Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

Существуют определенные, как уже отмечалось, возможности саморазвития особой социальности, связанной с разделенным производством. В соответствующем плане это проявляется на уровне конкретных исторически разных форм организации общества, в том числе на уровне общественно-экономических формаций. Однако важным представляется и другой, малоисследованный аспект динамики цивилизации. Это разные внутристадиальные состояния и особенности проявления ее действия в формировании всеобщего уровня и структуры социального прогресса. Цивилизация в этом плане предстает как сложный процесс саморазвития особой социально-исторической системы (особой социальности), определяющей в общем естественноисторическом процессе магистральную линию его прогресса. Этот процесс имеет разную структуру, содержание, темп, плотность, насыщенность, характер на разных этапах (при сохранении главных образующих его субстанциональную сущность оснований - разделенное производство, разделенный человек, разделенное общество).

В общем историческом движении они определялись прежде всего условиями и особенностями осуществления цивилизационных процессов в тех обществах, которые выступали здесь в качестве пионеров, обеспечивающих своим развитием их начало, накопление, тенденции, соответствующий потенциал и плотность насыщения, когда в результате устанавливались новые возможности расширения и включения в поток этих процессов новых (но лишь определенных в каждом случае) обществ, "изнутри" подготовленных к такому включению. Далее, характер, содержание, развернутость процесса цивилизации, его насыщенность зависели от степени подготовленности в результате саморазвития и прогресса соответствующих обществ новых областей, способных в силу такой подготовленности и достаточно мощных воздействий потока преобразований включаться в этот процесс. И наконец, значение приобретают здесь и все особенности развития обществ, не перешедших еще на конкретных этапах в сферу более сложных - классовых и функционирующих в рамках исторически традиционных систем (хотя и контактирующих с первыми, испытывающими их воздействие) и имеющих разные возможности и перспективы включения в сложные процессы цивилизации. Мерилом уровня цивилизации являются оптимальные для каждого периода технико-технологические, общепроизводственные, социальные, общекультурные и собственно интеллектуальные (выступающие как общечеловеческие) достижения. Проблема исторического определения и поуровневой характеристики процесса цивилизации особая. В данном случае представляется возможным отметить лишь одно четко выделяемое (на основе анализа археологических данных и материалов текстов клинописных таблиц) положение о необходимости "накопления" соответствующего уровня (включая уровень технической базы, технологических схем производственной деятельности в земледелии и промышленности, в движении и товарности продуктов труда, развитости определенного типа отношений, а также интегрирующих их организмов и т.д.) для создания условий расширения границ этого процесса.

Всеобщее явление общественного прогресса цивилизации исторически осуществляется в конкретных пространственно-временных рамках, и процесс этот всегда конкретно содержателен. И первые накопления мощностей цивилизации, и интеграция ее достижений в древнейший период период становления - осуществлялись в IV - нач. III тыс. до н.э. в определенных областях Ближнего Востока, прежде всего в Южной Месопотамии, оказывая, однако, более широкое преобразующее действие на соответствующие конкретно-исторические общества. Установление определенного уровня цивилизации в III тыс. до н.э. обеспечивало условия включения в этот процесс новых восточных областей, внутреннее саморазвитие которых обеспечивало такую возможность. Не случайно именно в период второй половины ?? - первой половины II тыс. до н.э. (при всех сложностях исторических процессов, происходящих на всей рассматриваемой территории - Ближнего Востока и Центральной Азии) на базе достижений высокого для своего времени общепроизводственного и общекультурного уровня и соответствующей насыщенности процесса цивилизации как всеобщего явления достаточно слаженно и синхронно формируются широкая зона так называемой в специальной литературе вторичной цивилизации, охватившая значительные области Востока, в том числе юго-западные области Средней Азии. Памятники материальной культуры этой зоны фиксируют достаточно высокий технико-технологический уровень специализированных производств, их развитую структуру, высокий общепроизводственный потенциал местных обществ, хотя и при меньшей степени развитости и объеме проявления, чем в обществах уже более продолжительное время функционирующих на исторически новом уровне - уровне цивилизации. Для них устанавливаются соответствующие особенности организации жизнедеятельности, в том числе определенная дифференцированность структурно-пространственной организации, включающей наличие городских организмов.

Несмотря на то что общества "вторичной цивилизации" имеют зачастую менее развитые структуры экономической организации и социальной структуры, чем, например, в Шумерском центре в конце IV нач. ?? тыс. до н.э. и Северной Месопотамии и Анатолии в конце III нач. II тыс. до н.э., они тем не менее — необходимый момент роста цивилизационных процессов. Формирование такой зоны вторичной цивилизации характеризует результат и особенности прогресса и состояние процесса цивилизации в целом на новом внутристадиальном уровне его проявления.

