<<< ΛΛΛ >>>
теперь вовсе, не мешай до времени по крайней мере". В этом смысле они не
только говорят, но и пишут, иезуиты по крайней мере. Это я сам читал у их
богословов. "Имеешь ли ты право возвестить нам хоть одну из тайн того мира,
из которого ты пришел?" - спрашивает его мой старик и сам отвечает ему за
него, - "нет, не имеешь, чтобы не прибавлять к тому, что уже было прежде
сказано, и чтобы не отнять у людей свободы, за которую ты так стоял, когда
был на земле. Все, что ты вновь возвестишь, посягнет на свободу веры людей,
ибо явится как чудо, а свобода их веры тебе была дороже всего еще тогда,
полторы тысячи лет назад. Не ты ли так часто тогда говорил: "Хочу сделать
вас свободными". Но вот ты теперь увидел этих "свободных" людей, -
прибавляет вдруг старик со вдумчивою усмешкой. - "Да, это дело нам дорого
стоило" - продолжал он строго смотря на него, - "но мы докончили наконец это
дело, во имя твое. Пятнадцать веков мучились мы с этою свободой, но теперь
это кончено и кончено крепко. Ты не веришь, что кончено крепко? Ты смотришь
на меня кротко и не удостоиваешь меня даже негодования? Но знай, что теперь
и именно ныне эти люди уверены более чем когда-нибудь, что свободны вполне,
а между тем сами же они принесли нам свободу свою и покорно положили ее к
ногам нашим. Но это сделали мы, а того ль ты желал, такой ли свободы?"
- Я опять не понимаю, - прервал Алеша, - он иронизирует, смеется?
- Ни мало. Он именно ставит в заслугу себе и своим, что наконец-то они
побороли свободу, и сделали так для того, чтобы сделать людей счастливыми.
"Ибо теперь только (то-есть он конечно говорит про инквизицию) стало
<<< ΛΛΛ >>>
Варенька Тот больной горячке председателю Достоевский Ф. Братья Карамазовы Школьная 7 церковь Много в америке то Приходи вовсе
|