Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

релах и тяжелом ручном огнестрельном оружии. Несмотря на распространение последнего, самострел использовался еще долго, хотя и утрачивал постепенно то значение, которое придавалось ему в XIV веке (император Карл IV в 1355 году наделил изготовителей самострелов особыми привилегиями).
До формирования упомянутых полков состав германского войска был таким же, как во Франции и Англии до организации там таких же постоянных войск. Императорские военные силы состояли из конного имперского рыцарства с его вассалами, а также конными служилыми людьми.
В  XIV  веке  появились наемные   ратники,   которыми   с   тех пор усиливали войско, по крайней   мере   в   военное   время.   В германских землях эти наемники   нашли  радушный  прием  не только у отдельных владетелей, но  и у городских  общин, которые усиливали ими свои войска. Начиная с  1368 года город Аугс-бург, а за ним и другие города, такие как Нюрнберг, Франкфурт и пр., очень часто брали себе на службу наемные отряды, что оформлялось через обязательства, даваемые обеими сторонами.
Если несколько рыцарей со своими вассалами объединялись для общей цели, то каждый вооружался по своему усмотрению. Рыцари, составлявшие отдельные общества или товарищества, для каждого такого общества выбирали какой-нибудь отличительный знак.
Например, во время войны между вюртембергским дворянством и швабскими городами в 1374 г. в Кенигсгофенской хронике об этом говорилось следующее: «...в Швабии и на Рейне владетели, рыцари и вассалы образовали много союзов и обществ. Одни назвались обществом святого Георгия, другие — обществом святого Вильгельма, третьи —  обществом Пантеры или Льва.
Каждый общинник носил на своей одежде серебряную или золотую пантеру, или льва, или другой знак, избранный обществом, к которому он  принадлежал».
Не всякому гражданину предоставлялось право постоянно носить при себе  оружие. Хотя  вследствие  постоянных  притеснений,
106


Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия
испытываемых городами со стороны дворянства, обычай носить оружие стал общим, частые злоупотребления, возникавшие из-за этого, вызвали необходимость ограничить это право законным постановлением.
Во многих больших городах уже в первой половине XIV в. местным гражданам запрещалось носить оружие в мирное время. Это запрещение касалось кинжалов, карманных ножей, как и другого оружия.
В 1328 г. архиепископ Фридрих III Зальцбургский объявил, что «если узнают, что кто-то носит нож или другое оружие, то он лишается милости и должен быть задержан как опасный человек». Такое же запрещение было обнародовано Магнусом Эриком в Швеции в 1347 г. В нем простому народу запрещалось ношение любого оружия, кроме хлебного ножа, и только мастерам разрешалось пользоваться мечом, щитом, шлемом и панцирем.
Запрещены были кинжалы, лук, стрелы, пики и короткие кинжа-лообразные поясные ножи. В 1483 г. король И о а н н издал указ, по которому в Копенгагене никто не должен был ходить или ездить верхом со взведенным самострелом в руках.
Но в XV в. в этом отношении стали снисходительнее, как и в отношении одежды. Постепенно было допущено столько исключений, что надзор за пунктами, не подходившими под них, стал очень затруднителен. Еще в  1446 г. в Ульме и почти одновременно в Аугсбур-
ге  право  носить  мечи  и  длинные  ножи  было  оставлено  только  за ратсгерами  и их служителями.

107

Г. Вейс. История культуры народов мира
В конце столетия Ульмский магистрат разрешил носить ножи «судьям и городовому секретарю, управляющему податными сборами, служителям думы, служителям бургомистров, служащим дворянам и их слугам, конным городским служителям, гробовщикам, мерильщикам зернового хлеба, киповязам (во в р е м я работы), д в о р е ц к и м , главным конюшим, привратникам, извозчикам, обозникам и даже содержателям домов  терпимости»,
* * *
Одежда духовенства придерживалась границ, предписанных общими литургическими постановлениями римской церкви. Любое отступление от них не только строго запрещалось, но даже судилось церковным судом почти наравне со своевольным изменением порядка богослужения. Так же строго преследовалось нарушение предписаний относительно монашествующего духовенства и внеслужебного поведения священников, что, впрочем, не мешало низшему духовенству, многочисленному в Германии, многое позволять себе в отношении одежды, не уступая своим собратьям в Англии и во Франции.

