Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

(Мексика). Спиралевидные мотивы в искусстве индейцев Южной

Америки зафиксированы также в культурах майя, Тайрона (Колумбия) и Чавин (Перу) (см., напр., рис. в кн.: Исчезнувшие народы. М., 1987. С. 126 - 127, 138).

Для полноты картины можно дать еще одну иллюстрацию - золотую статуэтку индейского Птицебога-спираленосца, играющего

на флейте: в качестве жертвы она была брошена когда-то в

священный колодец Чичен-Ица (Мексика, п-ов Юкатан) и извлечена

оттуда археологами (рис.61). Как нетрудно убедиться,

американский спиралевидный узор мало чем отличается от

аналогичных орнаментов Старого Света.

Все это само по себе является лучшим свидетельством в пользу общего происхождения культур Древнего мира. Меандрово-спиралевидные изображения восходят ко временам палеолита: одна из древнейших спиралей, выбитых на бивне мамонта и имеющих космическое содержание, найдена на территории Западной Сибири (рис.62). Аналогичные спиралевидные (меандровые) мотивы запечатлены на стилизованных статуэтках, обнаруженных при раскопках Мезинской стоянки на берегу реки Десны (рис. 63). Известны и более поздние каменные памятники с мотивом лабиринта, обнаруженные в Псковском и Тверском краях (рис.64).

В дальнейшем меандрово-спиралевидная тематика, в которой закодирован глубочайший и древнейший вселенско-космический смысл, трансформировалась в самых неожиданных формах. Имеются во множестве рельефные изображения Горгоны Медусы со спиралевидными завитками волос. Известны позднеантичные скульптуры Юпитера-спираленосца (рис.65). Тот же мотив и даже поза повторяются в чудом уцелевшей бронзовой средневековой статуэтке литовского языческого Бога Перкунаса (коррелят и синоним русского Перуна) - он точно так же держит в руке пучок

спиралей. Спирали запечатлены на капителях античных колонн

(ионический ордер) (рис.66), в прическе древнего кельтского

Божества (рис.67) и т.д. и т.п. В древнерусских украшениях спирали постоянно встречаются в виде височных колец и подвесок (рис.68). Точно такая же спиральная конфигурация у некоторых древнегреческих фибул (застежек) и в орнаменте древнескандинавских диадем (полукорон). Некоторые из золотых украшений, найденных Шлиманом в Трое (браслет, брошь, заколки), сплошь испещрены мельчайшими спиралями высокохудожественного исполнения.

В коллекциях Русского музея (Санкт-Петербург) и Музея народного искусства (Москва) экспонируются изумительные по технике исполнения кованые сечки XVII - ХVIII веков с

множеством выкованных больших и малых спиралей - числом до 20

(рис. 69). Спиральный орнамент был широко распространен в

русских традиционных вышивках - на полотенцах, передниках,

подолах рубах и т.д. (см. фото: Маслова Г.С. Орнамент

русской народной вышивки как этнографический источник. М.,

1978. С.95, 103, 131). Приверженность народных мастеров к мировой художественной традиции позволила уверенно говорить о "русских меандрах" (см.: Виолле-ле-Дюк. Русское искусство, его источники, его составные элементы, его высшее развитие, его будущность. М., 1879. Здесь же приводятся образцы русских меандров).

Спиралевидная символика, почерпнутая пра-предками русского народа в общекультурном источнике далекой Прародины, практически нетронутой дожила до нынешних времен (см., напр., фото в кн: Русакова Л.М. Традиционное изобразительное

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

истории России Демин В. Тайны русского народа В поисках истоков Руси 9 изображены
В конечном счете замыкалось на такие узловые понятия как творец вселенной символом головных
истории России Демин В. Тайны русского народа В поисках истоков Руси 8 поклонение
истории России Демин В. Тайны русского народа В поисках истоков Руси 8 вечности
Заклинаниях русский человек

сайт копирайтеров Евгений