На смену явления вызревания, становления и начала новой социальности в рамках осуществления естественноисторического процесса, изменяющей содержание последнего, пришло активное развитие и действие цивилизации как структурного компонента этого процесса. Темп, глубина и мощность процесса цивилизации на каждой внутренней стадии его проявления обусловливали не только соответствующие возможности включения в него новых, должным образом подготовленных обществ, но и определяли особенности функционирования последних и разный уровень и характер осуществления цивилизационных процессов. И фиксируемые в настоящее время на основе специального анализа особенности превращений, связанных с включением тех или иных обществ в процесс цивилизации, свидетельствуют о разной степени готовности их к активному функционированию при изменении состояния и темпах прогресса последней. Иногда в таких обществах вторичной цивилизации могли произойти определенные регрессивные явления (но уже в соответствующей форме и в общих рамках сложного и разноуровневого содержания цивилизационных процессов), перебазировка сил, как это произошло, например, во ? тыс. до н.э. в юго-западной части Средней Азии. Начавшиеся здесь процессы цивилизации и урбанизации были "прерваны", задержаны. Пока еще не выявлены все причины затухания жизни на южнотуркменистанских урбанизированных поселениях, в частности Алтын-Депе и Намазга-Депе в подгорной полосе Копет-Дага. Они активно дискутируются как советскими, так и зарубежными учеными. Безусловно, это произошло под влиянием комплекса причин, в том числе климатических изменений, своего рода "давления" скотоводческих племен и т.д. Но совершенно очевидно, что важную роль здесь сыграли и такие обстоятельства, как глубина и структурированность (в частности, степень дифференциации и специализации производственной деятельности и характер отношений, с ними связанных) начавшихся в этих обществах цивилизационных процессов, степень их достаточности для соответствующих перестроек в условиях ускорения темпов и усложнения содержания прогресса цивилизации в ее всеобщем проявлении.

В истории цивилизации существовали свои уровни и внутренние стадии развития, отражающие разную структуру, содержание, насыщенность и плотность этого процесса как всеобщеисторического явления и находящие выражение в каждом случае в определенных конкретных пространственно-временных структурах. В развитии конкретных обществ осуществлялись оптимальные уровни ее. В частности, для древнейшего периода выделяются ее различия, особенности которых отчетливо проявляются в развитии обществ конкретно-исторических областей Востока. В IV - нач. III тыс. до н.э. - это Шумер, например. III - нач. II тыс. до н.э. - это более широкие области Месопотамии, Анатолии, Индии и ряда других областей Центральной Азии, отражающие сложный для этого времени и разноуровневый характер ее осуществления. В I тыс. до н.э. это, например, области Ирака, Сирии, Ирана, вторая половина I тыс. до н.э. — первая половина I тыс. н.э. - это Рим и Греция.

Итак, цивилизация при объяснении ее как стадиального явления естественноисторического процесса связывается с формированием и установлением исторически новой (по отношению к первобытному обществу) социальности. Становление и развитие этой социальности выражает по существу субстанциональную сущность естественноисторического процесса на определенном этапе его в разрешении наиболее актуальных противоречий его на магистральном пути прогресса. Развитие этой социальности, происходящее как сложный системообразующий процесс в направлении целостности, представляет собой сложно структурированное явление. Обусловленная формированием новых базовых оснований развертывания естественноисторического процесса, прежде всего исторически определенного, нового (по отношению к первобытному) типа (разделенного) производства (связанного с установлением соответствующих социально·-экономических отношений, порождаемых новыми типами организации общественного труда и структурой этого производства), цивилизация выражает исторически определенный тип и стадию развития социальности в общем прогрессе социального движения и выступает всеобщим проявлением этого прогресса.

1 Новикова ЛМ. Цивилизация. Ее социально-историческая сущность // Цивилизация как проблема исторического материализма. М., 1983. С. 7.

2 См., например: Доклады VI Всесоюзного координационного совещания "Цивилизация и исторический процесс": "Цивилизация как проблема исторического материализма", "Цивилизация и исторический процесс"; "Всесоюзное совещание по философским и социальным проблемам науки и техники" (М., 1987).

3 Бромлей Ю.В. К вопросу о соотношении понятий "формация", "цивилизация","культура" // Цивилизация и исторический процесс... С. 4.

4 Васильев Л.С. Исторические этапы цивилизации (традиции цивилизации) // Цивилизация и исторический процесс. С.28-29.

5 Бромлей Ю.В. Указ. соч. С. 5.

6 Илюшeчкин В.П. Цивилизация и общественные формации // Цивилизация и исторический процесс... С. 14.

7 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 41.

8 Шелике В.ф. Определение Ф. Энгельсом содержания понятия "цивилизация" и место цивилизации в историческом процессе // Цивилизация как проблема исторического материализма... С. 22.

 <<<     ΛΛΛ   

вляется понимание цивилизации как особого уровня социальности

сайт копирайтеров Евгений