Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

LXI. (1) Но ко всему этому он отнесся с полнейшим презрением и,
отправившись на войну, был убит в указанном выше месте следующим
образом188. (2) Он на виду у всех позавтракал, получив солдатскую пищу
(ничего другого воины, разбирая палатку, не нашли). (3) В то время как он
после еды отдыхал, приблизительно в седьмом часу дня один из германцев,
исполнявший обязанности щитоносца, вошел в палатку. Все спали, бодрствовал
между тем только император, который и увидел его. (4) Александр спросил у
германца: "Что там такое, товарищ? (5) Ты приносишь какую-нибудь весть о
врагах?". Тот перепугался и, не надеясь оправдаться в том, что он грубо
ворвался в палатку государя, бросился к своим сотоварищам по палатке и
поднял их на убийство сурового государя. (6) Те, вооруженные, вбежали в
большом числе в палатку, изрубили безоружных и сопротивлявшихся, а самого
Александра поразили множеством ударов. (7) Некоторые говорят, что вообще не
было сказано никаких слов и только воины кричали: "Выходи, уходи". Так был
убит превосходный молодой человек... (8) Но все военное снаряжение, которое
потом взял с собой в Германию Максимин, было создано Александром; оно
показало свою мощь у армян, осдроенов189, парфян и у всех других людей.

LXII. (1) Что Александр относился с презрением к смерти - это доказывает и
та неустрашимость, с какой он всегда усмирял воинов, и следующее
обстоятельство. (2) Астролог Тразибул190 был с ним в очень дружественных
отношениях. Когда он сказал Александру, что тот обязательно погибнет от
варварского меча, Александр сначала обрадовался, так как думал, что его
ждет смерть на войне, достойная императора. (3) Затем он стал рассуждать,
указывая, что все наиболее выдающиеся люди погибли насильственной смертью;
при этом он назвал самого Александра, чью имя он носил, Помпея, Цезаря,
Демосфена, Туллия и других замечательных мужей, погибших неспокойной
смертью. (4) Он преисполнился такой гордости, что считал себя достойным
сравняться с богами, если он погибнет на войне. (5) Однако действительность
обманула его, ибо он погиб от варварского меча и от руки варвара-щитоносца
- не на войне, а во время войны.

LXIII. (1) Смерть его причинила величайшее огорчение воинам, даже тем,
которые были когда-то раскассированы им, и они перебили виновников
убийства191. (2) Римский народ и весь сенат вместе со всеми провинциалами
никогда не испытывали большей грусти и горечи, тем более что грубость и
неотесанность его преемника Максимина, как военного человека, к которому
вместе с его сыном перешла после Александра императорская власгь,
предвещали, по-видимому, неизбежность наступления более тяжелых времен.
Сенат причислил Александра к богам192. (3) Он был почтен кенотафием в
Галлии и великолепнейшей гробницей в Риме193. (4) Учреждено было и
товарищество жрецов, названных Александровыми194. Добавлено было и
празднество в память его матери и его самого, которое и поныне весьма
набожно справляется в Риме в день его рождения. (5) В качестве причины его
убийства иные выставляют то, что мать его хотела из чванства бросить
Германскую войну и возвратиться на Восток, и это вызвало гнев со стороны
войска. (6) Но это - выдумки почитателей Максимина, которые не хотели,
чтобы обнаружилось, что превосходный император убит своим другом вопреки
божеским и человеческим законам.

LXIV. (1) До этого времени империя римского народа имела такого государя,
который правил более или менее долго. После Александра власть захватывали,
вырывая ее друг у друга, многие, и одни из них правили по полгода, другие
по году, большинство - два года, самое большее - три года. Так длилось
вплоть до тех государей, которые удерживали власть дольше, - я разумею
Аврелиана и следующих за ним. (2) Если хватит моей жизни, я опубликую о них
все, что стало мне известно195. (3) Порицали Александра за то, что он не
хотел быть сирийцем, за то, что любил золото, был крайне подозрителен,
придумывал много податей, хотел казаться Александром Великим, был чересчур
строг по отношению к воинам, проявлял любопытство по отношению к делам
частных лиц - все это из области его государственной деятельности. (4) Я
знаю, большинство утверждает, будто его провозгласил Цезарем не сенат, а
воины; но они совершенно не знают истины - они же говорят, что он не был
двоюродным братом Гелиогабала. (5) Пусть они по моему примеру прочитают
историков его времени, особенно Ахолия, который описал и походы этого
государя.

