Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Запись 36-я.

Конспект:

ПУСТЫЕ СТРАНИЦЫ. ХРИСТИАНСКИЙ БОГ. О МОЕЙ МАТЕРИ.

Тут странно -- в голове у меня как пустая, белая страница: как я туда
шел, как ждал (знаю, что ждал) -- ничего не помню, ни одного звука, ни
одного лица, ни одного жеста. Как будто были перерезаны все провода между
мною и миром.
Очнулся -- уже стоя перед Ним, и мне страшно поднять глаза: вижу только
Его огромные, чугунные руки -- на коленях. Эти руки давили Его самого,
подгибали колени. Он медленно шевелил пальцами. Лицо -- где-то в тумане,
вверху, и будто вот только потому, что голос Его доходил ко мне с такой
высоты -- он не гремел как гром, не оглушал меня, а все же был похож на
обыкновенный человеческий голос.
-- Итак -- вы тоже? Вы -- Строитель "[Интеграла]"? Вы -- кому дано было
стать величайшим конквистадором. Вы -- чье имя должно было начать новую,
блистательную главу истории Единого Государства... Вы?
Кровь плеснула мне в голову, в щеки -- опять белая страница: только в
висках -- пульс, и вверху гулкий голос, но ни одного слова. Лишь когда он
замолк, я очнулся, я увидел: рука двинулась стопудово -- медленно поползла
-- на меня уставился палец.
-- Ну? Что же вы молчите? Так или нет? Палач?
-- Так, -- покорно ответил я. И дальше ясно слышал каждое Его слово.
-- Что же? Вы думаете -- я боюсь этого слова? А вы пробовали
когда-нибудь содрать с него скорлупу и посмотреть, что там внутри? Я вам
сейчас покажу. Вспомните: синий холм, крест, толпа. Одни -- вверху,
обрызганные кровью, прибивают тело к кресту; другие -- внизу, обрызганные
слезами, смотрят. Не кажется ли вам, что роль тех, верхних, -- самая
трудная, самая важная. Да не будь их, разве была бы поставлена вся эта
величественная трагедия? Они были освистаны темной толпой: но ведь за это
автор трагедии -- Бог -- должен еще щедрее вознаградить их. А сам
христианский, милосерднейший Бог, медленно сжигающий на адском огне всех
непокорных -- разве Он не палач? И разве сожженных христианами на кострах
меньше, чем сожженных христиан? А все-таки -- поймите это, все-таки этого
Бога веками славили как Бога любви. Абсурд! Нет, наоборот: написанный кровью
патент на неискоренимое благоразумие человека. Даже тогда -- дикий, лохматый
-- он понимал: истинная, алгебраическая любовь к человечеству -- непременный
признак истины -- ее жестокость. Как у огня -- непременный признак тот, что
он сжигает. Покажите мне не жгучий огонь? Ну, -- доказывайте же, спорьте!
Как я мог спорить? Как я мог спорить, когда это были (прежде) мои же
мысли -- только я никогда не умел одеть их в такую кованую, блестящую броню.
Я молчал...
-- Если это значит, что вы со мной согласны, -- так давайте говорить,
как взрослые, когда дети ушли спать: все до конца. Я спрашиваю: о чем люди
-- с самых пеленок -- молились, мечтали, мучились? О том, чтобы кто-нибудь
раз навсегда сказал им, что такое счастье -- и потом приковал их к этому
счастью на цепь. Что же другое мы теперь делаем, как не это? Древняя мечта о
