Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Летописный рассказ о призвании варягов (норманнов) был использован для создания так называемой норманской теории возникновения древнерусского государства. Она была сформулирована немецкими учеными Байером, Шлецером, Милле ром, приглашенными для работы в Россию в XVIIIв. Ее про тивником был М.В.Ломоносов.

Факт приглашения варяжских дружин на службу у славянских князей вполне реален, тем более, что существовали постоянные взаимные связи между варягами и Русью. Археология под тверждает это, но считает, что количество варягов на Руси было незначительным, так как нет заметных следов влияния варягов на жизнь славян, их язык и культуру. Версия же об иноземном происхождении династии достаточно типична для эпохи древ ности и средневековья и прослеживается в истории многих государств. Ученые считают, что появление в летописи рассказа о призвании варягов связано с политическими мотивами. Указание на иноземное происхождение княжеской власти, по идее авторов, усиливало ее авторитет. А приход власти с севера подчеркивал независимость Руси от византийского влияния. Наконец, актом приглашения варягов летописец оправдывал призвание на княжение Владимира Мономаха в Киев после восстания 1113г.

Научная несостоятельность норманской теории доказана. Однако ее реанимируют, делают предметом спекуляции, ис пользуя для ар г ументации отсталости русского народа, неспо собности его якобы, к самостоятельному историческому творчеству.

История свидетельствует, что государство восточных славян возникло на определенном этапе развития общества в силу внутренних причин.

Образование Киевской Руси – закономерный результат социально–экономического развития восточнославянской этнической общности. Сложившееся государство представляло собой раннефеодальную монархию. Главой государства считался великий князь киевский. Егодружина правила страной, вершила суд, собирала налоги, дань.
Молодое государство вынуждено было напрягать усилия для защиты своих границ от набегов кочевников, домогательств Византии, хазар, Волжской Болгарии. Это накладывало свой отпечаток на внутреннюю и внешнюю политику киевских князей.
Возникновение Новгородско-Киевской Руси. Процесс складывания в единое государство восточных славян, как и происхождение династии киевских князей, недостаточно ясны. Поверсии летописца XII., решающую роль в этом сыграл варяжский князь Рюрик с братьями. Нопереход власти в Новгороде к Рюрику (даже если это была реальная историческая личность) не означал создания древнерусского государства.
Известно, что в 860г. киевские князья Аскольд и Дир совершили удачный военный поход против Византии, из чего можно предположить существование в то время славянского государства в среднем Поднепровье.
После смерти Рюрика (ум. в 879г.) власть в Новгороде захватил Олег – один из варяжских князей, т.к. Рюрик не оставил после себя наследника (существует версия, что наследником был Игорь, отсюда принятые в исторической литературе выражения – династия князей Рюриковичей, держава Рюриковичей). В 882г. Олег захватил Киев, киевские князья Аскольд и Дир (как полагают, потомки Кия) были убиты. Киев стал центром объединенного государства.
Расцвет Киевской Руси. Сын Святослава Владимир (980–1015) собрал все земли восточных славян в составе Киевской Руси. Принем совершенствуется государственный аппарат. Крупные центры страны были переданы под управление княжеских сыновей и старших дружинников. Благодаря системе крепостей укрепились границы государства.
К этому времени в Киевском государстве утвердились феодальные отношения, сформировались и основные классы феодального общества – феодалы и крестьяне; феодалы возникли из родоплеменной знати, за счет оседания на земле дружинников князя и выделения наиболее богатых общинников.
Крестьянство формировалось за счет превращения бывших свободных общинников в феодально зависимых людей при захвате общинных земель феодалами, при раздаче князем земель дружинникам за службу и при разорении хозяйств общинников от стихийных бедствий, войн и т.д.
Феодалы выступали в роли владельцев земли, а крестьяне – ее держателями, получая от феодала участок земли на определенных условиях: либо отрабатывая на господской земле, либо внося натуральный или денежный оброк. Крестьянин был лично зависим от феодала, и в этом был смысл внеэкономического принуждения. Крестьянская собственность состояла из орудий труда, скота, жилища.
