<<< ΛΛΛ >>>
внимания или неумения приспосабливаться к обстанош<е и
ориентироваться в ней, а иногда и чисто случайно с челове-
ком приключаются маленькие несчастья, которые у присут-
ствующих вызывают смех. Граница между маленькими не-
счастьями, которые могут вызывать смех, и большими не-
счастьями, которые смеха вызвать уже не могут, логически
не определяется. Она ощущается нравственным чутьем. Чу-
жая беда, безразлично маленькая или большая, чужое несча-
стье в черством человеке, неспособном перенестись в то, что
переживает другой, может вызвать смех, носящий циниче-
ский характер, Обычный, насмешливый смех тоже не ли-
шен оттенка жестокости. Но это только оттенок. Здесь не
так. Смеются над больными и старыми, которые не могут
встать или с трудом ходят, смеются, когда слепой наталки-
вается на фонарный столб, когда кто-нибудь больно расши-
бается, когда человек постигает глубокое несчастье (потеря
любви), смеются над резкими проявлениями физической
боли и т. д. Эта жестокость достигает своих пределов, когда
человека нарочно заставляют страдать и потом смеются над
ним. Частично такой вид смеха мы наблюдали уже в сказ-
ках о шутах. Цинизм подобных сказок смягчается тем, что в
<<< ΛΛΛ >>>
Во всех приведенных случаях рассматривалась человеческая наружность Пропп В. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре по поводу сказки о Несмеяне культуры 10 душечка Ибергорст в своей книге о комическом приводит восемь разнзных определений каламбуров Одобрения маленький недостаток Народное творчество
|