Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

Вопросы для самопроверки

Мощный взлёт российской культуры конца XIX — начала ХХ вв. был приостановлен начавшейся первой мировой войной, а затем деформирован вооружённым переворотом 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 года. Власть в России захватила небольшая и не слишком до того влиятельная партия РСДРП/б (большевиков) во главе с политическим лидером В.И. Лениным (подлинная фамилия — Ульянов).
Ключевыми стали события в сфере политической культуры. Ещё с 1905 года здесь наметились демократические тенденции, были созваны четыре Государственных Думы, а в феврале 1917 года рухнуло самодержавие. Однако широкие массы народа не были готовы к быстрой демократизации. Буржуазный уклад и культура в стране почти отсутствовали. В 1897 году грамотность населения составляла всего 21 %, причём крестьяне, составлявшие основную часть населения, были неграмотны в массе; рабочие в большинстве сохраняли крестьянский общинный менталитет. Поэтому захват власти большевиками («Великая Октябрьская социалистическая революция», как это стали именовать официально в СССР) поначалу не встретил достойного сопротивления.
В течение гражданской войны верхушка партии большевиков на практике опробовала принципы жёсткого централизованного управления, попытавшись даже установить утопический строй «военного коммунизма». После восстановления хозяйственной культуры с помощью «новой экономической политики» (НЭП) и официального запрещения в 1929 году рыночных принципов политический режим в СССР стал полностью тоталитарным. Был создан механизм жёсткого централизованного «планового» управления экономикой; на высшем уровне решения принимались только политическим руководством большевистской партии (ВКП(б), Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, затем переименована в КПСС). Все политические партии, кроме ВКП(б)-КПСС, были запрещены. Развитие всех специализированных сфер культуры в СССР с этого времени шло под постоянным жёстким контролем политического, идеологического аппарата — Центрального Комитета партии (ЦК). Правители, которые считали себя материалистами, преобразовывали все сферы жизни, в том числе материальную, сообразно своим идеям.
Руководство большевистской партии ставило перед страной сначала цель быстрого построения коммунистического общества во всём мире с помощью военной силы. Когда после подавления социалистических восстаний в Европе и поражения СССР в войне с Польшей стала очевидной невыполнимость этой задачи, стали говорить о построении социализма и коммунизма в одной отдельно взятой стране (в СССР). Для этого необходимо было предварительно выполнить ряд задач, которые в странах Западной Европы были решены буржуазными революциями: ликвидация неграмотности, повышение уровня образования населения («культурная революция», как говорилось в документах партии большевиков), создание современной промышленности.
Ликвидация неграмотности шла очень быстрыми темпами. Была создана новая система школьного образования и преобразовано высшее образование. Большевики вынуждены были отказаться от классового подхода и с 30-х годов разрешили принимать в вузы всю молодёжь, независимо от классового происхождения, сделав главным критерием всё же подготовленность и способности поступающих.
В правовой культуре всё было подчинено марксистско-ленинской  идеологии, выраженной в «классовом подходе». Было заявлено, что «социалистическая демократия» противоположна «буржуазной», а гуманизм объявлен пропагандистским приёмом буржуазной идеологии. Государство было поставлено неизмеримо выше гражданина, всё коллективное (общественное) выше индивидуального. Был отброшен как «буржуазный» принцип презумпции невиновности. Была принята самая демократическая в мире Конституция, создавались новые законы, демократические по форме. Эти законы, начиная с Конституции, прикрывали глобальный диктат руководства правящей партии, не исполнялись. Поэтому выборы превратились в фикцию, проводились массовые и локальные репрессии, борьба с инакомыслием. Диссидентов часто объявляли душевнобольными и годами держали в психиатрических лечебницах, подвергая принудительным «лечебным» процедурам.
В религиозной культуре был взят курс на уничтожение традиционной религиозной жизни. После 1917 года по указаниям Ленина русская православная церковь подверглась разрушительному гонению. Были расстреляны или сосланы в лагеря НКВД десятки тысяч священников, храмы по всей стране закрывались, верующие под страхом репрессий были поставлены перед необходимостью отрекаться от религии или скрывать свою религиозность. Только в ходе Великой Отечественной войны Сталин, который был фактически диктатором, начал использовать возможности Русской православной церкви как инструмента влияния на верующую часть населения, опять же поставив церковь под полный контроль партийного руководства. Почти все иерархи церкви были «по совместительству» сотрудниками МВД-КГБ. Громадные средства расходовались на антирелигиозную пропаганду, в вузах и школах читался предмет «Научный атеизм», был создан научно-исследовательский Институт научного атеизма. В дни православных праздников  милиция не пускала в храмы  молодёжь. Член КПСС, окрестивший ребёнка или отпевший умершего близкого человека по православному (или иному религиозному) обряду, по меньшей мере увольнялся с работы. При этом марксизм-ленинизм сам приобрёл все основные черты религии, начиная с запрета на любые сомнения в истинности его главных положений, ставших на деле догматами.