Распространенной хозяйственной единицей в то время стала феодальная вотчина (вотчина – отцовское владение, передаваемое по наследству) боярина или князя. Помимо вотчины, существовало хозяйство свободных крестьян – общинников, выплачивавших дань великому князю.
Все свободное население Киевской Руси называлось "люди", поэтому сбор дани – "полюдье".
Основную массу сельского населения составляли "смерды", жившие либо в свободных крестьянских общинах, либо в вотчинах. Жизнь смердов в вотчинах была более тяжкой, поскольку они находились в крепостной зависимости. Вкрепостную зависимость смерд попадал через закупничество, т.е. когда брал у феодала в долг "купу" – часть урожая, деньги, скот. Таких крестьян называли "закупы", они освобождались от зависимости при возвращении долга. Кроме смердов и закупов в вотчине были рабы – "холопы", или "челядь", пополнявшиеся за счет пленных и обедневших соплеменников. Развитие феодальных отношений требовало соответствующего идеологического обеспечения, что было связано в то время с религиозными представлениями.
Владимир попытался реформировать языческую Древнюю Русь. Сэтой целью в Киев свезли статуи всех племенных богов. Но превратить язычество в государственную религию Владимиру не удалось, поскольку каждое племя поклонялось своим богам.
В 988–989г.г. Владимир проводит еще одну религиозную реформу. Государственной религией было выбрано христианство византийского толка. Около 988г. Владимир крестился сам, а затем приказал крестить бояр и народ. Христианство внедрялось медленно, особенно на окраинах государства, народ сопротивлялся.
Принятие христианства имело большое значение для Киевской Руси. Оно укрепляло власть феодалов, государственную власть и территориальное единство страны. Русь стала теперь равной другим христианским странам, значительно возросли внешние связи. Христианство оказало свое влияние и на культуру Руси.
С принятием христианства появляется особая организация – церковь. Во главе ее был поставлен митрополит, назначавшийся константинопольским патриархом, в отдельных областях Руси появились епископы, которым подчинялись священники на местах. Все население было обязано платить церковную "десятину" (десятую часть дохода). Церковные учреждения вскоре становятся крупнейшими феодальными собственниками, оказывающими огромное влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства.
После смерти Владимира Ярослав, названный Мудрым (1019–1054), укрепил границы государства от набегов кочевников. Возросший авторитет Руси позволил Ярославу впервые назначить митрополита, минуя Константинополь. Им стал русский писатель и государственный деятель Илларион. Сам великий князь стал называться царем, как и правитель Византии.
При Ярославе Мудром Киевское государство пользовалось широким международным признанием, крупнейшие королевские дворы Европы стремились породниться с киевским князем.
С именем Ярослава связано появление "Русской правды" – своеобразного кодекса законов, регулирующего взаимоотношения между отдельными группами населения. Так, "Русская правда" ограничивала кровную месть между ближайшими родственниками, разбирала споры между свободными людьми и т.п. Она была дополнена рядом статей в защиту вотчины. Новый документ получил название "Правда Ярославичей".
Из этого документа стало известно, как была устроена вотчина. Центром ее был княжеский или боярский двор с хоромами феодала, домами приближенных, скотным двором, конюшней. Вотчиной управлял огнищанин ("огнище" – дом). Богатством вотчины была земля, она охранялась огромным штрафом. На господской земле работали феодально–зависимые смерды, холопы, челядь. За их работой следили старосты. В вотчине жили и ремесленники.
"Правда Ярославичей" отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, защитив собственность, жизнь феодалов и близких к ним людей.
В 1113г. после народного восстания в Киеве по приглашению киевских бояр великим князем стал Владимир Мономах (1113–1125). Владимир Мономах вынужден был пойти на уступки народу, дополнив "Русскую правду" Уставом, по которому упорядочивалось взимание процентов ростовщиками, улучшалось положение купечества. Уделялось Уставом внимание холопам и закупам, тем более, что закупничество стало распространенным явлением и закабаление смердов ускорилось.
Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю русскую землю, хотя признаки раздробления все более усиливались. При нем возрос международный авторитет Киевской Руси. Была составлена летопись "Повесть временных лет".
После смерти сына Владимира Мономаха Мстислава в 1132году Киевская Русь окончательно распалась. Наступил период феодальной раздробленности.

Причины феодальной раздробленности. Феодальная раздробленность – закономерный этап в поступательном развитии феодализма. Этот процесс внутри Киевской Руси назревал давно. Сам период феодальной раздробленности начался с 30–хгг. XIIв. и продолжался до конца XVв. Феодальная раздробленность стала в этот период новой формой феодальной государственности. Дляфеодальной раздробленности характерно:
? повсеместное распространение пашенного земледелия;
? совершенствование орудий труда (по подсчетам археологов, в хозяйстве применялись более 40видов металлических орудий труда);
? крупное боярское землевладение;
? рост числа городов (к середине XIII в. на Руси было до 300городов);
? господство натурального хозяйства (удовлетворение своих потребностей за счет внутренних ресурсов при слабости рыночных отношений);
? усиление политической власти местных князей и бояр.
Главной силой раздробленности Киевской Руси было боярство, поддерживающее местных князей в интересах усиления наступления на права свободных смердов и зависимого населения.
Вместо некогда единого древнерусского государства появилось полтора десятка самостоятельных государств в границах бывших племенных союзов. Титулом великого князя стали обладать теперь все князья, а не только киевские. Дробление продолжалось делением образовавшихся новых государств на еще более мелкие уделы.
В период феодальной раздробленности на последующую историю русских земель большое влияние оказали Владимиро–Суздальское, Галицко–Волынское княжества и Новгородская республика. Дадим характеристику одному из них.

Владимиро–Суздальское княжество. Владимиро–Суздальская Русь (или Ростово–Суздальская земля – ее раннее название) охватывала междуречье Оки и Волги. К началу XII в. здесь сложилось крупное феодальное боярское землевладение на плодородных почвах.
Подъем экономики в Северо–Восточной Руси содействовал развитию городов: Нижнего Новгорода, Ростова, Владимира, Ярославля, Москвы, Костромы и др.
Леса и реки княжества служили естественной защитой от внешних врагов, что содействовало постоянному притоку сюда населения из районов, подвергшихся набегам кочевников, а это благоприятно сказывалось на экономическом подъеме территории.
Владимиро–Суздальская земля располагалась на выгодных торговых путях, связывающих ее с Востоком и Новгородом и далее с Западной Европой, что являлось также одной из причин, способствовавших отделению северо–востока.
Борьба за выход этой территории из–под влияния Киева связана с княжением здесь шестого сына Владимира Мономаха Юрия (1125–1157), прозванного "Долгоруким" за стремление расширить свое княжество и захватить Киев. При нем в сферу влияния Владимиро–Суздальского княжества попали Рязань и Муром. Юрий вел строительство городов на границах княжества. Под 1147 г. в летописи впервые упоминается о Москве, выстроенной на месте усадьбы боярина Кучки, конфискованной Юрием Долгоруким. Захватив Киев, Долгорукий не забывал северо–восточные земли, которые перешли его сыну Андрею (1157–1174).
Андрей перенес столицу княжества из богатого Ростова в небольшой город Владимир–на–Клязьме. Здесь были сооружены Золотые ворота, Успенский собор. В6км от Владимира Андрей устроил себе резиденцию – Боголюбово, где проводил значительную часть времени, за что и получил прозвище "Боголюбский". Здесь в июле 1174г. Андрей и был убит боярами – заговорщиками.
В 1169г. Андрей Боголюбский захватил Киев и разграбил его. Владимире–Суздальское княжество при нем стало играть важную роль как центр политической жизни, влияющее на остальные русские земли. Андрей пытался собрать Русь воедино.
Политику Андрея продолжал его брат Всеволод Большое Гнездо (1176–1212), получивший свое прозвище за то, что имел много сыновей. Всеволод жестоко наказал бояр – убийц своего брата – и утвердил свою власть.