LXV. (1) Ты неоднократно спрашивал, величайший Константин, что сделало
таким государем его, сирийца родом, иноземца, тогда как столько людей,
римлян родом, столько людей из других провинций оказалось бесчестными,
грязными, жестокими, отвратительными, несправедливыми, развратными. (2)
Прежде всего, я могу ответить на основании мнения порядочных людей, что
хорошим государем можно быть от природы, которая повсюду является единой
матерью. Затем, этот мог стать превосходным под влиянием страха, так как
весьма дурной был убит. (3) Но так как твоей милости и благочестию следует
сообщать правду, то я изложу то, что я прочитал. (4) Твоему благочестию
известно - это ты прочитал у Мария Максима, что в лучшем положении и едва
ли не в более безопасном состоянии находится то государство, в котором
дурной государь, нежели то, в котором дурные друзья государя, так как
недостатки одного дурного могут быть исправлены многими хорошими людьми, но
над многими дурными людьми никоим образом не может одержать верх один, как
бы он ни был хорош. (5) Это было сказано Гомуллом196 - самому Траяну, когда
последний сказал, что Домициан был очень дурным, но имел хороших друзей и
что поэтому больше ненависти вызывал к себе Клавдий, который доверил
управление государством в высшей степени порочным вольноотпущенникам: ведь
лучше терпеть одного дурного, чем многих.

LXVI. (1) Но чтобы вернуться к делу, - Александр и сам был превосходным
человеком... - ведь этого желает только хороший человек - и он следовал
советам превосходной матери. (2) Однако и друзья у него были безупречны,
достойные уважения, не лукавые, не грабители, не интриганы, не коварные, не
склонные ко злу, не враждебные добрым людям, не развратные, не жестокие, не
обманывавшие его, не насмешники, не такие, которые старались бы вводить его
в заблуждение как глупца, но безупречные, достойные уважения, воздержанные,
набожные, любящие своего государя люди, которые и сами над ним не смеялись
и не желали, чтобы он служил предметом насмешек для других, люди, которые
ничего не продавали, ни в чем не лгали, ничего не выдумывали, никогда не
обманывали надежд своего государя, но любили его. (3) К тому же - он не
держал евнухов ни в советах, ни среди прислуги, а ведь только эти люди и
губят государей, желая, чтобы те жили по обычаям некоторых племен или
персидских царей197: ведь это они отдаляют государя от народа и друзей, они
являются передатчиками и часто сообщают не тот ответ, какой был дан,
отгораживают от всех своего государя и принимают все меры к тому, чтобы он
ничего не знал. Раз они были куплены и в детстве были рабами, то какие у
них могут быть порядочные мысли? (4) Наконец, сам Александр высказывал
такое мнение: "Я не позволяю рабам, купленным за деньги, распоряжаться
головами префектов, консулов и сенаторов".

LXVII. (1) Я знаю, император Константин, как опасно говорить это перед
императором, который находится в подчинении у таких людей, но, к счастью
для государства, после того как ты понял198, какое зло представляют собой
эти негодяи и как они обманывают государя, ты ставишь их так низко, что не
позволяешь им носить хламиду и пользуешься ими только для домашних услуг.
(2) Замечательно то, что Александр не принимал наедине в Палатинском дворце
никого, кроме префекта, именно - Ульпиана, и никому не давал возможности ни
давать пустые обещания, торгуя его именем, ни дурно говорить ему о других -
в особенности после казни Турина, который часто болтал попусту, изображая
его глупцом и безумцем. (3) Кроме того, если Александр находил, что его
друзья или родственники - дурные люди, он либо наказывал их, либо, если
старинная дружба или родственная связь не позволяли наказывать их, он
удалял их от себя, говоря: "Мне дороже все государство, чем они".

LXVIII. (1) Чтобы ты знал, какие лица находились в его совете, я перечислю
их: Фабий Сабин, сын замечательного человека Сабина, Катон своего времени;
Домиций Ульпиан, чрезвычайно сведущий в праве; Элий Гордиан ...императора
Гордиана, само дело, человек замечательный; Юлий Павел, чрезвычайно
сведущий в праве; Клавдий Венак, блестящий оратор; Катилий Север, его
родственник, превосходивший всех своей ученостью; Элий Серениан,
превосходивший всех своей праведностью; Квинтилий Марцелл - лучшего
человека не знает даже история. (2) При наличии такого количества этих и
других подобных им людей199, что плохого могло быть задумано или сделано,
когда они совместно стремились к добру? (3) Правда, их отстранила кучка
дурных людей, которые окружили Александра в первые дни его правления.
Однако, благодаря благоразумию молодого человека, дурные люди были частью
казнены, частью изгнаны, и одержала верх эта безупречная дружба. (4) Таковы
были те, кто сделал сирийца хорошим государем, а дурные друзья были
виновниками того, что государи-римляне, заразившись их пороками, являются
весьма дурными даже в глазах потомства.

Элий Лампридий. Александр Север. Примечания.