рае... Вспомните: в раю уже не знают желаний, не знают жалости, не знают
любви, там -- блаженные с оперированной фантазией (только потому и
блаженные) -- ангелы, рабы Божьи... И вот, в тот момент, когда мы уже
догнали эту мечту, когда мы схватили ее вот так ( -- Его рука сжалась: если
бы в ней был камень -- из камня брызнул бы сок), когда уже осталось только
освежевать добычу и разделить ее на куски, -- в этот самый момент вы --
вы...
Чугунный гул внезапно оборвался. Я -- весь красный, как болванка на
наковальне под бухающим молотом. Молот молча навис, и ждать -- это еще...
страш...
Вдруг:
-- Вам сколько лет?
-- Тридцать два.
-- А вы ровно вдвое -- шестнадцатилетне наивны! Слушайте: неужели вам в
самом деле ни разу не пришло в голову, что ведь им -- мы еще не знаем их
имен, но уверен, от вас узнаем, -- что им вы нужны были только как Строитель
"[Интеграла]" -- только для того, чтобы через вас...
-- Не надо! Не надо, -- крикнул я.
...Так же, как заслониться руками и крикнуть это пуле: вы еще слышите
свое смешное "не надо", а пуля -- уже прожгла, уже вы корчитесь на полу.
Да, да: Строитель "[Интеграла]"... Да, да... и тотчас же: разъяренное,
со вздрагивающими кирпично-красными жабрами лицо Ю -- в то утро, когда они
обе вместе у меня в комнате...
Помню очень ясно: я засмеялся -- поднял глаза. Передо мною сидел лысый,
сократовски-лысый человек, и на лысине -- мелкие капельки пота.
Как все просто. Как все величественно-банально и до смешного просто.
Смех душил меня, вырывался клубами. Я заткнул рот ладонью и опрометью
кинулся вон.
Ступени, ветер, мокрые, прыгающие осколки огней, лиц, и на бегу: "Нет!
Увидеть ее! Только еще раз увидеть ее!"
Тут -- снова пустая, белая страница. Помню только: ноги. Не люди, а
именно -- ноги: нестройно топающие, откуда-то сверху падающие на мостовую
сотни ног, тяжелый дождь ног. И какая-то веселая, озорная песня, и крик --
должно быть мне: "Эй! Эй! Сюда, к нам!"
Потом -- пустынная площадь, доверху набитая тугим ветром. Посредине --
тусклая, грузная, грозная громада: Машина Благодетеля. И от нее -- во мне
такое, как будто неожиданное, эхо: ярко-белая подушка; на подушке закинутая
назад с полузакрытыми глазами голова: острая, сладкая полоска зубов... И все
это как-то нелепо, ужасно связано с Машиной -- я знаю как, но я еще не хочу
увидеть, назвать вслух -- не хочу, не надо.
Я закрыл глаза, сел на ступенях, идущих наверх, к Машине. Должно быть
шел дождь: лицо у меня мокрое. Где-то далеко, глухо -- крики. Но никто не
слышит, никто не слышит, как я кричу: спасите же меня от этого -- спасите!
Если бы у меня была мать -- как у древних: моя -- вот именно -- мать. И
чтобы для нее -- я не строитель "[Интеграла]", и не нумер Д-503, и не
молекула Единого Государства, а простой человеческий кусок -- кусок ее же
самой -- истоптанный, раздавленный, выброшенный... И пусть я прибиваю или
меня прибивают -- может быть это одинаково -- чтобы она услышала то, чего
никто не слышит, чтобы ее старушечьи, заросшие морщинами губы --