При нем велось большое строительство во Владимире и других городах княжества. Всеволод пытался подчинить себе Новгород, укрепил границу против Волжской Болгарии. Вэтовремя князь северо–восточной Руси считался сильнейшим и могущественным. Ипосле смерти Всеволода Владимиро–Суздальское княжество сохраняло свое первенствующее положение на Руси, но в 1238 г. оно подверглось нападению монголо–татар и распалось на ряд мелких земель.
Итак, несмотря на то, что Русь не была больше единой, а существовала в виде отдельных княжеств и .земель, в сознании народа продолжала жить идея объединения русских земель, о чем высоким поэтическим слогом было сказано в "Слове о полку Игореве" (1185),
Культура Руси до монгольского нашествия. Русская культура формировалась и набирала силу в общем русле культуры европейских государств.
Многие памятники культуры того времени не дошли до нас, т.к.погибли в огне пожаров, военных столкновений. Из творений феодального периода нам известны здания церквей, иконы, религиозная литература, кое–что из предметов религиозного культа. Это время отмечено сооружением памятников в честь побед русского народа или каких–либо исторических событий. Сохранилось предание о строительстве Софийского собора в Киеве по случаю победы над печенегами. В честь победы на Куликовом поле в Москве возведена церковь на Кулишках (наплощади Ногина, ныне именуемой Китай–город).
Культура Киевской Руси произрастала из культур восточнославянских племен, вошедших в состав государства, и была под влиянием соседних народов и Византии, откуда было заимствовано христианство.
Ученые установили, что ко времени принятия христианства на Руси уже пользовались своим алфавитом. Христианство содействовало дальнейшему развитию письменности, просвещения. Обнаружено большое количество надписей на стенах древних соборов, на ремесленных изделиях, что говорит о высоком по тем временам уровне грамотности. Найдено более 600берестяных грамот. Известно, что при Ярославе Мудром в Киеве была открыта школа для обучения детей.
От XI–XIIвв. до нас дошло несколько десятков книг, древнейшая из них – Остромирово евангелие (переписанная в 1056–1057гг. для городского посадника Остромира, отсюда и ее название). Книги писали на пергаменте (выделанной телячьей коже), украшали миниатюрами. Стоили они дорого, поскольку их производство было трудоемким процессом. Существовали переводные сочинения с греческого и латыни, писались книги на русском языке.
Из выдающихся литературных произведений Киевской Руси известна "Повесть временных лет", кроме этого – "Поучение Владимира Мономаха", "Моление Даниила Заточника" и др. Вних отражены проблемы того времени – призыв к единению против общих врагов, апологетика веры и сильной княжеской власти, патриотизм.
В искусстве и культуре периода феодальной раздробленности доминировала идея единения Руси. Летописи отдельных княжеств и земель повествуют о местных событиях.
Среди произведений периода феодальной раздробленности и знаменитое "Слово о полку Игореве". О героической борьбе и созидательном труде народ слагал былины.
В домонгольское время ремесло занимало видное место в жизни Киевской Руси: известно более 60специальностей ремесленников. ВЗападной Европе славились изделия русских кузнецов, ювелиров, стекольщиков.
С середины Хв. широкое распространение получило производство кирпича, керамики, обработка дерева, кожи, производство оружия.
От домонгольского времени сохранилось более 150памятников архитектуры. До Хв. на Руси постройки были, в основном, из дерева или деревянно–земляные. Одним из первых каменных зданий, сооруженным в Киеве, была Десятинная церковь (конец Хв.), разрушенная во время монгольского нашествия.
В середине XIв. (при Ярославе Мудром) был сооружен Софийский собор, подобные соборы были построены затем в Новгороде, Полоцке. ОтXI – нач. XIIвв. осталось до 15каменных храмов, близких по архитектурному стилю.
Искусство строительства храмов было принесено на Русь из Византии. Храмы украшались фресками (живопись водяными красками по сырой штукатурке) и мозаиками (узор или изображение из специальной стекловидной массы – смальты), а также иконами (по гречески – «образ, изображение»). Первоначально храмы расписывались греческими мастерами, позднее появились и русские художники и мастера.