В научной культуре большевики начали развивать в первую очередь те направления, которые были необходимы для роста военного  потенциала страны. Ещё в 20-е годы были созданы новые научно-исследовательские институты, в том числе действующие поныне Физико-химический, Физико-технический (имени А.Ф. Иоффе), Центральный аэрогидродинамический (ЦАГИ). По тем же соображениям продолжили свои исследования многие крупные специалисты: Н.Е. Жуковский, В.И. Вернадский, Н.Д. Зелинский. А.Н. Бах. И.М. Губкин. Н.И. Вавилов, Ф.А. Цандер, А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица и др.
После окончания гражданской войны в Москве открылись институты органической химии, геофизики, Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. Ленина. Проводились исследования по проблемам микрофизики (П.Л. Капица), физики полупроводников (А.Ф. Иоффе), атомного ядра (И.В. Курчатов, Г.Н. Флеров и др.). Работы К.Э. Циолковского в области ракетной техники стали научной основой для создания первых ракет. В регионах РСФСР и союзных республиках создавались отделения Академии наук СССР, научно-исследовательские институты.
Однако идеологический пресс тоталитаризма давил даже на естественные науки. Генетика была объявлена «идеалистической, недиалектической» дисциплиной и на этом основании «лженаукой». Были разгромлены научные учреждения, занимавшиеся генетикой, многие ведущие учёные были репрессированы. Сохранились документы, доказывающие, что то же самое собирались проделать с физикой, но тут взяли верх практические соображения: физики разрабатывали атомное и ядерное оружие. Разгром физики в СССР не состоялся. Долгое время была «под подозрением» как «буржуазная лженаука» кибернетика.
Те же соображения  — военная направленность — обеспечили после войны приоритетное финансирование ракетно-космических исследований, и именно СССР 4 октября 1957 г. запустил первый в мире искусственный спутник Земли, а 12 апреля 1961 г. Ю.А. Гагарин первым облетел вокруг Земли на космическом корабле «Восток».
 Л.Д. Ландау разработал теорию движения квантовой жидкости, за что получил Нобелевскую премию. Нобелевской   премии были  удостоены за открытие лазеров А.М. Прохоров и Н.Г. Басов. Нобелевскими лауреатами стали также физики П.А. Черенков, И.Е. Тамм, И.М. Франк, П.Л. Капица, физико-химик Н.Н. Семенов.
В философской культуре была выхолощена сама суть философского поиска. В 1922 году лучшие русские философы по личному указанию Ленина были насильственно высланы из России. Марксизм-ленинизм был объявлен «единственно верным учением», и главная задача философии в СССР свелась к разъяснению и доведению этого до сознания каждого советского человека. Все другие школы и направления можно было только критиковать. Была запрещена публикация работ многих западных и русских философов. Творчески мыслящие философы вынуждены были уходить в историю философии, в разработку отдельных частных вопросов, не связанных явно с идеологией марксизма, например, в изучение философских аспектов естественных наук, логики. Преподавание философии выродилось в зубрёжку марксистско-ленинских дгматов.
Художественная культура в советское время также испытала давление большевистского тоталитаризма. Оно основывалось на так называемом «классовом подходе», когда всё положительное могло исходить только от рабочего класса. Все культурные достижения, полученные другими классами, считались по меньшей мере подозрительными, чаще (и как правило) враждебными и неприемлемыми. Игравшие в первые десятилетия советской власти ведущую роль в искусстве организации «Пролеткульт» и РАПП («Революционная ассоциация пролетарских писателей») были настолько агрессивны, применяя этот подход, что предлагали уничтожить все произведения искусства, созданные до 1917 года, как идейно неприемлемые. Предлагалось даже создать «пролетарскую науку», отбросить все достижения физики, математики и т.п. как «буржуазные» и потому ошибочные. При этом создавать новую культуру могли только представители рабочего класса.
