Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Лессиг Л. Свободная культура

Как медиаконцерны используют технологии и законы для того, чтобы душить культуру и контролировать творчество

Информационная контрреволюция

От редактора русского издания

Предисловие

Вступление

Пиратство

I глава. Творцы

II глава. Просто подражатели

III глава. Каталоги

IV глава. Пираты

V глава. Пиратство

VI глава. Основатели

VII глава. Регистраторы

VIII глава. Преобразователи

IX глава. Собиратели

X глава. Собственность

XI глава. Химера

XII глава. Вред

XIII глава. Элдред I

XIV глава. Элдред II

Заключение

Послесловие


«Свободная культура» Лоренса Лессига – мировой бестселлер, переведенный на множество языков. По своему влиянию эта книга сопоставима с работами Э. Тоффлера, однако отражает совершенно новую эпоху в краткой истории информационного века. Автор, выдающийся юрист и общественный деятель, показывает, как современное наступление контент– и медиакорпораций разрушает основы технологического прогресса, прав личности и гражданских ценностей. Лоуренс Лессиг предлагает действенную альтернативу нынешней системе авторских прав, которая позволяет сохранять и развивать общее культурное достояние в условиях наступающей диктатуры «интеллектуальной собственности».

http://artpragmatica.ru/lessig/
«Л.Лессиг «Свободная культура»»: Прагматика Культуры, 2007; М.; 2007
ISBN 5-98392-009-X
Оригинал: Lawrence Lessig, “Free Culture: How Big Media Uses Technology and the Law to Lock Down Culture and Control Creativity”

Перевод: Олег Данилов

 Комиссия по правам на интеллектуальную собственность, «Final Report: Integrating Intellectual Property Rights and Development Policy» (London, 2002), http://www iprcommission org/. Согласно пресс?релизу Всемирной организации здравоохранения от 9 июля 2002 г. только 230000 из шести миллионов нуждающихся в лечении в развивающихся странах получают лекарства, причем половина из них – в Бразилии.

 См. Peter Drahos with John Braithwaite, Information Feudalism: Who Owns the Knowledge Economy? (New York: The New Press, 2003), 37.

 Международный институт интеллектуальной собственности (IIPI), Patent Protection and Access to HIV/AIDS Pharmaceuticals in Sub?Saharan Africa, доклад, подготовленный для Всемирной организации по проблемам интеллектуальной собственности (Вашингтон, округ Колумбия, 2000 г.), 14, http://www wipo org/about?ip/en/studies/pdf/iipi_hiv pdf. Информацию из первых рук о конфликте с ЮАР см. в слушаниях в подкомитете по уголовному праву, лекарственным препаратам и ресурсам населения комитета по государственной реформе Палаты представителей Конгресса США, 1?ая сессия, Ser. No. 106–126 (22.07.1999), 15057 (заявление Джеймса Лава).

 Международный институт интеллектуальной собственности (IIPI), Patent Protection and Access to HIV/AIDS Pharmaceuticals in Sub?Saharan Africa, доклад, подготовленный для Всемирной организации по проблемам интеллектуальной собственности (Вашингтон, округ Колумбия, 2000 г.), 15.

 См. Sabin Russell, «New Crusade to Lower AIDS Drug Costs: Africa 's Needs at Odds with Firms' Profit Motive», San Francisco Chronicle, 24.05.1999, A1, http://www sfgate com/cgi?bin/article cgi?file=/chronicle/archive/1999/05/24/ MN104738.DTL («обязательные лицензии и серые рынки представляют угрозу всей системе охраны интеллектуальной собственности»; Robert Weissman, «AIDS and Developing Countries: Democratizing Access to Essential Medicines», Foreign Policy in Focus 4:23 (август 1999 г.), http://www foreignpolicy?infocus org/briefs/vol4/v4n23aids html (описание политики США); John A. Harrelson, «TRIPS, Pharmaceutical Patents, and the HIV/AIDS Crisis: Finding the Proper Balance Between Intellectual Property Rights and Compassion, a Synopsis», Widener Law Symposium Journal (весна 2001 г.): 175.

 Jonathan Krim, «The Quiet War over Open?Source», Washington Post, август 2003 г., E1, http://www washingtonpost com/wp?dyn/articles/A23422?2003Aug20.html; William New, «Global Group's Shift on `Open Source' Meeting Spurs Stir», Технологический ежедневник National Journal, 19.08.2003, http://nationaljournal com/pubs/techdai?ly/pmedition/tp030819.htm#1; William New, «U.S. Official Opposes `Open Source' Talks at WIPO», Технологический ежедневник National Journal, 19.08.2003, http://nation?aljournal com/pubs/techdaily/pmedition/tp030819.htm#1.

 Должен признаться, я был одним из тех, кто просил WIPO организовать эту встречу.

 Позиция «Майкрософта» в отношении свободных программ и программ на основе открытых исходников более изощренная. Как неоднократно заявляла корпорация, она не испытывает никаких проблем с ПО на основе «открытых исходников» или с софтом, относящимся к общественному достоянию. Принципиально «Майкрософт» противится «свободным программам», лицензируемым по принципу «копилефта», означающему требование к лицензиату принять такие же условия для любой производной работы. См. Bradford L. Smith, «The Future of Software: Enabling the Marketplace to Decide», Government Policy Toward Open Source Software (Washington, D.C.: AEI?Brookings Joint Center for Regulatory Studies, American Enterprise Institute for Public Policy Research, 2002), 69, http://www aei brookings org/publications/abstract php?pid=296. См. также: Craig Mundie, Microsoft Senior Vice President, «The Commercial Software Model», The New York University Stern School of Business, May 3, 2001, http://www microsoft com/presspass/exec/craig/05?03sharedsource asp.