С распадом Киевской Руси в каждом княжестве, государстве появляются свои местные художественные школы.
Монументальная скульптура не была распространена, т.к. церковь видела в ней напоминание о языческих богах. Зато поощрялась резьба по дереву и камню.
В итоге развития Киевской Руси и княжеств–государств периода феодальной раздробленности сложилась древнерусская народность, характеризующаяся единым языком, общей территорией, относительным политическим единством, близостью материальной и духовной культуры.
В заключение следует отметить, что Киевская Русь не была отгорожена стеной от своих соседей. Напротив, она занимала видное место в международных отношениях. Поэтому и развитие ее культуры происходило в условиях взаимодействия со странами Европы и Азии. Именно общерусская культура оказывала большое влияние на культуру народов Прибалтики, Поволжья, Польши, Чехословакии, Болгарии и других государств.
В историографии до 1917г. имело место ошибочное мнение о том, что в период феодальной раздробленности культура Руси испытала упадок и утратила свое общерусское содержание, присущее ей во время расцвета киевского княжества. Наоборот, феодальная раздробленность способствовала укреплению феодальной формации и развитию новых центров культуры на Руси, русская культура переживала подъем и достигла высокого, по средневековым меркам, уровня развития. Она имела много прогрессивных черт.
О дальнейшем поступательном развитии культуры на Руси свидетельствует формирование местных ее центров, образование местных литературных и художественных школ. Средством распространения грамотности и просвещения в народе служит национальный язык – его устное и написанное (а позже и печатное) слово, т.е. в качестве государственного и литературного языка на Русской земле применялся русский язык.

Наряду с монгольским нашествием русскому народу пришлось испытать натиск шведских и немецких феодалов.
В июле 1240 г. шведская флотилия через Финский залив, пройдя по Неве, оказалась в устье Ижоры. Здесь шведы и разбили свой лагерь. Возглавляли шведские войска ярл (князь) Ульф Фаси и зять шведского короля – Биргер. Целью шведского похода являлся захват Ладоги, затем Новгорода. Идейным прикрытием этой цели было стремление обратить русское население в католическую веру.
Получив известие о высадке шведов, 20–летний Новгородский князь Александр Ярославич (сын Ярослава Всеволодовича) двинулся со своей дружиной и новгородским ополчением навстречу противнику.
Шведы численно превосходили русское войско, поэтому Александр решил нанести шведам неожиданный удар. Утром 15июля конная дружина Александра ударила в центр шведского лагеря, а пешие новгородские ополченцы, следуя вдоль берега Невы, напали на корабли противника. Шведское войско было захвачено врасплох и оказалось неспособным противостоять напору русских. Враг был сброшен в море.
В этом сражении проявился талант полководца Александра Ярославича, который, используя фактор внезапности в сочетании с героизм простых русских воинов, одержал быструю и убедительную победу. Русские потеряли около 20человек. Заэту победу на Неве князь Александр стал называться "Невским".
Борьба за устье Невы была для русской земли борьбой за сохранение выхода к морю. И победа Александра Невского над шведскими феодалами сохранила для Руси берега Финского залива и торгово–морские пути, связывающие ее с другими странами.
Эта победа облегчила затем борьбу русского народа с татаро–монгольским игом.
Однако борьба со шведами не гарантировала Руси спокойствия на ее западных границах.
В 1240г. немецкие и датские феодалы захватили г. Изборск, после него немецкие рыцари, благодаря измене бояр, подчинили Псков и установили в нем свое правление.
В это время из–за раздоров с новгородским боярством Александр Невский с дружиной зимой 1240г. покинул Новгород и уехал в Переяславль.
В начале 1241 г. немецкие рыцари оказались вблизи Новгорода, взяв предварительно Тесово, Лугу и Копорье.
Близость немецких отрядов вызвала народное восстание в Новгороде, и по требованию веча Александр Невский был вновь приглашен в город. В том же году русские полки под командованием князя Александра освободили Копорье, что послужило сигналом к освободительному движению в Прибалтике.
