Пиши и продавай! |
Но способ подачи одинаковых сюжетов был не одинаков, «Госкинокалендарь» точно указал, что «октябрины» происходили в Москве, в Доме крестьянина, что случилось это 27 февраля 1924 года и что отцом новорожденного был рабочий, товарищ Осокин. 41 В «Киноправде» таких сведений нет. Что за мастерская и где находится, в какой день происходил обряд, фамилию родителей нового гражданина сюжет не сообщал. Но от этого он не утрачивал конкретности - зримых деталей обстановки, облика людей, самого характера ритуала. Лишенное привязки к определенному дню и месту, событие приобретало черты всеобщности. Из факта становилось явлением. «Госкинокалендарь» предлагал посмотреть, «Кино-Правда» предлагала подумать», - считает Рошаль. Вертовский протокольный «Госкинокалендарь» был, по сути дела, прообразом мировой телехроники. Установка на фактАргументы той полемики скоро были забыты. Практика «государственного» кино и номенклатурного телевидения не давала основания для возобновления спора. Однако за последнее десятилетие века наше информационное телевидение изменилось полностью. Процесс персонализации новостей одержал победу. Информационные выпуски, исчисляемые десятками в день, расстались с неизменной фигурой диктора. При этом немало новообращенных ведущих /в их числе и талантливых/ восприняли персонализацию как право на собственные высказывания о демонстрируемых в эфире событиях. Факты, едва высвобожденные из идеологической клетки, тут же оказались в плену субъективной интерпретации. Именно такая свобода в изложении материала вызывала у зарубежных наблюдателей удивление не меньшее, чем когда-то безличная манера «кремлевских» дикторов. Четкое отделение фактов от мнений - неукоснительный принцип западной журналистики. «Зрители и слушатели не должны заимствовать из передач Би-би-си личные взгляды ведущих и репортеров, - говорится в вещатель- 42 ных рекомендациях знаменитой английской корпорации. - Хорошая журналистика помогает зрителям и слушателям всех убеждений сформировать свое собственное мнение». «Факты должны быть представлены таким образом, чтобы информировать, а не убеждать, - предостерегает этический кодекс американской Си-би-эс. - Когда речь идет о спорных вопросах, зрители не должны догадываться, какую сторону поддерживает ведущий». «Наша задача - информировать общество, а не реформировать его, - в свою очередь утверждает этический кодекс Эн-би-си. - Журналисты перестают быть репортерами, когда начинают думать о себе, как о миссионерах». Это все равно, как если бы синоптики, чей долг сообщение сводок погоды, проявляли различие своих индивидуальностей не только в способах сообщения, но и в самих прогнозах. Именно признание самоценности факта обязывает излагать телевизионные сообщения безотносительно к интересам любых социальных и прочих групп во избежание упреков в тенденциозности, то есть указаний, как именно эти сообщения надо воспринимать. Авторское самоустранение - условие объективности не только для метеоролога или профессионального социолога, проводящего очередные опросы, но и для профессионального информатора - репортера, интервьюера, ведущего новостей. В западной журналистике это - основа основ. Нередко такое условие называют «доктриной беспристрастности». Для многих, впервые узнавших об этом, отечественных документалистов само существование подобной доктрины оказалось новостью и притом - неприятной. Не имевшие опыта обращения с фактами как таковыми, документалисты восприняли эту доктрину покушением на их журналистскую самобытность и на право гласности. У некоторых она вызывала прямо-таки реакцию возмущения. Беспристрастность для них - синоним бесстрастности, стремление оскопить журналиста, оп- По мнению телекритиков в этой программе ведущий словно родился заново в качестве модератора |
|
|
|