Текст приведен по изданию: Властелины Рима, М., Наука, 1992 (Перевод С.П.
Кондратьева под редакцией А.И. Доватура, комментарий - О.Д. Никитинского)

ПРИМЕЧАНИЯ

1. 11 марта 221 г.

2. gabalus - слово еврейского происхождения, имеющее значение "крест" или
"виселица", а также (как бранное слово) человека, заслуживающего позорную
казнь. Ср. Опил. XI.6, где оно переведено как "подлец".

3. Александр Север был провозглашен цезарем через три года после убийства
Макрина, вероятно (ср. CIL.VI. 3079) до 1 июня 221 г.

4. Ср. Алекс. VIII.1.

5. См. прим. к Марк. VI.6.

6. Ср. размышления Макиавелли о роли солдат в римской истории 161-238 гг. в
XIX главе "Государя".

7. Правильное имя - Гай Юлий Виндекс.

8. Обучение у учителей грамоте обычно начиналось в 7 лет и продолжалось до
11 или 12 лет, затем ученик продолжал (до 17 лет) образование у грамматика
и заканчивал полное образование у ритора.

9. По авторитетному мнению Штрауба все приведенные здесь имена учителей
Александра Севера являются вымышленными.

10. Владыка (dominus) было обычным обращением не только раба к господину
или сына к отцу (ср. Плавт. Привидение. 686; Теренций. Братья. 88 слл.;
Сенека. Письма. 47.14; о специфике юридического значения этого слова см.
Дигесты. 29.5.1.1, а также 2.11.14 и 3.3.1рг), но и клиента к патрону,
ученика к учителю и вообще младшего к старшему (так Сенека Младший называет
своего старшего брата Галлиона - см. Сенека. Письма. 104.1), подчиненного к
вышестоящему, а также формой вежливого обращения к незнакомому лицу (см.
Сенека. Письма. 3.1). Это слово становилось оскорбительным для гражданского
сознания римлян лишь в том случае, когда они чувствовали, что оно выступает
в своем буквальном значении, и тогда оно характеризовало власть даже более
одиозную, чем власть царя (гех), и приближалось к современному значению
слова "тиран" (ср.: "...он (имеется в виду Тарквиний Гордый. - Н.0.)
превратился из царя во владыку (dominus) ... ибо владыка есть тот, кого
греки называют тираном; а царем называют того, кто подобно отцу заботится о
народе". Цицерон. О государстве. 2.47; см. также 2.48 слл.). Август,
который имел большой политический престиж, запретил именовать себя
"владыкой" скорее всего из-за своеобразной щепетильности, чем боясь
оскорбить гражданские чувства римлян (впоследствии эти чувства были
оскорблены Калигулой и Домицианом именно потому, что эти императоры
принуждали так себя именовать). См. Светоний. Август. 53.1 сл. (о том, что
этот запрет был чистой формальностью, явствует, например, из того, что уже
Овидий не опасается называть Августа владыкой, см. Понтийские послания.
2.8.26). Тиберий повторил подобный запрет (см. Светоний. Тиберий. 27 и
прим. М. Л. Гаспарова). В письмах к Траяну, который "хорошо" знал, "как
различны по своей природе деспотия (dominatio) и принципат" (Плиний.
Панегирик. 45.3), Плиний Младший обращается к императору, употребляя слово
"владыка", и это звучит почти как обращение равного к равному (см. выше).
Как видим, все зависело от того, какой смысл вкладывался в это слово:
Антонин Пий - образец человеческих добродетелей - однажды назвал себя,
может быть и сам не обратив на это внимания, владыкой (см. Дигесты. 14.2.9;
что, впрочем, не осталось незамеченным средневековыми юристами, которые
сделали далеко идущие выводы). Сам Александр Север назван владыкой в
календаре римского гарнизона в г. Дура-Европос (Feriale Duranum, col. II,
16). Аврелий Виктор (О Цезарях. 39.4), свидетельствуя о том, что Диоклетиан
был первым императором после Калигулы и Домициана, открыто (palam)
поощрявшим называть себя владыкой, порицает императора именно за
надменность, а не за сам титул, так как этот лояльный историк жил уже в ту
эпоху (вторая половина IV в.), когда слово "владыка" входило в официальную
титулатуру императоров. В надписях на монументах это слово впервые
встречается при Септимии Севере, но постоянно входить в официальные
титулатуры императоров оно стало лишь после Диоклетиана, при Лицинии
(307-324 гг.) и Константине (306-337 гг.).

11. См. предыдущее прим.

12. Ср. Гелиог. XXIII.3 сл.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Как говорят не
Африканские плотные плащи богатство
истории античности Властелины Рима 11 выведение
Отцом императора
Одного распорядителя на пирах с возвратом

сайт копирайтеров Евгений