<<< ΛΛΛ >>>
нальных врачей. Можно представить, сколько же было знахарей в более отдаленные време-
на.
Знахари подчас были действительно знатоками всяких лекарственных трав и снадо-
бий и, возможно, порою в этом знании природных средств где-то и в чем-то превосходили
современную медицину. Но лечение состояло не только в лекарствах. Над всеми лекарства-
ми, а также над больными непременно произносились заговоры и заклинания. Без этого про-
изнесения лекарство само по себе не имело никакой силы. Заклинания произносились полу-
шепотом. Потому знахарей на Руси называли — шептунами. Текст заговора произносился
шепотом, а не громко, потому что предполагалось что, если это услышит непосвященный
117 Там же, с. 176.
118 Даль, с. 332.
87
человек, заговор потеряет силу. Кроме того, главная тайна излечения должна оставаться дос-
тоянием одного знахаря как человека, владеющего этой тайной и этим знанием. Понятие
тайны и понятие знания — сливались.
К этому следует прибавить, что болезни в старину рассматривались совсем не так, как
в наше время. Болезни подчас представлялись в виде олицетворенных живых существ, кото-
рые овладевают больным, наподобие злой силы. Изгнать болезнь значило ее чем-то устра-
шить или уговорить, для чего и произносились все эти заклятия и производились определен-
ного рода действия. Например, распространенная в народе болезнь под названием «утин».
Утин — сильная ломота в спине или в пояснице. Лечилась эта болезнь следующим образом.
Больного клали на порог избы животом вниз. Знахарь брал в руки тупой косарь (или ко-
<<< ΛΛΛ >>>
Также крайняя материализация религиозных понятий крайняя святыми Синявский А. Ивандурак очерк русской народной веры басни сказки мифологии и культуры 7 чистоты Жена в байдарке очнулась от сна Говорит орел царю погляди меньшой сестры… Но старичок все же проходит
|