<<< ΛΛΛ >>>
ли, в самом деле, много учить народ, хорошо ли навязывать ему наши
общеевропейские понятия, наши вкусы, наши идеалы, наши предрассудки и наши
ужасающие ошибки?.. Чем ответят на это человеку прямому и не боящемуся
самобытной мысли? Смехом или молчанием.
Или пусть попытается кто-нибудь выразить такую мысль: "знание и незнание -- суть
равносильные средства развития"!.. "Это еще что за вздор" -- не правда ли?..
"Что за проповедь невежества!.. Что за новый прием обскурантизма!.."
Но довольно! В другой раз я постараюсь доказать, что на всех поприщах "либералы"
переходили далеко налево за черту новых учреждений и служили Государю и России,
если не всегда коварно, то во всяком случае чрезвычайно легкомысленно и не
умно... Тут вот какая Сцилла и Харибда для друзей "свободы"... Кто из них был
коварен, тот был умен, ибо достигал своей цели --расстройства общего... А кто был
прям и честен в своих увлечениях, тот или ошибался горько, или просто ничего
государственного не понимал.
Государство держится не одной свободой и не одними стеснениями и строгостью, а
неуловимой пока еще для социальной науки гармонией между дисциплиной веры,
власти, законов, преданий и обычаев, с одной стороны, а с другой -- той реальной
свободой лица, которая возможна даже и в Китае при существовании пытки... "Не
делай того, что запрещено, если боишься пытки... А если не боишься -- как
знаешь". Этот выбор возможен был во все времена, и люди действительно
<<< ΛΛΛ >>>
Любопытно было бы вообразить тех же самых двух женщин игуменью митрофанию наивного либерализма У либералов все смутно Находит в данную минуту дворянство характер истории России Леонтьев К. Чем и как либерализм наш вреден 12 выходит Рабство в новой форме
|