К Александру Невскому пришли на помощь полки из Суздальской земли, затем последовало освобождение Пскова.
Дальнейшее продвижение русского войска было приостановлено к западу от Чудского озера основными немецкими силами, князю Александру пришлось отступить на озеро, покрытое льдом.
5 апреля 1242г. на Чудском озере произошла битва, получившая впоследствии название Ледового побоища. Рыцари, построив войска в форме клина, надеялись расчленить русское войско и потом уничтожить его по частям. Но Александр Невский, разгадав тактический замысел противника, атаковал рыцарей с флангов. Русские одержали блестящую победу.
Былоубито 400 рыцарей, а50 рыцарей попали в плен. Участвовало в сражении примерно по 15тыс. воинов с обеих сторон.
Победа на Чудском озере имела огромное значение для последующей истории русского и других народов Восточной Европы. Этойбитвой был положен конец грабительским притязаниям немецких феодалов, которые в течение веков настойчиво пытались присоединить к себе территорию восточных соседей, опираясь на Германскую империю и папу римского.
Ледовое побоище сыграло большую роль в борьбе за независимость литовцев, пруссов и др. народов Прибалтики.
Однако монголо–татарское нашествие на Русь не давало ей возможности изгнать немецких феодалов из эстонских и латвийских земель.
В течение XIIIв. немецкие рыцари продолжали набеги на Русь и Литву, но неоднократно терпели поражения.

В начале XIII в. в Центральной Азии (на территории от Байкала и верховьев Енисея и Иртыша на севере до пустыни Гоби на юге) образовалось монгольское государство. Одно из кочевых племен этого государства называли татарами. Позднее все кочевые народы, с которыми пришлось столкнуться Руси, стали называться монголо–татарами.
В XIIв. у монгол–татар происходил переход от первобытно–общинного строя к феодализму. Социально–экономические процессы, в конечном итоге, закономерно привели к появлению единого государства кочевников. Раннефеодальные государства обычно отличаются силой и монолитностью. Это было свойственно и Монгольскому государству. В 1206г. на съезде монгольской знати вождем монгольских племен был избран нойон Темурчин, получивший имя "Чингис–хан" – великий хан (1206–1227). Снимсвязаны завоевания земель ближайших к монголам соседей, затем Китая, Кореи, Средней Азии, вторжение в Иран и Закавказье. Были разрушены богатые цветущие земледельческие районы, оседлое земледелие вытеснялось кочевым скотоводством, что значительно затормозило дальнейшее развитие завоеванных народов.
В мае 1223 г. на пути из Закавказья монголо–татары встретились в Приазовье с союзными войсками половецких и русских князей (р.Калка). Это было последнее совместное военное выступление русских князей и первая встреча русских с монголо–татарами, которая закончилась страшным поражением русских и половцев, только десятая часть русского войска вернулась обратно. Однако, разгромив на р. Калке русские войска, монголе – татары вступить в пределы Руси не решились, поскольку были ослаблены в предыдущих сражениях, включая и последнее, не удалось им захватить и Волжскую Болгарию.
Подготовка похода на Русь. Разведка боем показала, что для завоевания Руси и ее соседей требуется общемонгольский поход. Возглавил этот поход внук Чингис–хана – Батый (1227–1255), получивший от деда все земли на западе, которые надо было еще завоевать.
В 1236г. монголо–татары разгромили Волжскую Болгарию. Осенью 1236г. монголо–татары перешли Волгу и приблизились к Русским Землям, где знали об опасности, но феодальная раздробленность мешала объединить силы для отпора. Не было единого командования. Оборонительные сооружения городов не были рассчитаны на защиту от кочевников. Монголе–татарское войско имело численный перевес (120–140тыс. воинов), а вся Русь едва могла собрать около 100тыс. Княжеские конные дружины были вооружены лучше монголо–татарской конницы, но были малочисленны. Основную массу русского войска составляли плохо вооруженные и плохо обученные военному делу ополченцы. Обстановка вынудила русских применять оборонительную тактику в целях ослабления противника.