Запись 37-я.

Конспект:

ИНФУЗОРИЯ. СВЕТОПРЕСТАВЛЕНИЕ. ЕЕ КОМНАТА.

Утром в столовой -- сосед слева испуганно шепнул мне:
-- Да ешьте же! На вас смотрят!
Я -- изо всех сил -- улыбнулся. И почувствовал это -- как какую-то
трещину на лице: улыбаюсь -- края трещины разлетаются все шире -- и мне от
этого все больнее...
Дальше -- так: едва я успел взять кубик на вилку, как тотчас же вилка
вздрогнула у меня в руке и звякнула о тарелку -- и вздрогнули, зазвенели
столы, стены, посуда, воздух, и снаружи -- какой-то огромный, до неба,
железный круглый гул -- через головы, через дома -- и далеко замер чуть
заметными, мелкими, как на воде, кругами.
Я увидел во мгновение слинявшие, выцветшие лица, застопоренные на
полном ходу рты, замершие в воздухе вилки.
Потом все спуталось, сошло с вековых рельс, все вскочили с мест (не
пропев гимна) -- кое-как, не в такт, дожевывая, давясь, хватались друг за
друга: "Что? Что случилось? Что?" И -- беспорядочные осколки некогда
стройной великой Машины -- все посыпались вниз, к лифтам -- по лестнице --
ступени -- топот -- обрывки слов -- как клочья разорванного и взвихренного
ветром письма...
Так же сыпались изо всех соседних домов, и через минуту проспект -- как
капля воды под микроскопом: запертые в стеклянно-прозрачной капле инфузории
растерянно мечутся вбок, вверх, вниз.
-- Ага, -- чей-то торжествующий голос -- передо мною затылок и
нацеленный в небо палец -- очень отчетливо помню желто-розовый ноготь и
внизу ногтя -- белый, как вылезающий из-за горизонта, полумесяц. И это как
компас: сотни глаз, следуя за этим пальцем, повернулись к небу.
Там, спасаясь от какой-то невидимой погони, мчались, давили,
перепрыгивали друг через друга тучи -- и окрашенные тучами темные аэро
Хранителей с свисающими черными хоботами труб -- и еще дальше -- там, на
западе, что-то похожее -- --
Сперва никто не понимал, что это -- не понимал даже и я, кому (к
несчастью) было открыто больше, чем всем другим. Это было похоже на огромный
рой черных аэро: где-то в невероятной высоте -- еле заметные быстрые точки.
Все ближе; сверху хриплые, гортанные капли -- наконец, над головами у нас
птицы. Острыми, черными, пронзительными, падающими треугольниками заполнили
небо, бурей сбивало их вниз, они садились на купола, на крыши, на столбы, на
балконы.
-- Ага-а, -- торжествующий затылок повернулся -- я увидел того,
исподлобного. Но в нем теперь осталось от прежнего только одно какое-то
заглавие, он как-то весь вылез из этого вечного своего подлобья, и на лице у
него -- около глаз, около губ -- пучками волос росли лучи, он улыбался.
-- Вы понимаете, -- сквозь свист ветра, крыльев, карканье, -- крикнул
он мне. -- Вы понимаете: Стену -- Стену взорвали! По-ни-ма-ете?
Мимоходом, где-то на заднем плане, мелькающие фигуры -- головы вытянуты
-- бегут скорее внутрь, в дома. Посредине мостовой -- быстрая и все-таки
будто медленная (от тяжести) лавина оперированных, шагающих туда -- на
запад.
...Волосатые пучки лучей около губ, глаз. Я схватил его за руку:
-- Слушайте: где она -- где I? Там, за Стеной -- или... Мне нужно --
слышите? Сейчас же, я не могу...
-- Здесь, -- крикнул он мне пьяно, весело -- крепкие, желтые зубы... --
Здесь она, в городе, действует. Ого -- мы действуем!
Кто -- мы? Кто -- я?
Около него -- было с полсотни таких же, как он -- вылезших из своих
темных подлобий, громких, веселых, крепкозубых. Глотая раскрытыми ртами
бурю, помахивая такими на вид смирными и нестрашными электрокуторами (где
они их достали?), -- они двинулись туда же, на запад, за оперированными, но
в обход -- параллельным, 48-м проспектом...
Я спотыкался о тугие, свитые из ветра канаты и бежал к ней. Зачем? Не
знаю. Я спотыкался, пустые улицы, чужой, дикий город, неумолчный,
торжествующий птичий гам, светопреставление. Сквозь стекло стен -- в
нескольких домах я видел (врезалось): женские и мужские нумера бесстыдно
совокуплялись -- даже не спустивши штор, без всяких талонов, среди бела
дня...
Дом -- ее дом. Открытая настежь, растерянная дверь. Внизу, за
контрольным столиком -- пусто. Лифт застрял посередине шахты. Задыхаясь, я
побежал наверх по бесконечной лестнице. Коридор. Быстро -- как колесные
спицы -- цифры на дверях: 320, 326, 330... I-330, да!
И сквозь стеклянную дверь: все в комнате рассыпано, перевернуто,
скомкано. Впопыхах опрокинутый стул -- ничком, всеми четырьмя ногами вверх
-- как издохшая скотина. Кровать -- как-то нелепо, наискось отодвинутая от
стены. На полу -- осыпавшиеся, затоптанные лепестки розовых талонов.
Я нагнулся, поднял один, другой, третий: на всех было Д-503 -- на всех
был я -- капля меня, расплавленного, переплеснувшего через край. И это все,
что осталось...
Почему-то нельзя было, чтобы они так вот, на полу, и чтобы по ним
ходили. Я захватил еще горсть, положил на стол, разгладил осторожно,
взглянул -- и... засмеялся.
Раньше я этого не знал -- теперь знаю, и вы это знаете: смех бывает
разного цвета. Это -- только далекое эхо взрыва внутри вас: может быть --
это праздничные, красные, синие, золотые ракеты, может быть -- взлетели
вверх клочья человеческого тела...
На талонах мелькнуло совершенно незнакомое мне имя. Цифр я не запомнил
-- только букву: Ф. Я смахнул все талоны со стола на пол, наступил на них --
на себя каблуком -- вот так, так -- и вышел...
Сидел в коридоре на подоконнике против двери -- все чего-то ждал, тупо,
долго. Слева зашлепали шаги. Старик: лицо -- как проколотый, пустой, осевший
складками пузырь -- и из прокола еще сочится что-то прозрачное, медленно
стекает вниз. Медленно, смутно понял: слезы. И только когда старик был уже
далеко -- я спохватился и окликнул его:
-- Послушайте -- послушайте, вы не знаете: нумер I-330..
Старик обернулся, отчаянно махнул рукой и заковылял дальше...
В сумерках я вернулся к себе, домой. На западе небо каждую секунду
стискивалось бледно-синей судорогой -- и оттуда глухой, закутанный гул.
Крыши усыпаны черными потухшими головешками: птицы. Я лег на кровать -- и
тотчас же зверем навалился, придушил меня сон...