 Krim, «The Quiet War over Open?Source», http://www washingtonpost com/wp?dyn/articles/A23422?2003Aug20.html.

 См. Drahos with Braithwaite, Information Feudalism, 21020.

 John Borland, «RIAA Sues 261 File Swappers», CNET News com, сентябрь 2003 г., http://news com com/2100?1023?5072564.html; Paul R. La Monica, «Music Industry Sues Swappers», CNN/Money, 08.09.2003, http://money cnn com/2003/09/08/technology/riaa_suits/; Soni Sangha and Phyllis Furman with Robert Gearty, «Sued for a Song, N.Y.C. 12?Yr?Old Among 261 Cited as Sharers», New York Daily News, 09.09.2003, 3; Frank Ahrens, «RIAA's Lawsuits Meet Surprised Targets; Single Mother in Calif., 12?Year?Old Girl in N.Y. Among Defendants», Washington Post, 10.09.2003, E1; Katie Dean, «Schoolgirl Settles with RIAA», Wired News, 10.09.2003, http://www wired com/news/digi?wood/0,1412,60366,00.html.

 Jon Wiederhorn, «Eminem Gets Sued… by a Little Old Lady», mtv com, 17.09.2003, http://www mtv com/news/articles/1478649/20030917/eminem jhtml?headlines=true.

 Kenji Hall, Associated Press, «Japanese Book May Be Inspiration for Dylan Songs», Kansascity com, 09.07.2003, http://www kansascity com/mld/kansascity/entertain?ment/6258047.htm.

 «BBC Plans to Open Up Its Archive to the Public», пресс?релиз BBC, 24.08.2003, http://www bbc co uk/pressoffice/pressreleases/stories/2003/08_august/24/dyke_dunn_lecture shtml.

 «Creative Commons and Brazil», Creative Commons Weblog, 06.08.2003, http://cre?ativecommons org/weblog/entry/3788.

Послесловие

По крайней мере, некоторые из тех, кто дочитали до этой страницы, согласятся со мной: надо что-то делать, дабы сменить направление, в котором мы движемся. В заключение опишу и возможные действия. Я разделю вывод на две части: о том, что любой может делать прямо сейчас, и о том, что требует содействия законодателей. Если можно извлечь некий урок из приведенной истории трансформации здравого смысла, то заключается он в следующем: чтобы решить данную проблему, нужна перестройка мышления многих людей. Это значит, что движение должно родиться на улицах. Оно должно привлечь на свою сторону множество родителей, учителей, библиотекарей, созидателей, авторов, музыкантов, кинорежиссеров, ученых – чтобы все они пересказали эту историю собственными словами и чтобы разъяснили своим соседям, почему эта борьба настолько важна. Как только движение выльется на улицы, появится надежда повлиять на Вашингтон. Мы все еще демократическая страна. Мнение людей имеет значение. Не такое важное, как хотелось бы, особенно когда нам противостоит RCA, но все-таки имеет. И в итоге я набросал проект изменений, которые Конгресс мог бы одобрить, чтобы обеспечить свободу культуры.

Мы и сейчас

Здравый смысл остается на стороне поборников копирайта, потому что до сих пор дискуссия велась с позиций двух крайностей – либо так, либо эдак, третьего не дано. Или собственность, или анархия; или тотальный контроль, или разорение артистов. Если выбор таков, они победят. Ошибка кроется в исключении середины. Обсуждают крайности, но в решении данного вопроса возможны не только они. Есть те, кто верит в максимальный копирайт («все права защищены»), и те, кто отвергает его («никакие права не защищены»). Первые убеждены в том, что следует испрашивать разрешения, прежде чем как-либо использовать охраняемое копирайтом произведение. Вторые полагают, что все должны иметь возможность обращаться с контентом по собственному усмотрению, получено разрешение или нет.
Когда интернет только появился на свет, его изначальная архитектура была ориентирована на нарушение всяких прав. Контент можно было копировать полностью и задешево, обеспечить соблюдение прав было нелегко. Таким образом, независимо от чьего-либо желания, действительный режим копирайта в оригинальной структуре интернета обозначался как «никакие права не защищены». Контент «брали» невзирая ни на какие права – по сути, они не охранялись. Такое положение спровоцировало реакцию (отрицательную, хотя и не вполне адекватную) правообладателей. Эта реакция и послужила темой данной книги. Посредством законодательства, правоприменения и реструктуризации Сети правообладатели смогли изменить сущность первоначальной интернет-среды. Если изначальная архитектура по умолчанию держалась на отсутствии всяких прав, то в будущем она придет к состоянию защиты всех прав. Архитектура и право, относящиеся к строению интернета, будут создавать окружение, в котором – все больше и больше – придется выспрашивать разрешение на использование контента. Мир «вырезания и вставки», который сегодня определяет суть интернета, станет миром «получения разрешения на вырезание и вставку», настоящим кошмаром творческого человека. А требуется как раз золотая середина. Вместо «все права защищены» и «никакие права не защищены» пусть будет «защищены некоторые права». Таким образом можно и копирайты соблюдать, и дать авторам возможность освобождать контент, когда они сочтут нужным. Другими словами, необходим способ восстановить ряд свобод, прежде воспринимавшихся нами как должное.

Реконструкция свобод, прежде подразумевавшихся (примеры):

 ΛΛΛ     >>>   

 международный институт интеллектуальной собственности
Авторов делает этот контент доступным
Лесков Н. Еврей в России. Несколько замечаний по еврейскому вопросу культуры

сайт копирайтеров Евгений