Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

3 Цит. по: Поэзия крестьянских праздников. Сост. И. И. Земцов-ского. Л., 1970, с. 480—481. Здесь же приводится еще одна купальская песня с эротическим подтекстом, записанная также на западе России — на Псковщине. Обратим еще раз внимание на то, что купальский обряд, описанный в послании Панфила, также относится к Пскову.

249

содержит песен откровенно непристойных (смеем предположить, что не в силу их отсутствия, а сугубо по цензурным соображениям), однако широко представляет эротическую тематику купальских песен. Не имея возможности их цитировать в рамках небольшой вступительной заметки, назовем лишь наиболее характерные мотивы: потеря девушкой «венка» в купальскую ночь (№ 222), сексуальное насилие и коитус (№ 266, 402—404), скотоложество (№507 — 509), совокупление с волком (№ 570)1, а также весьма откровенное сопоставление коитуса со стариком и коитуса с молодьпм (№ 529). К названным сюжетам примыкают и купальские балладь1 об инцесте брата и сестры (№598—608), известные и по нескольким русским вариантам2. Купальские песни, намекающие на сексуальные вольности, можно встретить и в украинском обрядовом фольклоре:

На Купайла, на Ивана Вишла диука гарно убрана, Уси люди дивуюца, С ким она любуеца. Один хлопиц одызвался, А на ней постарауся3.

Эротизм, как можно предположить, был некогда присущ и белорусской купальской обрядности. На Мо-гилевщине, например, на Купалу принято было наряжать «деда» и «бабу», которые вели себя весьма свободно: целовались, обнимались, а «дед» преследовал девушек и пытался целовать их всех без разбору4. Там лее был записан Г. В. Тавлай шутливый обычай подбрасывать на Купалу в чужие дома куколок с запиской «подарок от Ивана Купалы»5. Эротический аспект купальских обрядов находит продолжение и в весьма развитой системе ритуалов и магических практик, посвященных

1 Ср. варианты № 1, 1а в публикации Л. М. Винарчик и № 10 в публикации Е. В. Миненок.

2 См.: Поэзия крестьянских праздников, № 677, 678.

3 Полесский архив Института славяноведения и балканистики РАН. Зап. М. Р. Павловой в с. Червоная Волока Луганского р-на Житомирской обл. в 1985 году.

4 Тавлай Г. В. Белорусское купалье. Обряд, песня. Минск, 1986, с. 158.

5 Там же, с. 20.

250

любовной и матримониальной тематике: это ритуальное осуждение неженатой молодежи, чествование молодоженов, обычай приходить к купальскому костру парами (жених и невеста), запрет прыгать через купальский костер тем, кто не женат или вдов, обычай перепрыгивать через костер парами, что — в случае успеха — должно было способствовать удачному браку, любовная магия и, наконец, девичьи гадания о суженом1.

Собственно нее в России обряды, включающие элементы эротики, были обычно приурочены к троицким праздникам и Петровскому заговенью, о чем сообщал еще Стоглав. Многословное описание такого игрища в день Вознесения находим в челобитной нижегородских священников 1636 года: «В шестый четверток по Пасце на празник Вознесения Христова тако не проти-вляются празнику Христова Вознесения. В Печерскои монастыр ходят (...) из града мужи и жены, из сел и из деревен съежются, а корчмиты (...) с кабаками и со всякими пьяными пит [и] и, а игрецы и медведчики и скомороси з бесовскими оружии, и собравси (...) к тому Печерскому монастырю, и мнятся празновати сицевым образом: медьетчики с медведи и плясовыми псицами, а скомороси и игрецы с личинами и с позорными блудными орудии, з бубнами и с сурнами и со всякими сатанинскими блудными прелесми, и злыя (...) прелести бесовския деюще, пьянъетвующе, пляшуще и в бубны бъюще и в сурны ревуще и в личинах ходяще, и срамныя в руках носяще, и ина неподобная деюще, их нее как сатана научил противитись празнику Вознесению Христову»2.

Некоторые свидетельства об эротических обрядах троицкого цикла можно найти и в более поздних публикациях. Значительная их часть так или иначе связана с Ярилой — мифологическим персонажем, празднование в честь которого происходило в России (а также, вероятно, и кое-где на Украине) в первый понедельник

1 ТавлайГ. В. Белорусское купалье. Обряд, песня, с. 19—21.

2 Рождественский Н. В. К истории борьбы с церковными беспорядками, отголосками язычества и пороками в русском быту XVII в. (Челобитная нижегородских священников 1636 года в связи с первоначальной деятельностью Ивана Неронова).— Чтения в Обществе истории и древностей российских. М., 1902, кн. 2, отд. IV, смесь, с. 26-27.

251

Иетровского поста, через неделю после Троицы1. О Яри-ле и воронежском празднике в честь него упоминается в послании св. Тихона Задонского от 1765 года. В этот день в городе всем миром избирался на роль Ярилы человек, которого украшали цветами и лентами, обвешивали колокольчиками и надевали на голову колпак. «В таком наряде под именем Ярилы ходил он, пляшучи, по площади в сопутствовании народа обоего пола»2. Особое возмущение вызывало у Тихона Задонского сопровождавшее это гуляние «плясание жен пьяных с скверными песнями». В 1838 году И. м- Снегирев опубликовал описание костромского гуляния, посвященного Яриле, на котором «совершали погребение Ярилы, (...) старик в лохмотьях нес в небольшом гробике куклу, представлявшую мужчину с естественными его принадлежностями. Пьяные бабы провожали гробик до могилы, где закапывали его с разными причетами»3. Празднование в честь Ярилы было, по сведениям, собранным И. м. Снегиревым, известно и в других губерниях Верхнего и Среднего Поволжья, а также в Тамбовской и Воронежской; однако, в отличие от костромского праздника, остальные гуляния были лишены эротических черт и проходили в пении, вождении хороводов, танцах, кулачных боях и т. д. Примечательно, впрочем, что во время подобных гуляний матери нередко отпускали своих взрослых дочерей «поневеститься»4.

А. В. Терещенко привел описание праздника Ярилы по своим юношеским впечатлениям от пребывания на Украине в среде казачества. И хотя сведения, в нем содержащиеся, не подтверждаются позднейшими материалами, а само это описание в некоторых его частях напоминает материалы И. М. Снегирева, оно все же заслуживает внимания. В понедельник после Петровского заговенья «женщины и казаки сходились по полудни, чтобы погулять у шинка. Там (...) по захождении солнца выносили на улицу мужское соломенное чучело со всеми его естественными частями и клали во гроб. (...) Женщины подходили к нему и рыдали: „Помер он!

1 О культе Ярилы см.: Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974, с. 180—191.

2 Соболевский А. И. Ярило.— Сборник Отделения русского языка и словесности АН, 1910, т. 88, № 3, с. 267.

3 Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды, вып. 4. М., 1838, с. 55.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Сковородник
К яровой соломке


Собиратель бутенко

сайт копирайтеров Евгений