Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

52. Магнус — брат датского короля Фредерика II, герцог датский, в сентябре 1569 г. заключил договор с Иваном IV о создании Ливонского королевства, став, таким образом, марионеткой царя в Ливонской войне (Акты Копенгагенского архива. Вып. I // ЧОИДР. 1915. Кн. 4. № 146, 160). Однако этот союз в ходе войны распался (см. примеч. 18 к "Путешествиям").

53. Ошибка в имени: не Андрея, а Владимира Андреевича. Герцогу Магнусу была обещана рука дочери князя Владимира Андреевича Старицкого, двоюродного брата царя; другие источники сообщают, что в 1570 г. он находился не в Ваге, как у Горсея, а в Костроме (см.: 3имин А. А. Опричнина... С. 433).

54. Осенью 1569 г. царь заставил В. А. Старицкого выпить яд (РИБ. Т. 31. Стлб. 285—286; Таубе и Крузе.С. 46—47; ПСРЛ. Т. 13. С. 191; Временник Ивана Тимофеева. М.; Л., 1951. С. 23).

55. Переговоры царя с Магнусом были скреплены брачным договором; сначала невестой стала Евфимия (Евдокия) Владимировна Старицкая (отсюда, видимо, у Горсея путаница имен: он называет жену Магнуса Еленой), но в 1570 г. она умерла и за герцога выдали другую дочь князя Старицкого — Марию (см.: Цветаев Д. В. Мария Владимировна и Магнус Датский // ЖМНП. 1878. № 3. С. 57—85.).

56. Нарва была захвачена шведами в 1581 г. Псков безрезультатно осаждался войском Стефана Батория тогда же (см. примеч. 18 к "Путешествиям").

57. Подтверждением этого известия служат данные переписки царя и королевы Елизаветы в 1582 г. (Сб. РИО. СПб., 1883. Т. 38. С. 8—10; см. также: Берри и Крамми.С. 277. Примеч. 21).

58. Царевич Иван Иванович был женат трижды. В 1571 г. первой его супругой стала Евдокия Сабурова, постриженная в том же году в монастырь; по-видимому, в 1579 г. в другом монастыре оказалась и вторая жена царевича — дочь М. Т. Петрова-Солового; третьей супругой Ивана Ивановича стала в 1580 г. Елена (а не Настасья, как у Горсея), дочь боярина Ивана Шереметева Меньшого (см.: Зимин А. А. В канун... С. 91).

59. Не ясно, о каком Куракине идет речь. Если Горсей подразумевал Ивана Андреевича Булгакова-Куракина, то известие ошибочно. Он был насильно пострижен в монастырь в 1566 г. и вскоре умер (см.: 3имин А. А. Состав Боярской думы... С. 73). Стефан Баторий осадил Венден в 1578 г.

60. Если автор имел в виду "конюшего", а не "конюха", то известие ошибочно: последним конюшим был И. П. Федоров, казненный в 1568 г. (см.: Зимин А. А. О составе дворцовых учреждений Российского государства конца XV и XVI вв. // Исторические записки. М., 1958. Т. 63. С. 199). После этого титул конюшего никто не носил до 1584 г., когда его принял Борис Годунов.

61. Тулупов Борис Давидович — окольничий, был казнен, видимо, в июне — августе 1575 г. (см.: Зимин А. А. Состав Боярской думы... С. 77; он же. В канун... С. 22—23). Горсей передает в этом известии официальную версию причины казни Тулупова.

62. Известие Горсея о попытке сватовства Ивана IV к английской королеве Елизавете уникально. Глухое подтверждение слухов о намерении царя жениться в Англии можно найти в Псковских летописях (Псковские летописи. Вып. II. С. 262); все другие источники свидетельствуют о сватовстве царя к Мэри Гастингс, родственнице королевы Елизаветы (см. примеч. 110 к "Путешествиям").

