<<< ΛΛΛ >>>
Итак, иконы от начала и до конца сопровождают казаков. И потому так прост и пси-
хологически легок переход этих бывших вояк, которых на Руси почитают разбойниками, —
в монахи и отшельники. Ведь они и раньше — в положении вора — рядом с этими иконами,
чувствовали себя отшельниками. Но царь не принял дара и приказал вернуть Азов туркам.
Повесть заканчивается кратким и очень сдержанным резюме, которое, после всех произве-
денных усилий и понесенных страданий, звучит поистине драматически: «в нынешнем
(1642) году, по прошению и по присылки посольства, он, государь царь и великий князь Ми-
хайло Федорович, пожаловал турского Ибрагима салтана царя, велел донским атаманом и
казаком Азов-град покинуть»154.
«Повесть об Азовском осадном сидении» в научной литературе рассматривается
обычно по классу и жанру воинских повестей. Но даже в эту, далекую от церковной жизни,
среду проникают и становятся в ее центре — иконы. В результате повесть о военной осаде и
боевых подвигах с неменьшей силой звучит как рассказ о народном на Руси иконопочита-
нии.
154 Изборник, с. 516, 556, 562.
126
Глава седьмая. «ГОЛУБИНАЯ КНИГА»
Народная среда — многообразная, неоднородная по своему составу включала в себя
круги, ближе стоявшие к церкви и к религиозным запросам, нежели основное население Рос-
сии. Эти круги и были создателями духовных стихов, как особого фольклорного жанра, сто-
явшего на границе между устной и письменной культурой, между безграмотной массой и
церковной или псевдоцерковной, апокрифической книжностью. Из всех фольклорных жан-
ров именно духовные стихи ближе всего расположены к книжным источникам, откуда они и
<<< ΛΛΛ >>>
По улице идет убогий старичок соседей милиционера Синявский А. Ивандурак очерк русской народной веры басни сказки мифологии и культуры 2 путешествиях Несколькими слугами необходимое известны Синявский А. Ивандурак очерк русской народной веры басни сказки мифологии и культуры 6 провалит Пророки стали колдунами волшебники производят
|