Запись 38-я.

Конспект:

(НЕ ЗНАЮ, КАКОЙ. МОЖЕТ БЫТЬ, ВЕСЬ КОНСПЕКТ -- ОДНО: БРОШЕННАЯ
ПАПИРОСКА.)

Очнулся -- яркий свет, глядеть больно. Зажмурил глаза. В голове --
какой-то едучий синий дымок, все в тумане, И сквозь туман:
"Но ведь я не зажигал свет -- как же..."
Я вскочил -- за столом, подперев рукою подбородок, с усмешкой глядела
на меня I...
За тем же самым столом я пишу сейчас. Уже позади эти десять --
пятнадцать минут, жестоко скрученных в самую тугую пружину. А мне кажется,
что вот только сейчас закрылась за ней дверь, и еще можно догнать ее,
схватить за руки -- и, может быть, она засмеется и скажет...
I сидела за столом. Я кинулся к ней.
-- Ты, ты! Я был -- я видел твою комнату -- я думал, ты -- --
Но на полдороге наткнулся на острые, неподвижные копья ресниц,
остановился. Вспомнил: так же она взглянула на меня тогда, на "[Интеграле]".
И вот надо сейчас же все, в одну секунду, суметь сказать ей -- так, чтобы
поверила -- иначе уж никогда...
-- Слушай, I, -- я должен... я должен тебе все... Нет, нет, я сейчас --
я только выпью воды...
Во рту -- сухо, все как обложено промокательной бумагой. Я наливал воду
-- и не могу: поставил стакан на стол и крепко взялся за графин обеими
руками.
Теперь я увидел: синий дымок -- это от папиросы. -- Она поднесла к
губам, втянула, жадно проглотила дым -- так же, как я воду, и сказала:
-- Не надо. Молчи. Все равно -- ты видишь: я все-таки пришла. Там,
внизу -- меня ждут. И ты хочешь, чтоб эти наши последние минуты...
Она швырнула папиросу на пол, вся перевесилась через ручку кресла назад
(там в стене кнопка, и ее трудно достать) -- и мне запомнилось, как
покачнулось кресло и поднялись от пола две его ножки. Потом упали шторы.
Подошла, обхватила крепко. Ее колени сквозь платье -- медленный,
нежный, теплый, обволакивающий все яд...
И вдруг... Бывает: уж весь окунулся в сладкий и теплый сон -- вдруг
что-то прокололо, вздрагиваешь, и опять глаза широко раскрыты... Так сейчас:
на полу в ее комнате затоптанные розовые талоны. и на одном: буква Ф и
какие-то цифры... Во мне они -- сцепились в один клубок, и я даже сейчас не
могу сказать, что это было за чувство, но я стиснул ее так, что она от боли
вскрикнула...
Еще одна минута -- из этих десяти или пятнадцати, на ярко-белой подушке
-- закинутая назад с полузакрытыми глазами голова; острая, сладкая полоска
зубов. И это все время неотвязно, нелепо, мучительно напоминает мне о
чем-то, о чем нельзя, о чем сейчас -- не надо. И я все нежнее, все жесточе
сжимаю ее -- все ярче синие пятна от моих пальцев...
Она сказала (не открывая глаз -- это я заметил) :
-- Говорят, ты вчера был у Благодетеля? Это правда?
-- Да, правда.
И тогда глаза распахнулись -- и я с наслаждением смотрел, как быстро
бледнело, стиралось, исчезало ее лицо: одни глаза.
Я рассказал ей все. И только -- не знаю почему... нет, неправда, знаю
-- только об одном промолчал -- о том, что Он говорил в самом конце, о том,
что я им был нужен только...
Постепенно, как фотографический снимок в проявителе, выступило ее лицо:
щеки, белая полоска зубов, губы. Встала, подошла к зеркальной двери шкафа.
Опять сухо во рту. Я налил себе воды, но пить было противно -- поставил
стакан на стол и спросил:
-- Ты за этим и приходила -- потому что тебе нужно было узнать?
Из зеркала на меня -- острый, насмешливый треугольник бровей,
приподнятых вверх, к вискам. Она обернулась что-то сказать мне, но ничего не
сказала.
Не нужно. Я знаю.
Проститься с ней? Я двинул свои -- чужие -- ноги, задел стул -- он упал
ничком, мертвый, как там -- у нее в комнате. Губы у нее были холодные --
когда-то такой же холодный был пол вот здесь, в моей комнате возле кровати.
А когда ушла -- я сел на пол, нагнулся над брошенной ее папиросой, --
Я не могу больше писать -- я не хочу больше!

Запись 39-я.

Конспект:

КОНЕЦ.