С такими перегибами не могли согласиться даже большевики, и в 30-е годы «Пролеткульт» и РАПП были упразднены. Контроль над искусством стал осуществляться иначе: под жёстким надзором партийного аппарата и государства были созданы так называемые творческие союзы — Союз советских писателей, Союз советских художников, Союз советских композиторов, Союз советских архитекторов и т.п.
Выставлять картины и скульптуры, представлять публике свои сочинения можно было главным образом через эти союзы, и профессиональные занятия искусством были возможны только для членов этих союзов. Писателей, в текстах которых можно было заподозрить сомнения в истинности марксизма и классового подхода, тем более — критику советского строя, подвергали травле (А. Ахматова, М. Цветаева,  Б. Пастернак, И. Бродский, А. Солженицын и  др.), физически уничтожали (Д. Хармс, Б. Пильняк, И. Бабель, О. Мандельштам и др.). Единственно соответствовавшим классовому партийному подходу был официально объявлен «социалистический реализм» — стиль, придуманный в СССР как некое  развитие реализма. Художники, пытавшиеся работать в экспериментальных направлениях, шельмовались и не выставлялись. В 1974 году московские живописцы устроили показ своих картин, не принятых на официальные  выставки, в одном из московских лесопарков (Битцевском). Зрителей разогнала милиция, а картины были раздавлены специально привезёнными бульдозерами. Публичным гонениям подвергались композиторы, позволявшие себе применять современные приёмы музыкального творчества: Шостакович, Губайдуллина, Шнитке и др. Искусство должно было внушать народу оптимизм, поднимать трудовой энтузиазм, создавать эйфорию. Композиторам было запрещено сочинять симфонии в миноре, по радио (позднее и по телевидению) регулярно исполнялись песни о любви к партии, к её вождям, о постоянной готовности каждого советского человека без раздумий отдать свою жизнь за дело партии.
Однако и в этих условиях создавалась рядом с официальной настоящая литература, в живописи продолжались традиции передвижников, работали талантливые музыканты, скульпторы, архитекторы. Во всём мире признана театральная школа Московского художественного театра, основанная на системе Станиславского. М. Шолохов, Б. Пастернак, А. Солженицын получили Нобелевские премии по литературе. Широко известны были имена А. Толстого, М. Исаковского, В. Катаева, И. Ильфа, Е. Петрова, кинорежиссёров С. Эйзенштейна, А. Довженко, В. Пудовкина, Г. Александрова и др. Создавали замечательные мелодичные лирические песни И. Дунаевский, М. Блантер, В. Соловьёв-Седой, Н. Богословский, М. Фрадкин и многие другие талантливые композиторы.
60-70-е годы ХХ века в политической и художественной культуре СССР часто называют временем «оттепели».  Писатели В. Шукшин, Ю. Трифонов, В.  Распутин, Ч. Айтматов, драматурги А. Вампилов, В. Розов, А. Володин, автор и исполнитель собственных песен В. Высоцкий и его старший коллега А. Галич через эпизоды обычного быта вскрывали реальные проблемы жизни в СССР. Писатели и режиссеры, лично прошедшие войну, написали правдивые романы и сняли честные фильмы о Великой Отечественной войне. Книги В. Астафьева, В. Быкова, Г. Бакланова, В. Кондратьева, кинофильмы Г. Чухрая, С. Ростоцкого, П. Тодоровского показали человека на войне совсем не так, как это предписывалось официальными партийными документами. Большое развитие поучило движение так называемой «авторской песни», где создавались и исполнялись песни, далёкие от официоза и партийной идеологии, человечные и по-настоящему лиричные. У истоков стояли Б. Окуджава, А. Городницкий, Ю. Визбор; всенародной известности и любви добился В. Высоцкий. Позднее эти традиции удачно применил к популярной музыке А. Макаревич.
В хозяйственной культуре благодаря административному контролю центра гигантские изменения произошли, по историческим меркам, невероятно быстро.
Было ликвидировано крестьянство как класс, сельскохозяйственное производство перешло в так называемые «колхозы» — «коллективные хозяйства», где работники оказались по существу на положении крепостных, а оплата их труда никак не была связана с затраченными усилиями. Традиционная сельская культура России была полностью разрушена.