До  наших дней дошли  некоторые  предметы  утвари конца    XV   столетия.    Это   ценные   металлические предметы,   почти    исключительно    церковные.   Утварь,  сделанная   из  менее   прочных  материалов,  в особенности  утварь  нецерковная,  не  сохранилась, так что о ней мы можем судить только по описаниям   и   изображениям.  Подробные  описания  содержатся  в  инвентарных описях некоторых государей XIV   и   XV  столетий,   но   по   ним   трудно   составить представление   о   формах    утвари.    Об    изменении этих форм можно догадаться по изменениям архитектурного   стиля. Готический стиль, возникший в конце XII  в. в Северной Франции, в течение следующего столетия распространился почти по всей Европе. Этот стиль, существенно повлиявший на формы утвари, сохранил свое значение и после XVI столетия. В противоположность тяжелым формам предшествовавшего романского стиля готические постройки  отличались легкостью  и стройностью, благодаря  применению остродужной арки в сочетании со стрельчатыми, разнообразно расчлененными колоннами и растительными орнаментами.
Видоизменения стиля определились уже при его возникновении. Появившись в Северной Франции, он прежде всего был перенесен в Англию, но в обеих странах довольно долго оставался на сравнительно низкой ступени развития.
В Южной Франции и Италии оно задерживалось попытками связать его с господствовавшим до этого романским стилем или (преимущественно в Италии) с древнеримскими формами. В Испании в готику пытались ввести элементы древнемавританского стиля, хотя бы только в качестве орнамента. В Восточной Европе готический стиль распространялся очень медленно, а в России и вовсе не нашел применения.
Основные черты готического стиля определили его дальнейшее развитие. Это касается не только строительных конструкций, но и обработки орнамента, его форм и распределения. До начала XIV в. все ограничивалось повторением наиболее простых элементов сти-
109

Г. Вейс. История культуры народов мира
ля или их видоизменений. Но уже к концу XIV в. вместе с пробуждением индивидуального самосознания начинает развиваться свободное, самостоятельное творчество. Обработка материалов стала более   художественной.
Возникали новые формы, а старые совершенствовались. Особое значение приобретает орнамент, который становится гораздо свободнее и разнообразнее. Это относилось как к растительному орнаменту, в котором преобладали лиственные сплетения, так и к орнаменту из геометрических фигур, соединенных в сложные узоры. К этим двум разновидностям орнамента стали присоединять различные фигуры, нередко очень причудливые, возникшие в воображении художника, и, кроме того, фигуры людей и животных, отдельно и группами.


Успехам ремесел способствовало и развитие общественной жизни, которая  с  начала  XIV  в.  становится  все сложнее. Постоянное увеличение городского населения,  рост его  благосостояния     совершенно     изменили строй городской жизни, сделав отношения горожан намного разнообразнее.   Рост  городов   происходит  также за счет землевладельцев, покидавших свои усадьбы и замки. Даже правители со своими дворами стали  переселяться в крупные города на постоянное  жительство. Жизнь все больше сосредоточивалась в городе и доме, вырабатывался новый взгляд на дом, семью, быт. П р е ж н я я простота образа жизни, созданная и поддерживаемая старинным обычаем вести активную   жизнь   вне   дома,   постепенно   заменилась   стремлением   к удобной и приятной домашней обстановке.
Особую художественную ценность представляли изделия золотых дел мастеров. Так было в Италии и Испании, в Англии и Германии, а особенно во Франции, где золотых дел мастера играли важную роль уже в XIII веке, когда после смерти Людовика Святого роскошь начала быстро усиливаться.
Во второй половине XIV в. золотых дел мастера достигли такого совершенства в изобретении новых форм и изящной отделке вещей (в том числе драгоценными камнями), что почти не имели соперников, кроме итальянских мастеров, которые заботились преимущественно о чистоте форм и художественности исполнения, применяя давно известную в Италии финифтяную живопись.
Во Фландрии славились Брюгге и Гент, в Германии — Нюрнберг, Аугсбург и Ульм, к которым скоро присоединились Вена и Прага, благодаря поддержке императора Карла IV большого любителя драгоценной церковной утвари. В Испании золотые и серебряные вещи производились главным образом в Толедо, Мадриде, Севилье и Гранаде, но эти произведения до середины XV в. носили сильный

Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия

отпечаток древнемавританского вкуса. В Англии это ремесло, перенесенное, вероятно, из Франции, приживалось очень слабо и процветало только в Лондоне.
В тесной связи с золотых дел мастерством совершенствовалась финифтяная живопись, преимущественно в Италии. К известным уже техническим приемам, перенесенным туда с Востока в IX в., в середине XIV в. прибавился новый, вскоре тоже ставший всеобщим. Старинный способ состоял в том, что на металлической поверхности, на которой предполагалось воспроизвести финифтяный рисунок, его контуры выкладывались узкими металлическими полосками, поставленными ребром, или глубоко вырезались, а образовавшиеся углубления затем заливались цветным стекольным сплавом (непрозрачным).


С таким же успехом развивается производство стеклянных изделий, в основном в Италии. Оно было перенесено сюда с Востока переселившимися греками. Главным местом стекольного производства была Венеция, откуда после пожара, случившегося в конце столетия, оно было переведено на остров Мурано и там получило дальнейшее  развитие.
Резьба по слоновой кости, служившая до сих пор главным образом для украшения церковной утвари и потому воспроизводившая лишь орнаменты и священные предметы, стала теперь все чаще применяться для воссоздания светских сюжетов, преимущественно любовных сцен или подвигов какого-нибудь сказочного героя.
Особое развитие получили в это время всякого рода деревянные работы, начиная с ваяния и резьбы и до изготовления предметов домашнего обихода — мебели и утвари. Между этими работами почти не было различия, они так тесно соприкасались между собой, что взаимно дополняли друг друга.
В работах другого разряда — столярных, форма которых определялась их назначением, изобретательность и художественные стремления могли проявляться только в украшениях. Но именно в этом мастера и стремились превзойти друг друга. Формы для украшений заимствовали главным образом из архитектуры, однако образцам не подражали, а самостоятельно перерабатывали их и связывали в одно законченное целое.
В это же время был изобретен новый способ скрепления отдельных частей изготовляемой мебели, отличающийся особенной прочностью. До сих пор в вещах больших размеров, например, шкафах, сундуках и
111

Г. Вейс. История культуры народов мира


 

т. п., доски скрепляли вместе, накладывая на швы между ними желобчатые полоски, а сзади поперечины, и затем обклеивали сверху полотном или пергаментом. Это не избавляло от трещин, как бы хорошо дерево ни было высушено. Кузнечное, медное и литейное мастерство тоже шло вперед, постоянно обогащаясь новыми изобретениями. Были усовершенствованы мехи, увеличен рабочий снаряд и обеспечено дальнейшее развитие формования благодаря изобретению новых способов снимания, закрепления и повторения форм.
Медники продолжали заниматься изготовлением сосудов, стараясь придавать им, как и другим изделиям, все более сложные и, по возможности, красивые формы. Даже простая обиходная медная посуда украшалась каким-нибудь орнаментом, хотя и грубым. Только небольшие бронзовые сосуды в виде различных фантастических животных, уже с XII.в. изготовлявшиеся преимущественно в Германии, сохранили усвоенную ими форму.
Литейные мастера расширили свои возможности тем, что, кроме надгробий, большей частью с углубленными орнаментами и фигурами, и различной церковной утвари, стали изготовлять в постоянно возраставшем количестве и нецерковную утварь, даже комнатную мебель, в особенности разных фасонов стулья.
Оловянные изделия изготавливались преимущественно в Германии, в особенности в Аугсбурге и Нюрнберге, которые были главными центрами этой промышленности (рис. 106, оловянная кружка работы Каспара Эндтерлейна). Известность здешних оловянников постоянно возрастала благодаря их умению придать олову твердость за счет добавления к нему других металлов и способности вытачивать круглую посуду на особых, для этой цели устроенных станках. Даже кузнечное мастерство усовершенствовалось некоторыми новыми приемами.
В тканье ковров приобрели всемирную известность большие фландрские города — Валансьен, Турн, Брюссель и Аррас, по имени которого с середины XIV в. и ковры стали называться арацца. Выши-
112


Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия
вание процветало преимущественно в Англии, а производство кожаных изделий — во Франции, Германии, Италии и Испании.
До самого конца XIV в. церковная утварь продолжала занимать первое место по своему богатству и художественному исполнению. Изготовление этой утвари оказалось как бы высшей точкой в развитии разного типа ремесел. Это обстоятельство имело влияние и на формы нецерковной утвари.
Священные сосуды оставались и впредь главным предметом, на котором золотых дел мастера совершенствовались в изобретательности и искусстве. Между мастерами началось как бы соперничество, которое привело к блестящим результатам, так как их усилия поощрялись не только духовенством, но и некоторыми правителями, как, например, в Германии императором Карлом IV
Основные формы священных сосудов почти не допускали изменений. Тем тщательней заботились мастера об отделке сосудов украшениями и, не отступая от господствующего вкуса, достигали в ней все большей свободы. Образцы украшений они еще более активно заимствовали в архитектуре и все с большей самостоятельностью перерабатывали их в разнообразные сочетания с данной основной формой.
Сосуды, по назначению своему не допускавшие архитектурных украшений, например, патена (плоское блюдце для облаток), фистула или сифон (трубочка или рожок для принятия освященного вина) и др., сохранили традиционную отделку. Патена, уменьшенная до того, что она делалась немного шире устья чаши, которую ею накрывали, обыкновенно не имела никаких украшений, кроме креста,


113

выгравированного  посредине.

Г. Вейс. История культуры народов мира


 

Другие блюда и поддоны получили более изящную форму и более богатую отделку, преимущественно лиственными орнаментами и арабесками, иногда с добавлением человеческих и звериных фигур.
Сифоны стали тоже красивее: горло делалось круглым или многогранным, ручкам обычно придавали форму я щ е р и ц или форму слегка выгнутых валиков. Разного рода кувшины и кружки пока сохраняли свои прежние формы, но отдельные их части (ручки, горло) стали разнообразнее и изысканнее (рис. 104, 105), а подставкам придавали форму круглых розеток.
Чашам для святых даров стали придавать яйцевидную, заостренную книзу форму, так что в сравнении с прежними они стали глубже и уже. Стенки их оставляли без украшений, но подножка представляла произведение искусства. Особенно богатые чаши украшали эмалью, филигранью и драгоценными камнями.
Из   существующих   форм   кадила   —   прорезного  шара с  фигурными украшениями или какого-нибудь здания  — стали предпочитать последнюю, соотнося ее с господствующим    архитектурным    стилем. Особенно   богатым   кадилам   чаще всего придавали форму башни, окруженной   небольшими   угловыми башенками, и  украшали  нишами, розетками,  небольшими  фигурками и красивой резьбой. Простые кадила отделывали в виде восьмисторонних фонариков с фронтонами и остродужными арками, между которыми размещались дымовые отверстия.
Дарохранительницы, впервые введенные около 1330 г., получали преимущественно архитектурную отделку. Их делали из стекла или хрусталя и придавали чечевицеобразную или цилиндрическую форму, окружая рядом возвышающихся над ними стрельчатых столбиков и башенок, соединенных между собой перемычками.
114

Великие христианские государства. Англия, Франция, Германия

 

Верхняя часть дарохранительницы украшалась различными лиственными орнаментами, розетками и круглыми фигурками (рис. 108). Нижняя ее часть и подножка отделывались так же, как и подножка чаш. Описанная форма не исключала, конечно, и других, но была самой любимой, а в отношении отделки — образцовой для другой священной утвари, преимущественно  креста.


Рнс. 109

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Солонкам придавали форму бокалов на короткой ножке
Была завещана рыцарскими традициями
История культуры народов мира nbsp
Грубой материи

сайт копирайтеров Евгений