Все это было как последняя крупинка соли, брошенная в насыщенный
раствор: быстро, колючась иглами, поползли кристаллы, отвердели, застыли. И
мне было ясно: все решено -- и завтра утром я сделаю это. Было это то же
самое, что убить себя -- но, может быть, только тогда я и воскресну. Потому
что ведь только убитое и может воскреснуть.
На западе, ежесекундно в синей судороге содрогалось небо. Голова у меня
горела и стучала. Так я просидел всю ночь и заснул только часов в семь утра,
когда тьма уже втянулась, зазеленела и стали видны усеянные птицами
кровли...
Проснулся: уже десять (звонка сегодня, очевидно, не было). На столе --
еще со вчерашнего -- стоял стакан с водой. Я жадно выглотал воду и побежал:
мне надо было все это скорее, как можно скорее.
Небо -- пустынное, голубое, дотла выеденное бурей. Колючие углы теней,
все вырезано из синего осеннего воздуха -- тонкое -- страшно притронуться:
сейчас же хрупнет, разлетится стеклянной пылью. И такое -- во мне: нельзя
думать, не надо думать. не надо думать, иначе -- --
И я не думал, даже, может быть, не видел по-настоящему, а только
регистрировал. Вот на мостовой -- откуда-то ветки, листья на них зеленые,
янтарные, малиновые. Вот наверху -- перекрещиваясь, мечутся птицы и аэро.
Вот -- головы, раскрытые рты, руки машут ветками. Должно быть, все это орет,
каркает, жужжит...
Потом -- пустые, как выметенные какой-то чумой, улицы. Помню:
споткнулся обо что-то нестерпимо мягкое, податливое и все-таки неподвижное.
Нагнулся: труп. Он лежал на спине, раздвинув согнутые ноги, как женщина.
Лицо...
Я узнал толстые, негрские и как будто даже сейчас еще брызжущие смехом
губы. Крепко зажмуривши глаза, он смеялся мне в лицо. Секунда -- я
перешагнул через него и побежал -- потому что я уже не мог, мне надо было
сделать все скорее, иначе -- я чувствовал -- сломаюсь, прогнусь, как
перегруженный рельс...
К счастью -- это было уже в двадцати шагах, уже вывеска -- золотые
буквы "Бюро Хранителей". На пороге я остановился, хлебнул воздуху, сколько
мог -- и вошел.
Внутри, в коридоре -- бесконечной цепью, в затылок, стояли нумера, с
листками, с толстыми тетрадками в руках. Медленно подвигались на шаг, на два
-- и опять останавливались.
Я заметался вдоль цепи, голова расскакивалась, я хватал их за рукава, я
молил их -- как больной молит дать ему скорее чего-нибудь такого, что
секундной острейшей мукой сразу перерубило бы все.
Какая-то женщина, туго перетянутая поясом поверх юнифы, отчетливо
выпячены два седалищных полушара, и она все время поводила ими по сторонам,
как будто именно там у нее были глаза. Она фыркнула на меня:
-- У него живот болит! Проводите его в уборную -- вон, вторая дверь
направо...
И на меня -- смех: и от этого смеха что-то к горлу, и я сейчас закричу
или... или...
Вдруг сзади кто-то схватил меня за локоть. Я обернулся: прозрачные,
крылатые уши. Но они были не розовые, как обыкновенно, а пунцовые: кадык на
шее ерзал -- вот-вот прорвет тонкий чехол.
-- Зачем вы здесь? -- спросил он, быстро ввинчиваясь в меня.
Я так и вцепился в него:
-- Скорее -- к вам в кабинет... Я должен все -- сейчас же! Это хорошо,
что именно вам... Это может быть ужасно, что именно вам, но это хорошо, это
хорошо...
Он тоже знал [ее], и от этого мне было еще мучительней, но, может быть,
он тоже вздрогнет, когда услышит, и мы будем убивать уже вдвоем, я не буду
один в эту последнюю мою секунду...
Захлопнулась дверь. Помню: внизу под дверью прицепилась какая-то
бумажка и заскребла на полу, когда дверь закрывалась, а потом, как колпаком,
накрыло какой-то особенной, безвоздушной тишиной. Если бы он сказал хоть
одно слово -- все равно какое -- самое пустяковое слово, я бы все сдвинул
сразу. Но он молчал.
И, весь напрягшись до того, что загудело в ушах, -- я сказал (не
глядя):
-- Мне кажется -- я всегда ее ненавидел, с самого начала. Я боролся...
А впрочем -- нет, нет, не верьте мне: я мог и не хотел спастись, я хотел
погибнуть, это было мне дороже всего... то есть не погибнуть, а чтобы она...
И даже сейчас -- даже сейчас, когда я уже все знаю... Вы знаете, вы знаете,
что меня вызывал Благодетель?
-- Да, знаю.
-- Но то, что Он сказал мне... Поймите же -- это вот все равно, как
если сейчас выдернуть из-под вас пол -- и вы со всем, что вот тут на столе
