Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

252

помер!" мужчины сходились на этот вопль, поднимали чучело, трясли и произносили: „Эге, баба не бреше! Вона знае, що ш солодче меду". Женщины продолжали вопить: „Якш же вин був xopouii да якш услужливый". Смотрели на него любострастно и говорили: „Не встане вин больше! О як же нам расставатися с тобою! и що за жизнь, коли нема тебе. Приподнимись хоть на часочек! но вин не встае и не встане". После (...) уносили чучело и хоронили»1.

В 1895 году в журнале «Киевская старина» появилась статья С. Венгрженовского «Языческий обычай в Брацлавщине „гоныты шуляка"». Обряд, зафиксированный автором на Подолье, хоть и не походил ничем на празднования в честь Ярилы, но относился к той же календарной дате (первому понедельнику Петровского поста) и вобрал в себя немало эротических элементов. Сам по себе обычай был посвящен охране домашней птицы от летних нападений на нее «шуляка», т. е. коршуна; центральным его эпизодом было изготовление чучела «шуляка» из платков, а затем «изгнание шуляка» с шумом, криком и визгами. На разных этапах обряда, названного автором статьи «самым бесчинным праздником» из всех ему известных, женщины — основные его участницы — устраивают выпивки и гуляния, во время которых «поют срамные песни, рассказывают сальные анекдоты, откалываются самые бесстыдные шутки (...) В этом случае стараются пересолить в подобных выходках, что, по убеждению народа, при гонении шуляка требуется самою идеею празднования, ибо в этот день женщинам все позволяется. Если попойка проходит в корчме, то мужикам вход туда заказан, но тем не менее женщины ждут их, так как иначе праздник не достигнет цели». Когда кто-нибудь из мужчин — отчаянный смельчак или просто любитель острых ощущений — все же решается войти в кабак, начинается настоящая оргия. К нему «пристают пьяные бабы с сальными шуточками, тормошат его со всех сторон, рвут на нем платье и стараются обнажить его донага»2.

Еще одно свидетельство о праздновании дня Ярилы относится к Зарайскому у. рязанской губ. В своей небольшой публикации на эту тему Н. М. Мендельсон ука-

1 Терещенко А. В. Быт русского народа. СПб., 1848, ч. 5, с 101.

2 Венгрженовский С. Языческий обычай в Брацлавщине «гоныты шуляка».— Киевская старина, 1895, т. 50, с. 296.

253

зал на то, что в данной местности в Петровское заговенье молодежь отправлялась на лодках к месту Ярилина плешь, где устраивала гуляние, называвшееся «справлять ярилки» и имевшее «разнузданный» характер1. Никаких дополнительных деталей автор не сообщал. Значительно позже Э. В. Померанцева обнаружила материалы Н. м. мендельсона в архиве Государственного музея этнографии народов СССр (ныне — Российский этнографический музей) и частично опубликовала их. Интерес вызывает, в частности, замечание одного из участников обряда о том, что Ярила «любовь очень одобрял»2. В той же статье Э. В. Померанцева привела аналогичные архивные свидетельства из Даниловского у. Ярославской губ., где еще в начале XX в. сохранялся обычай «погребать ярилину плешь». Его участники делали из глины куклы Ярилы («в рост человека с подчеркнутыми признаками мужской силы») и Ярили-хи, а после гуляния разбивали их и кидали в воду3.

Новые архивные материалы, относящиеся к петровским праздникам и специально к Ярилину дню, были не так давно введены в научный оборот Т. А. Бернштам. Исследовательница обратила внимание на календарное и терминологическое сближение Ярилиного дня и Купа-лы («Ярила по-другому называется Иван Купальный» и т. п.), подтверждающееся и параллелизмом эротических обрядов Петровского заговенья и Купалы. Кроме того, она опубликовала любопытное архивное описание обряда «караулить солнце», относящееся к Орловской губернии (обряд совершался в Петровское заговенье): «Один из актов этого обряда назывался колесня: на тайно добытые два колеса сажали бабу и парня, изображавших невесту и жениха, и начинали играть „свадьбу", причем исполнялись все свадебные этапы, от сватовства до венчания. Чуть всходило солнце, бабы снимали сарафаны, распускали волосы и бегали в таком виде по деревне, преследуемые парнями; у не снявших одежду разрывали ворот рубахи или сдергивали пояса; девушки в это время свистели, плясали, пели»4.

1 Мендельсон Н. Из наблюдений в Зарайском уезде Рязанской губернии.— Этнографическое обозрение, 1899, № 1—2, с. 385.

Померанцева Э. В. Ярилки.— Советская этнография, 1975, № 3, с. 128.

3 Там же, с. 128.

4 Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX - начала XX в., с. 178-179.

254

К изложенным здесь обрядам откровенно эротического толка примыкают немногочисленные свидетельства о травестизме в обычаях Петровского заговенья (ср., например, владимирский обычай «провожать весну», изгоняя в рожь девушку, переодетую парнем, и парня, переодетого девушкой)1, а также обычаи любовной магии, практиковавшиеся в этот день на Русском Севере2.

Среди троицких обрядов, предшествующих Петровскому заговенью, эротические элементы встречались — судя по имеющимся публикациям — значительно реже. На Верхней Волге был известен обычай делать в Семик (четверг, предшествующий Троице) два чучела: Семика и Семичиху, относить их в поле и оставлять на ночь под деревом. Наутро, вернувшись на прежнее место, у них спрашивали: «Как вы ночку провели, молодица с молодцом?», после чего чучела разоряли3. В архивных материалах, относящихся к Нижегородской и Владимирской губерниям, есть указания на травестийное переряживание молодежи в Семика и Семичиху4.

В архиве кафедры фольклора филологического факультета 1УЕГУ имеются небольшие описания духовского обряда из Куйбышевского р-на Калужской области, т. е. из тех лее мест, откуда и публикуемые ниже материалы Е. В. Миненок. Согласно этим свидетельствам, здесь на Духов день (вероятно, в троицкое воскресенье) из березы делали чучело, одевали его в мужскую одежду, украшали венками и, отнеся к реке, топили или купали. Куклу эту звали Халимон (искаженное Филимон). Во время потопления куклы участники обряда пели песни откровенно эротического содержания:

Во ржи на межи Халимон ночевал, Халимон ночевал, Три беды сбедовал,

1 Добрынкин Н. Народные обычаи в Меленковском уезде.— Владимирские губернские ведомости. Часть неофициальная, 1896, № 6, с. 6.

2 См.: Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов: XIX — начало XX в. М., 1979, с. 254.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Ела баба сметану
Эту шерстку
Место хранения
Магическая сила загадки вдвое возрастала
Подгород-нее от ивановой о

сайт копирайтеров Евгений