63. Ошибка Горсея: последняя жена Ивана IV Мария Нагая (см. примеч. 77 к "Путешествиям") не была при жизни царя пострижена в монастырь. Русский посол Ф. Писемский (см. примеч. 109 к "Путешествиям"), выполнявший тайное поручение о сватовстве к М. Гастингс, должен был, следуя наказу, так отвечать на щекотливые вопросы о жене Ивана IV: "...государь взял за себя в своем государстве боярскую дочь, а не по себе. А будет королевнина племянница дородна... и государь наш... свою оставя, зговорит за королевнину племянницу" (Сб. РИО. Т. 38. С. 6; Путешествия русских послов XVI—XVII вв. / Под ред. Д. С. Лихачева. М.; Л., 1954. С. 402. Примеч. 68).

64. Записки Горсея едва ли не единственный источник, рассказывающий о постройке флота Иваном Грозным в Вологде (см.; Казакова Н.А. Летописные известия и предания о пребывании Ивана IV в Вологде // Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1978. Т. X. С. 203—204).

65. Этот фрагмент записок Горсея дает основания рассматривать его как свидетельство о церковном, или "церковно-земском", соборе 1580 г. Известно, что собор был созван 15 января 1580 г. для обсуждения вопроса о том, как выйти из трудностей, вызванных хозяйственным кризисом 70-х годов. На нем были представлены все русские епархии и монастыри. До нас дошла грамота с текстом соборного приговора (СГГиД. М., 1813. Ч. I. № 200. С. 583—587; ПРП. М„ 1956. Вып. IV. С. 526—528; Акты земских соборов // Российское законодательство Х—XX веков. М., 1985. Т. 3. С. 26—28; Законодательные акты Русского государства второй половины XVI — первой половины XVII века. Тексты. Л., 1986. С. 57—59). Решения церковного собора содержат несколько пунктов, касающихся церковного землевладения. Приговор, во-первых, закрепил за церковью все те вотчины, которыми она владела на момент принятия приговора; запрещались тяжбы по поводу церковных земель, их выкуп. Во-вторых, монастырям запрещалось приобретать земли, и хотя вотчинники имели право завещать земли, но монастыри в этом случае могли рассчитывать лишь на денежное вознаграждение из казны. Сами земли поступали в казну для раздачи "воинскому чину", т. е. служилым людям, дворянству. В-третьих, соборный приговор объявлял судьбу прежде купленных духовенством или полученных им по вкладам "княженецких" вотчин зависимой в каждом случае от воли "бога да государя". В-четвертых, устанавливался контроль государства над порядком наделения землей: монастыри могли получить землю лишь по челобитью царю и решению Боярской думы. (О соборе см.: Веселовский С. Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси. М.; Л., 1947. С. 99—104; Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства в XVI—XVII вв. М., 1978. С. 121—123. Акты земских соборов. С. 23, 29—31).В рассказе Горсея отражена атмосфера борьбы светских и духовных землевладельцев на соборе. Еще в XIX в. А. С. Павлов указал, что Горсей располагал русским текстом соборного приговора и дал своеобразное переложение этого документа в речи Ивана Грозного перед собором (Павлов А. С. Исторический очерк секуляризации церковных земель в России. Одесса, 1871. Ч. 1. С. 147—149). Горсей действительно упоминает после приведенных (см. текст здесь и ниже) речей Ивана IV о своем переводе русского подлинника. С. Б. Веселовский не доверял словам Горсея о имеющемся у него "русском подлиннике", считая, что рассказ Горсея основывается большей частью на "тех слухах и толках" о борьбе духовенства с намерением правительства ограничить его права и привилегии, которые ходили по Москве (см.: Веселовский С. Б. Феодальное землевладение... С. 101; см. также: Черепнин Л. В. Указ. соч. С. 122— 123). Легко убедиться, что в тексте Горсея нет перевода документа, хотя совпадают мотивы вступительной части приговора (Акты земских соборов. С. 27) и "речей Грозного" в передаче Горсея: в условиях внешней опасности обязанность духовенства — поддержать страну своим пожертвованием; обличение монашества в пьянстве, "непотребстве", праздности, стяжательстве. Автор вставляет в свой рассказ побочные детали и сюжеты, черпая их из тех "слухов и толков", о которых говорит С. Б. Веселовский. В целом, как справедливо отметил Л. В Черепнин, рассказ Горсея воспроизводит политическую линию правительства и реакцию на нее на соборе 1580 г. и дает "...ощутить остроту, вероятно, происходивших на заседаниях конфликтов" (Черепнин Л. В. Указ. соч. С. 123).

