, их было значительно больше, чем тех, кому удалось остаться на Западе. Известно, как нечеловечески жестоко повели себя союзники по отношению к военнопленным, забыв свои демократические принципы. Насильственная репатриация миллионов людей в оккупационные зоны СССР и страны просоветских режимов, массовая выдача людей, не желавших возвращаться, носила кровавый характер. Многие прогрессивные люди Англии, США справедливо назвали действия своих руководителей "великим предательством". Беттель Н. описал эти события в "Последней тайне", опубликованной в 1991 г. в журнале Москва, №№ 2, 4.

Теперь мы знаем, как правы были те, кто не хотел возвращаться , как оправдались их опасения. Все репатриированные, в том числе и около 900 тысяч бывших "окруженцев" по указанию партийно-государственного руководства за малым исключением были репрессированы: осуждены, высланы в спецпоселения на длительный срок, направлены на вредные производства на каторжных условиях.

Речь уже шла о том, что по мере продвижения наших войск на запад и освобождения территории, захваченной противником, части Действующей армии стали пополняться не только “окруженцами”, но и бывшими военнопленными, сбежавшими или освобожденными из лагерей, а также теми, кто был отпущен немецким командованием в первые недели и месяцы войны. Это, как правило, были прибалты, украинцы и белорусы, жившие в областях, входивших до 1939 года в состав Польши. Таких было более 33 тысяч человек.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Поэтому довольно трудно точно определить сколько же было в этих формированиях военнопленных
Поэтическое слово на родном языке поднимало дух легионеров
При прорыве блокады ленинграда этот плацдарм практически никакой роли
история Ибатуллин Т. Военный плен причины, последствия 1 генерала
В человеке убивается воля к борьбе

сайт копирайтеров Евгений