В 1237г. монголо–татары осадили Рязань, которая не получила помощи от соседей, через 6 дней сожгли ее, перебив всех защитников. В январе 1238г. монголо–татары вторглись во Владимиро–Суздальскую землю. У Коломны Владимиро–суздальское войско вступило в сражение с монголе–татарами и погибло. 5дней сопротивлялось население Москвы, Москва была сожжена, а ее защитники были перебиты.
В феврале Батый осадил Владимир и на 4–ый день осады взял город, и город, и его жителей, как обычно, ждал жестокий печальный конец. Позднее на р.Сити погиб и сам Владимирский князь – Юрий Всеволодович.
После этого монголо–татары двинулись на северо–запад
Руси, но не дошли до Новгорода 100км. Насвоем пути они встретили упорное сопротивление русских, поэтому не рискнули идти дальше. Монголо–татары отступили на юг, по пути уничтожая города – центры обороны.
В 1240 г. Батый двинулся на Южную Русь и взял после осады Киев. В1241г. было разгромлено Галицко–Волынское княжество.
Русский народ сопротивлялся захватчикам, но из–за раздробленности и раздоров князей это сопротивление не могло быть успешным.
Принято считать, что с 1240 г. Русь оказалась под монголо–татарским игом.
После разгрома Южной Руси монголо–татары двинулись в Западную Европу. Разорили Польшу, Венгрию, Чехию, Балканские страны, вышли даже к границам Германской империи, но после военных неудач в 1242г. в Чехии и Венгрии повернули назад.
Решающую роль в спасении европейской цивилизации от монголо–татарского завоевания сыграла героическая борьба народов Руси, которые первыми приняли на себя удар монголо–татарских полчищ. На Руси погибла лучшая часть монголе– татарского войска, что и остановило монголо–татарское нашествие на Европу.
В совокупности в 1243 г. была основана Золотая Орда с территорией от Дуная до Иртыша. Столицей был город Сарай в низовьях Волги.
Это было феодальное государство с родоплеменными пережитками. Главой государства был хан. Государство делилось на улусы, которыми управляли братья Батыя и его приближенные. Военные и финансовые дела решал совет ("диван"). Официальной религией стало мусульманство, а языком – тюркский.
Монголо–татары отказались от плана создать на Руси свои административные органы власти. Русь сохранила свою государственность, русские земли оказались непригодны для кочевий.
В 1243г. брат убитого на р. Сити великого Владимирского князя Юрия Всеволодовича Ярослав Всеволодович (1238–1246), будучи в ставке хана, признал вассальную зависимость от Золотой Орды и получил ярлык (грамоту) на великое княжение Владимирское. Егопримеру последовали и другие князья.
Деятельность русских князей, жизнь русских земель была под постоянным контролем баскаков – руководителей военных монголо–татарских отрядов. По доносу баскаков в Орду князья лишались, зачастую, ярлыка, а на непокорную землю обрушивалось монголо–татарское войско. Понимая это, великий князь Владимирский Александр Невский (1252–1263) проводил курс на восстановление и подъем экономики русских земель.
В 50–60гг. XIIIв. монголо–татары предприняли перепись населения в целях упорядочения сбора дани, которой насчитывалось до 14видов. Этовызвало многочисленные восстания русских людей против поработителей и своих феодалов.
Восстания были отмечены и позднее. Вконечном итоге сбор дани с конца XIII века золотоордынским ханом был передан русским князьям.
Итак, монголо–татарское иго на двести с лишним лет затормозило развитие русских земель, что явилось причиной отставания их от Западной Европы. Был нанесен огромный ущерб экономической, политической и культурной жизни Руси. Русь беднела, т.к. значительная часть дохода уходила в виде дани Орде. Упадок и запустение стали обычной картиной. Русские города были разорены и частью уничтожены. Исчезали многие ремесла, что тормозило создание мелкотоварного производства. Погибли либо были угнаны в рабство десятки тысяч людей.
