Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

-125-

Для трех усадеб Сагайдак дает дендрохронологическую дату: начало Х в. (дата рубки бревен — 900—924 гг.) 66). Стратиграфические наблюдения, единственная монета в качестве terminus ante quern (датирующий признак) и керамика позволяют говорить, что начало непрерывного поселения на Подоле относится по крайней мере к первой половине Х века. Несмотря на это, Толочко предполагает, что уже в VI—VIII вв. Подол был частично заселен, привлекая в качестве доказательства давние случайные находки (византийскую монету 537 г., херсонесскую амфору, фибулу), а также фрагменты лепной керамики, которую он частично датирует VII—VIII веками 67). К. М. Гупало допускает, что указанные находки попали на Подол с Замковой горы и поэтому не могут быть свидетельством существования на Подоле поселения до IX века. В. И. Мезенцев подвергает критическому анализу датировку керамики, предложенную Толочко, и показывает, что рассматриваемые фрагменты лепной керамики относятся скорее к IX—Х векам. Гупало считает, что можно говорить о непрерывном заселении Подола с IX в., Мезенцев же полагает, что начало заселения может быть отнесено ко времени не раньше конца IX века 68). Киевские археологи едины в том, что Подол первой половины Х в. был значительным торговым и ремесленным районом с развитой застройкой и сложившейся уличной системой.
Наряду с близко расположенными поселениями на Замковой и Старокиевской горах и на Подоле обнаружено поселение и на Лысой горе. Археологические находки и наблюдения, дающие материалы о существовании здесь поселения в IX—Х вв., большей частью были сделаны в XIX в. (находки из кладов и погребений). Еще в конце XIX в. можно было наблюдать следы земляного вала, который, возможно, относился к IX—Х векам. Однако в 1947 г. Каргер зафиксировал уже значительное разрушение культурного слоя, и теперь в нем едва ли содержатся решающие свидетельства 69). Тем не менее в 1965 г. Толочко смог открыть некоторые новые материалы (курганы, остатки жилища, следы рва), которые, по его мнению, могут быть датированы IX—Х вв. и свидетельствовать о наличии в то время укрепленного поселения 70).
Искусственное укрепление Лысой горы предполагают также Каргер и Г. С. Лебедев. Последний видит в могильнике, датированном им первой половиной Х в., доказательство существования одновременного, следовательно, ограниченного Х в., укрепленного поселения. Он считает, что, возможно, это именно то поселение, которое скрывается в сочинении Константина Багрянородного под именем Кастрон Самбатас. По мнению Лебедева, его мог основать Олег, который предпочел поселиться в собственном замке, а не в завоеванном им замке полян. После того как господство новой династии укрепилось и княжеская резиденция во времена Ольги разместилась на Старокиевской горе, поселение на Лысой горе во второй половине Х в. утратило свое значение 71). Толочко же видит причины относительно раннего запустения поселения на Лысой горе в том, что по сравнению со всеми ранними киевскими поселениями оно имело топографически неблагоприятное положение. Он не принимает датировки
_________
66) Сагайдак М. А. Дендрохронология Киева, с. 437, 442, 449, 450.
67) Толочко П. П. Исторична топографiя, с. 53; его же. Происхождение и ранние этапы, с. 77—78; его же. Древний Киев, с. 56, 58.
68) Гупало К. М. До питания про формування посаду давнього Киева. В кн.: Археологiчнi дослiдження, с. 17; его же. Подол, с. 19—31; Mezentzew VV. The Emergence of the Podil and the Genesis of the City of Kiev: Problems of Dating.— Harvard Ukrainian Studies, 1986, № 10, pp. 56-61.
69) Каргер М. К. Ук. соч., с. 112, 129-130, 523.
70) Толочко П. П. Исторична топографiя, с. 68; его же. Древний Киев. с. 46.
71) Булкин В. А., Дубов И. В., Лебедев Г. С. Ук. соч., с. 13-14; Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе. Л. 1986, с. 240-241.

-126-

поселения только пределами Х в., относя древнейшие погребения к VIII-IX векам 72).
О поселениях на горах Щекавица, Детинка, в районе Печерска едва ли можно говорить ранее XI века. Лишь в отношении Копырева конца, который позднее примыкал к северо-восточной части города Ярослава, па основе некоторых данных можно предположить, что этот район был частично заселен уже в Х веке 73).
Картина, которая складывается в результате обозрения материалов исследований о киевском комплексе поселений последней четверти Х в., показывает ряд маленьких, топографически обособленных поселений, характер которых в отдельных случаях определяется лишь частично. На Замковой горе поселение существовало уже в VI—VIII веках. Его связь с поселением IX—Х вв., обнаруженным на том же месте, остается, однако, сомнительной. Оборонительные укрепления для всего времени существования поселения убедительно не подтверждены. Единственный участок, для которого зафиксировано искусственное укрепление, занимает около 2 га северо-западного участка Старокиевской горы. Обнаруженный здесь материал восходит к VI в., но контуры укрепленного поселения заметны не ранее, чем для VII—VIII веков. Только с этого времени жилища, возможно, также оборонительный ров и капище, свидетельствуют о непрерывности поселения. О «значительном и развитом поселении», как это звучит у Толочко, едва ли можно говорить уверенно.
Политико-административная и культово-религиозная роль этому поселению как центру в VII—VIII вв. еще не принадлежала. Датировка решающих археологических комплексов — оборонительного рва и капища — остается до сих пор неясной. Не исключено, что оба они возникли только в течение IX века. Для этого времени письменные источники, постепенно дополняющие археологические материалы, свидетельствуют о формирующихся функциях города Киева как центра. Отчетливо зафиксированы не только по летописям, но и по археологическим источникам (курганы княжеских дружинников, фундаменты каменных сооружений) военно-политические функции города как центра в Х веке. В то время поселение становится центром киевского конгломерата поселений.
Вопрос о распространении застройки уже в середине Х в. через ров на граничащий с ним некрополь в свете имеющихся сведений остается спорным. Подол заметно выделяется только с начала Х века. В середине Х в. он со своими усадьбами, частоколами и улицами выступает уже как развитый район города с выраженным торгово-ремесленным характером. На Лысой горе в районе позднего Копырева конца поселение зафиксировано только в Х веке. Было ли поселение на Лысой горе укреплено, неясно. Не исключено, наконец, что наряду с известными по источникам поселениями имелся ряд мелких усадеб и отдельных дворов в районе киевского комплекса поселений, например, на горах Детинка и Щекавица.
_________
72) Толочко П. П. Исторична топографiя, с. 67, 71; его же. Древний Киев, с. 48, 50.
73) Брайчевский М. Ю. Раскопки в Коцыревом конце в Киеве. В кн.: АО 1970 года. М. 1971, с. 299-300.

 <<<     ΛΛΛ   

Дающие материалы о существовании здесь поселения в ixх вв

сайт копирайтеров Евгений