Резко увеличивались или создавались заново целые отрасли производства: металлургия, автомобилестроение, тракторостроенние, станкостроение, авиастроение, электропромышленность и т.д. за счёт безудержной эксплуатации села. Для ускорения процесса сталинское руководство закупало за рубежом целые заводы вместе с документацией. Так, был куплен у фирмы «Форд» и построен в Горьком (Нижнем Новгороде) автозавод, у фирмы «Катерпиллер» куплен и построен в Сталинграде (бывший Царицын, ныне Волгоград) тракторный завод. Строились гигантские электростанции (ДнепроГЭС), металлургические комбинаты (Магнитогорский, Кузнецкий и др.).
Безусловным приоритетом пользовались направления, которые работали на производство вооружений.
Для ускорения индустриализации была развёрнута массированная обработка сознания населения СССР, имевшая целью приучить народ к неизбежности войны. Общество военизировалось, на этой основе ужесточались  требования к дисциплине труда и вообще к повиновению власти партии. Подготовка к предстоящей вскоре войне стала одной из главных опор советского режима, оправдывавшей любую жестокость и беззаконие, любые нарушения прав человека, любые издержки хозяйствования.
Экономика СССР была практически полностью изолирована от мировой системы, что позволило руководству партии оплачивать труд рабочих и специалистов по крайне низким ставкам. По этой причине были административным путём установлены и цены на товары повседневного потребления, никак не соответствовавшие реальным. По-видимому, единственными плюсами такой системы были стабильная система социальных гарантий и доступность дальних поездок для большинства работавших.
В целом культура советского периода отличается крайней противоречивостью. В политической, правовой, хозяйственной сферах большевистский строй во многом отбросил её на несколько веков назад, чуть ли не в Средние века (крепостной строй в деревне). Однако потенциал народа, его духовные силы, опыт культурных традиций предшествующего развития продолжали существовать и в условиях советского тоталитаризма, что определило немалые достижения советской культуры в научной и художественной сферах, в создании военной и аэрокосмической техники, в системе народного образования.
После Великой Отечественной войны в хозяйственной культуре, в производстве и в экономике стали нарастать проблемы, порождённые отсутствием рыночных отношений, централизованным «плановым» руководством. Советская хозяйственная культура оказалась совершенно невосприимчивой к нововведениям, к модернизации производства, восприятию новых технологий, в ней постоянно нарастали застойные явления, включая тщательно скрываемую руководством КПСС инфляцию. Неподъёмным грузом стало производство военной продукции, которое пожирало основную часть ресурсов и не создавало ничего для повышения уровня жизни народа. Политическое манипулирование экономикой привело её в тупик, учёные-экономисты говорили о неминуемом вскоре гибельном кризисе экономики СССР. К середине 1980-х годов неизбежность системного краха советской экономики стала очевидной даже для руководства КПСС. Попытки лидеров КПСС избежать этой катастрофы и привели в конце концов в 1991 году к краху СССР как государства и системы.

Вопросы для самопроверки

В последующие годы российская культура развивается в крайне сложных условиях. За восемьдесят с лишним лет советской власти хозяйственная культура была очень сильно деформирована, милитаризирована. На большинстве предприятий старела и почти не обновлялась материально-техническая база (техника и технология), рыночные отношения считались вредоносными и преступными. Поэтому возврат на рыночные рельсы, включение в систему мировой экономики оказались весьма сложными задачами.
Устранение в конце 80-х годов ХХ века угрозы неотвратимого военного нападения привело к резкому сокращению производства вооружений, отчего почти все предприятия этого профиля закрылись, и миллионы людей остались без работы. Бльшая часть  товаров не военного профиля, которые могут выпускаться российскими предприятиями, на мировых рынках неконкурентоспособна, и потому отечественное производство находится в крайне тяжёлом положении. Особенно тяжёлая ситуация сложилось в сельском хозяйстве. Колхозная система в большинстве хозяйств отучила людей хозяйствовать на земле, класс крестьян-собственников не возродился после большевистской коллективизации. Система государственной поддержки крестьянства  в России не создана.
Экстренная приватизация, прошедшая без учёта менталитета и культурных особенностей населения бывшего СССР, породила недопустимо глубокую социальную дифференциацию: основная часть населения имеет низкий уровень доходов. Особенно мала заработная плата работников, получающих деньги в социально значимых государственных структурах — здравоохранении, образовании, в учреждениях искусства, библиотеках.
Катастрофически снизилось финансирование науки. К 2002 году, как сообщает статистика, из России выехали за рубеж на постоянную или временную работу более 200 тысяч учёных.