Монголо–татарское иго укрепило феодальную раздробленность. Ослабило связи между различными частями государства, нарушило политические и торговые отношения с другими странами. Культурное развитие Руси замедлилось.
Потребовалось более 100лет борьбы и труда народа, чтобы возродить экономическую жизнь и собрать силы для освобождения от монголо–татарского ига и создания российского централизованного многонационального государства.
Начало объединения земель вокруг Москвы. ВXIII–XVвв. в междуречье Оки и Волги шел интенсивный процесс восстановления и развития хозяйства. Здесь наблюдался приток населения с юга и северо–запада, из районов, часто подвергавшихся монголо–татарской агрессии и нажиму Литвы и Польши.
Заметно быстро шло развитие сельскохозяйственного производства, росла запашка земель, улучшалась обработка почвы.
Получило распространение трехполье, хотя были еще подсека и перелог. Шире стали применяться металлические орудия труда – соха с железным наконечником и плуг. Распространялось скотоводство, рыболовство, огородничество, садоводство, пасечное пчеловодство.
Интенсивно росло феодальное землевладение. Основной его единицей была вотчина, т.е. земля феодала по праву наследования. Эта земля могла продаваться, меняться и т.п. Вотчиной владел князь или боярин, или монастырь. Чтобы эффективнее вести хозяйство в вотчине и иметь военную поддержку, вотчинники часть земель передавали вассалам на определенных условиях. Такое землевладение называлось условным или поместным. Дворяне (те,кто составлял двор князя или боярина) владели поместьем за службу, являлись, таким образом, помещиками. Срок службы скреплялся договором.
С середины XIVв. заметен рост монастырского землевладения. Монголо–татары оставили церкви ее владения, рассчитывая на ее поддержку. В поддержке церкви были заинтересованы и русские князья, отдавая церкви вместо десятины земли. Богатство и земли монастырей постепенно росли, т.к. они не делились между наследниками, как у светских феодалов.
Рост феодального землевладения усилил наступление на права крестьян. Крестьяне осваивали новые земли, и феодалы им помогали. Князья выдавали грамоты феодалам с указанием льгот для крестьян (обычно на 5–15 лет), пока не освоится полученная земля. Получение земли на льготных правах было одновременно прикреплением крестьянина к земле и к феодалу.
Так как монголо–татарское налогообложение было часто непосильным, население стало обращаться за помощью к феодалам, все больше, таким образом, попадая в крепостническую зависимость. Постепенно исчезают старые термины феодальной зависимости (смерды, закупы, люди и т.п.). В XIV в. появляется термин "крестьяне", означающий зависимых людей – зависимый класс феодального общества.
Кроме частого феодального землевладения сохранились на окраинах страны крестьянские общины "черных" земель, платившие подати государству.
Подъем сельского хозяйства создал благоприятные условия для оживления старых русских городов. Но в XIII–XVвв. получают развитие и новые центры – Тверь, Нижний Новгород, Москва, Коломна, Кострома и др. Здесь растет ремесленное и торговое население. Города начинают активно вести внешнюю торговлю с Западом и Востоком (Кавказ, Крым, Средняя Азия). Русские города были зависимы от государства и феодалов (вЗападной Европе большинство городов были независимы). КXIVв. в городах исчезло вечевое право. Русские города играли значительную роль в объединении земель, поддерживая экономические связи между отдельными частями страны.
Политическая централизация Руси опережала ее экономическое соединение. Причины этого опережения крылись в наличии внешней угрозы с востока и запада, в необходимости свержения монголо–татарского ига и установления национальной независимости.
Процесс объединения русских земель в российское централизованное многонациональное государство охватил примерно два с половиной века.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Восстание в астрахани 1705 астрахани гарнизонов
истории России Жуков В., Еськов Г., Павлов В. История России. Учебное пособие 1 населения
истории России Жуков В., Еськов Г., Павлов В. История России. Учебное пособие 5 республик
истории России Жуков В., Еськов Г., Павлов В. История России. Учебное пособие 2 ингушетия

сайт копирайтеров Евгений