Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

[89]

Другой комплекс ацтекских мифов связан с представлениями о небесном рае, Тамоанчане, сказочной стране происхождения человечества. Тольтекско-ацтекская концепция об этом, вероятно, была заимствована у хуастеков. Само слово Тамоанчан является майяским топонимом («та» — локативный префикс; «Моан» — мифическая птица, владычица тринадцатого неба; «чан» — архаическая форма слова «кан» — «небо или змея»). Поэтому Тамоанчан можно перевести как «земля птицы-змеи», то есть Пернатого Змея. В некоторых текстах он смешивается в Тлалоканом.

Тамоанчан или Тламоуанчан рисовался краем изобилия. Туда Кецалькоатль доставил отвоеванные у владыки Миктлана кости прежних людей и, совершив кровавую жертву, создал современное человечество. Оттуда же появились богини Шочикецаль и Тетеоиннан, там были рождены бог кукурузы Сентеотль и бог пятого (современного) солнца Нанауацин и т.д. Основываясь на этом мифе, ацтеки (как и некоторые другие народы Мексики) полагали, что их прародина Чикомосток является тем же самым Тамоанчаном. Современные историки пытаются найти корни сказания о Тамоанчане в реально существовавших на территории Мексики городах: Шочикалько, Чолуле, Тахине, Теотиуакане и др., но это остается на уровне гипотез.

Более вероятным представляется предположение о переносе сказания о небесном рае в круг мифов о земной жизни Кецалькоатля-Топильцина. В качестве примера рассмотрим описание столицы тольтеков Толлана (Тулы) во время правления там Кецалькоатля. Оно подозрительно совпадает (или почти совпадает) с рассказами о Тлалокане или Тамоанчане.

«Тыквы там огромные, длиной в локоть, початки кукурузы величиной с камень зернотерки (маленькие початки идут на топку бани), а по листьям амаранта можно вскарабкаться как по ветвям пальмы. Хлопок вырастает в Толлане уже окрашенным в разные цвета: красный, желтый, розовый, зеленый, синий, малиновый, голубой, оранжевый, коричневый и темно-золотой. Всюду растут деревья какао и цветочного какао. Там множество прекрасных птиц с блестящим разноцветным опереньем, и все они поют как горные соловьи. Поэтому тольтеки не знали ни голода, ни жажды, у них не было ни бедности, ни горя…

В Толлане находилось четыре дома, принадлежавших владыке (Кецалькоатлю — Р.К.). Первый из них, западный, был построен из зеленого нефрита; второй, восточный, — из желтого золота; третий, северный, — из розового перламутра; четвертый, южный, — из белого перламутра. Покрыты были они мозаикой из бирюзы и кецаловыми перьями…»

Следует, может быть, отметить, что этот земной рай погибает из-за прегрешения его владыки Кецалькоатля, соблазненного злым божеством.

[90]

Влияние христианских представлений о грехопадении здесь исключается.

Значительно меньше нам известно о подобных воззрениях у древних майя. Они считали, что существует тринадцать небес (слоев неба) и девять уровней подземного мира. В послеклассический период они находились под сильным влиянием религиозных представлений народов Центральной Мексики. Так, например, подземный мир назывался у них Метналь (ср. ацтекский Миктлан), хотя более раннее его наименование было Шибальба (см. эпос «Пополь-Вух»). По сообщениям епископа Ланды, хронистов Кокольюдо и Эрреры, майя верили в загробную жизнь. Существование там определялось поведением на этом свете: плохие получали плохое и тягостное пребывание в Метнале, где их ждали холод, голод и истязания демонов; хорошие находились в очень приятном месте изобилия, где они отдыхали и веселились под тенью большого дерева сейбы. Очевидно, представление о таком рае относится еще к классическому (I-VIII вв. н.э.) периоду. На крышке саркофага в Паленке изображен покойный правитель, отдыхающий под сенью такого дерева. Об этом же повествуют и росписи нескольких полихромных сосудов. Майяское название этого рая неизвестно. Примечательно, что уже в середине XVI в. для его обозначения использовался испанский термин «параисо терреналь».

Среди ветвей этого «Зеленого дерева»-сейбы (йашче, или имишяшче) — вероятно, центрального мирового древа — находилась богиня Иш-Таб, которую Ланда называет «богиней виселицы». К ней шли повесившиеся, покончившие жизнь из-за печалей или болезней. В «Дрезденском Кодексе» (л. 53-а) эта богиня изображена висящей в петле. В позднейшем майяском фольклоре под именем Иш-Табаи фигурируют злые духи, принимающие облик прекрасных молодых девушек. Они завлекают мужчин в лесную чащу, и те погибают.

 <<<     ΛΛΛ   

В послеклассический период они находились под сильным влиянием религиозных представлений народов

сайт копирайтеров Евгений