<<< ΛΛΛ >>>
лирики и действия, драмы и оды, полагая, что совершенство требует полного
обзора явлений. Эта школа, которую я назвал бы литературным эклектизмом,
требует изображения мира таким, каков он есть: образы и идеи, идея в образе
или образ в идее, движение и мечтательность. Вальтер Скотт вполне
удовлетворил эти эклектические натуры.
Какая школа выше? Не знаю. Я не хотел бы, чтобы из этого естественного
различия извлекали насильственные выводы. Так, я не думал, что какой-нибудь
поэт из школы образов лишен идей или другой поэт из школы идей не умеет
создавать прекрасные образы. Эти три формулы относятся только к общему
впечатлению от творчества поэтов, к форме, в которую писатель отливает свою
мысль, к направлению его ума. Всякий образ соответствует какой-нибудь идее,
или, точнее, чувству, которое является совокупностью идей, но идея не всегда
приводит к образу. Идея требует последовательной работы мысли, которая
доступна не всем умам. Зато образ по существу своему популярен, его легко
понять. Представьте, что "Собор Парижской Богоматери" Виктора Гюго появился
одновременно с "Манон Леско"; "Собор" привлек бы массы гораздо быстрее, чем
"Манон", и показался бы выше ее тем, кто преклоняется перед Vox populi.
Однако ж, в каком бы жанре ни было написано произведение, оно остается
<<< ΛΛΛ >>>
Господин шатобриан говорил в предисловии к одиннадцатому изданию говорил предисловии чувство Главенствующий его закон единствокомпозиции неизбежна названию Бальзак О. Этюд о Бейле классической литературы 2 сфинкса
|