66. Фраза: "Высокий областной собор был созван в великой консистории св. Духа..." — переведена у Н. А. Белозерской неточно: "Было созвано великое со всех провинций собрание..." (с. 36). На эту ошибку впервые указал Э.Халберт(Hulbert Е. The Zemskii Sobor of 1575:а Mistake in Translation // Slavic Review. 1966. June. Vol. 25. N 2. Р. 300— 302). Ошибка, отразившаяся в предположении В. И. Корецкого о Земском соборе 1575 г., рассмотрена в Предисловии к настоящей публикации (см. также подробный разбор этой гипотезы в работах Черепнин Л. В. Указ. соч. С. 115—118; Зимин А. А. В канун... С. 30—31). В одной из своих последних работ В. И. Корецкий настаивал на своем понимании известия Горсея о "высоком областном соборе": "Перевод А. А. Севастьяновой слов "а high and provincial convocation" как "высокий областной собор" не меняет существа дела, ибо "высокий областной" и означает не что иное, как собрание в Москве представителей областей, т. е. земщины" (Корецкий В. И. История русского летописания второй половины XVI — начала XVII в. М., 1986. С. 44). Все же думается, что интерпретацию этого отрывка из Горсея надо связывать не с Земским собором 1575 г., а с церковным собором января 1580 г. Ведь Горсей определенно говорит здесь о собрании именно духовных лиц: "...он потребовал к себе главное духовенство, аббатов, архимандритов и игуменов всех наиболее влиятельных, богатых и известных монастырей и обителей..." Известие о "высоком областном соборе" непосредственно связано в тексте с приведенной фразой.

67. По подсчетам С. Б. Веселовского, "домовым монастырям" Московского митрополичьего дома принадлежала треть митрополичьих владений( см.: Веселовский С. Б. Феодальное землевладение... С. 455); у Горсея — треть всех земель в государстве. В новой работе А. И. Плигузова данные о "трети всех земель" рассматриваются как преувеличенные (О размерах церковного землевладения в России XVI в // История СССР. 1988. № 2.С. 157—163).

68. Речь идет об Антонио Поссевино (1534—1611), воинствующем иезуите, папском посланнике в Литву, Речь Посполитую, затем в Россию. Первая поездка его к Ивану IV состоялась 18 августа — 14 сентября 1581 г. и имела официальной целью посредничество в заключении мира со Стефаном Баторием. Вместе с тем папская курия связывала с миссией Поссевино далеко идущие планы окатоличивания России. О второй поездке иезуита в Россию см. примеч. 145 к "Путешествиям" (см. также: Поссевино А. Исторические сочинения о России XVI в. М., 1983. С. 10, 239. Примеч. 1). Упоминание о Поссевино — датирующий признак, указывающий, что автор имеет в виду 80-е годы.

69. Анания и Сапфира (библ.) — персонажи Нового завета, супружеская чета, принявшая христианство, но утаившая часть проданного имущества от общины, за что "святой дух" через апостола Петра покарал их смертью (Деяния св. апостолов. Гл. 5. ст. 1—10).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

История России Горсей Д. Путешествия сэра Джерома Горсея 11 компании
Поляки высокомерная нация
История России Горсей Д. Путешествия сэра Джерома Горсея 11 величества
Заинтересованное в изоляции испании
История России Горсей Д. Путешествия сэра Джерома Горсея 5 королева

сайт копирайтеров Евгений