Пиши и продавай! |
А.Мамонтов. Театральность на войне недопустима. // Культура. - 1999. - № 39 О.Добродеев. Информация - это империя без чувств. // Новая газета. - 1999. - № 10 Цит. по: Журналистика и война. - 1995. - стр. 41 Е.Яковлев. Пляска святого Витта. // Становление духа корпорации. - 1995. - стр. 69-70 О.Добродеев. Пока корпорация не сложилась. // Становление духа корпорации. - стр. 103 А. Мамонтов. Театральность на войне недопустима. // Культура. - 1999. - № 39 М.Топаз. Теленовости - две России. // Тэфи. - 1999. - стр. 9 Случилось это в небольшом американском городке. Служащий промышленной фирмы позвонил на местную телестудию. Сказал, что собирается выступить против решения хозяев о ликвидации фирмы и в знак протеста покончить самосожжением. Попросил прислать журналиста с камерой. Репортаж был снят и показан, а в прессе разразилась дискуссия. Имели ли документалисты право такое снимать, пускай даже по желанию самой жертвы? Впоследствии инцидент был экранизирован. В игровом телесериале вдова погибшего подает в суд на компанию, показавшую репортаж. Муж никогда бы не совершил свой поступок, уверяет она, если бы не безнравственная практика телевидения и цинизм оператора. Тот стоял в шести шагах и снимал, пока ее муж обливал себя бензином и чиркал спичкой». «Но ваш муж сам позвонил в отдел новостей, - оправдывался на суде оператор. - Я сообщил в полицию, позвонил директору. Тот сказал: отрази... Конечно, я ждал, что появятся полицейские... Но кто скажет, что он погиб напрасно?. После этого фирма открылась снова» 80 « А вам не приходило в голову, что снимая самоубийство, вы помогли событию состояться?». «Я больше 19 лет работаю оператором. Я видел множество трагедий. Солдат, разорванных гранатами, голодающих детей. Я все это снимал. Я не виноват в этом. Если бы я об этом думал, я не смог бы выполнять свою работу». «Он не обливал бензином и не поджигал спичку, - поддержал директор телекомпании. - Он там был, чтобы снимать происходящее...». «Но ее муж известил и другие телекомпании о своем решении, - возразил адвокат истца. - Однако те предпочли отказаться - по этическим соображениям». «Когда пленка была отснята, - ответил директор, - ее включили в выпуски новостей всех телестанций. Мы маленькая студия. Боремся за свою аудиторию. Такие сюжеты люди хотят смотреть. А если нам будут говорить, какие новости снимать, а какие нет, то недолго скатиться к тирании». Оправдания защиты на судебном процессе, как мы видим, сводились к нескольким аргументам. 1. Если я, оператор, стану думать о последствиях, то не смогу выполнять работу. 2. Никто не вправе нам диктовать, что надо снимать и чего не надо. Иначе мы скатимся к тирании. 3. Такие сюжеты люди хотят смотреть. В конце концов, поступок жертвы - ее поступок. Никакого вторжения в частную жизнь не было. Все равно, как если бы оператор снимал самоубийство китов, которые по неизвестным причинам время от времени выбрасываются на берег. Но ведь в данном случае, настаивала вдова, побудительной причиной как раз и было присутствие оператора и готовность телевидения демонстрировать подобного рода сцены. А разве не находятся зрители, которые это любят? - возражали телевещатели. 81 Сколько раз мы слышали эти аргументы и от отечественных документалистов. Мотивы или мотивировкиПроизведения визуальной культуры требуют вложения средств. Некоторые из них способны не только себя окупать, но и сами приносят доход. Иногда очень крупный, почти фантастический. В первую очередь это относится, разумеется, к тому, что мы называем культурой массовой. Включая бульварную периодику - криминальные сюжеты, сексуальные сцены, сенсационные выходки, оккультные акции, скандальные происшествия... Зритель в этих случаях становится потребителем, произведение - товаром, а деньги из средства осуществления цели превращаются в самоцель. Такими материалами редакция просто завалена |
|
|
|