-- с бумагой, чернилами... чернила выплеснутся -- и все в кляксу...
-- Дальше, дальше! И торопитесь. Там ждут другие.
И тогда я -- захлебываясь, путаясь -- все, что было, все, что записано
здесь. О себе настоящем и о себе лохматом, и то, что она сказала тогда о
моих руках -- да, именно с этого все и началось, -- и как я тогда не хотел
исполнить свой долг, и как обманывал себя, и как она достала подложные
удостоверения, и как я ржавел день ото дня, и коридоры внизу, и как там --
за Стеною...
Все это -- несуразными комьями, клочьями -- я захлебывался, слов не
хватало. Кривые, двояко-изогнутые губы с усмешкой пододвигали ко мне нужные
слова -- я благодарно кивал: да, да... И вот (что же это?) -- вот уже
говорит за меня он, а я только слушаю: "Да, а потом... Так именно и было,
да, да!"
Я чувствую, как от эфира -- начинает холодеть вот тут, вокруг ворота, и
с трудом спрашиваю:
-- Но как же -- но этого вы ниоткуда не могли...
У него усмешка -- молча -- все кривее... И затем:
-- А знаете -- вы хотели кой-что от меня утаить, вот вы перечислили
всех, кого заметили там за Стеной, но одного забыли. Вы говорите -- нет? А
не помните ли вы, что там мельком, на секунду, -- вы видели там... меня? Да,
да: меня.
Пауза.
И вдруг -- мне молнийно, до головы, бесстыдно ясно: он -- он тоже их...
И весь я, все мои муки, все то, что я, изнемогая, из последних сил принес
сюда, как подвиг -- все это только смешно, как древний анекдот об Аврааме и
Исааке. Авраам -- весь в холодном поту -- уже замахнулся ножом над своим
сыном -- над собою -- вдруг сверху голос: "Не стоит! Я пошутил..."
Не отрывая глаз от кривеющей все больше усмешки, я уперся руками о край
стола, медленно, медленно вместе с креслом отъехал, потом сразу -- себя
всего -- схватил в охапку -- и мимо криков, ступеней, ртов -- опрометью.
Не помню, как я очутился внизу, в одной из общественных уборных при
станции подземной дороги. Там, наверху, все гибло, рушилась величайшая и
разумнейшая во всей истории цивилизация, а здесь -- по чьей-то иронии -- все
оставалось прежним, прекрасным. И подумать: все это -- осуждено, все это
зарастет травой, обо всем этом -- будут только "мифы"...
Я громко застонал. И в тот же момент чувствую -- кто-то ласково
поглаживает меня по плечу.
Это был мой сосед, занимавший сиденье слева. Лоб -- огромная лысая
парабола, на лбу желтые неразборчивые строки морщин. И эти строки обо мне.
-- Я вас понимаю, вполне понимаю, -- сказал он. -- Но все-таки
успокойтесь: не надо. Все это вернется, неминуемо вернется. Важно только,
чтобы все узнали о моем открытии. Я говорю об этом вам первому: я вычислил,
что бесконечности нет!
Я дико посмотрел на него.
-- Да, да, говорю вам: бесконечности нет. Если мир бесконечен, то
средняя плотность материи в нем должна быть равна нулю. А так как она не
нуль -- это мы знаем, -- то, следовательно, Вселенная -- конечна, она
сферической формы и квадрат вселенского радиуса, у^2 = средней плотности,
умноженной на... Вот мне только и надо -- подсчитать числовой коэффициент, и
тогда... Вы понимаете: все конечно, все просто, все -- вычислимо; и тогда мы
победим философски, -- понимаете? А вы, уважаемый, мешаете мне закончить
вычисление, вы -- кричите...
Не знаю, чем я больше был потрясен: его открытием или его твердостью в
этот апокалипсический час: в руках у него (я увидел это только теперь) была
записная книжка и логарифмический циферблат. И я понял: если даже все
погибнет, мой долг (перед вами, мои неведомые, любимые) -- оставить свои
записки в законченном виде.
Я попросил у него бумагу -- и здесь я записал эти последние строки...
Я хотел уже поставить точку -- так, как древние ставили крест над
ямами, куда они сваливали мертвых, но вдруг карандаш затрясся и выпал у меня
из пальцев...
-- Слушайте, -- дергал я соседа. -- Да слушайте же, говорю вам! Вы
должны -- вы должны мне ответить: а там, где кончается ваша конечная
Вселенная? Что там -- дальше?
Ответить он не успел; сверху -- по ступеням -- топот -- --

Запись 40-я.

Конспект:

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Млад спешите подвергнуться великой операции
Конечно
Тысячу лет тому назад ваши героические предки покорили власти единого государства весь земной шар государства совершенно

сайт копирайтеров Евгений