Снятие «железного занавеса», отмена идеологической цензуры сделали доступными для читателей, зрителей и слушателей произведения российской и западной масс-культуры, большая часть которых прежде находилась фактически под запретом. На фоне резко сниженного финансирования государством отечественного искусства, особенно киносъёмок, это привело к заметному снижению доли российских произведений в общем объёме телепоказов, в репертуаре кинотеатров и в книгоиздании. Возникла реальная опасность вытеснения российской художественной культуры, её замещения западной. Наметились также признаки кризиса в системе образования, особенно среднего.
Очевидный прогресс имеется в религиозной культуре. Очень быстро восстанавливает свои позиции Русская православная церковь, развернули миссионерскую деятельность многие христианские конфессии протестантского толка, заметное место занял ислам.
В сфере правовой культуры принято много законов, направленных на либерализацию и демократизацию жизни, большое внимание уделяется защите прав человека.
Заметно более гуманной и демократичной стала политическая культура. Формируется многопартийная система, выборы в органы власти в значительной мере соответствуют демократическим нормам.
После ухода Президента Б.Н. Ельцина в культурной политике России наметились тенденции, которые могут привести к улучшению условий функционирования и развития культуры в целом. Постепенно возрождается материальное производство, начали повышаться должностные оклады работников образования, здравоохранения, искусства. Идёт серия правительственных реформ в важнейших сферах жизни, выделяются бюджетные средства на поддержание и развитие национальной культуры. В XXI веке существуют реальные возможности нового расцвета всех сфер российской культуры.

Вопросы для самопроверки

Аверинцев С. С. Крещение Руси и путь русской культуры./Контекст. 1990. М, 1990.
Алексеев В. П. Становление человечества. М., Наука, 1984.
Антология исследований культуры. Культурология. XX век. Том 1. СПб.: 1997.
Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978.
Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.
Библия (любое издание).
Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. М, 1977.
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм 15-18 вв. В 3-х тт., 1986-
1992.
Буддизм: история и культура. Отв. ред. Ветроградова В. В. М., Наука, 1989.
Бюттен А.-М. Классическая Греция. М.: Вече, 2006.
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма.//Вебер М. Избранные произведения. М.,
1990.
Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М.: 1988.
Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. М., 1989.
Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Любое изд.
Дюби Ж. Европа в Средние века. Смоленск: 1994.
Елинек Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. Прага, 1982.
Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990.
Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. Любое изд.
Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. Любое изд.
Каменарович И. Классический Китай. М.: РОССПЭН, 2006.
Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М.: 1997.
Коран. (Любое изд.)
Коростовцев М. А. Религия древнего Египта. М., 1976.
Кравцова М.Е. История культуры Китая. СПб: Лань, 1999.
Культурология. Энциклопедия. В 2 тт. М.: РОССПЭН, 2006.
Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима. М., 1990.
Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации Ближнего Востока и Мезоамерики.
М, 1992.
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
Левек П. Эллинистический мир. М.: 1992.
Лихачёв Д.С. Культура Древней Руси. М.: 1996.
Любимов Л. Д Искусство Древней Руси. М., 1996.
Любимов Л. Искусство древнего мира. М., 1982.
Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. М., 1996.
Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М., 1968.
Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М.:
РОССПЭН, 1998.
Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 тт. М.: 1993-1995.
Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 тт. Любое изд.
Немировский А.И. История Древнего мира. Античный мир. В 2 тт. М.: 2000.
Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: Наука, 1990.
Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. М.: Академический проспект, 2004.
Ортега-и-Гассет. Восстание масс.//Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.,
1991.
Пастуро М. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей круглого стола. - М, 2001.
Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979.
Рутенбург В. И Итальянский город от раннего Средневековья до Возрождения. Очерки. Л.,
1987.
Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. Л., 1976.
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.
Рябцев Ю.С. История русской культуры. XI-XVII вв. М: ВЛАДОС, 1997.
Рябцев Ю.С. История русской культуры. XVIII-XIX вв. М.: ВЛАДОС, 1997.
Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры XI-XVII вв. М.: ВЛАДОС, 1998.
Словарь Античности. М., 1992.
Соколов М.Н. Вечный Ренессанс. Лекции о морфологии культуры Возрождения. М., 1999.
Солонин Ю.Н., Каган М.С. Культурология. Учебник. Под редакцией Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана. М.: Высшее образование, 2007.
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., Политиздат, 1989.
Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М, 1986.
Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. М., 1989.
Хрестоматия по культурологии. Под ред. А. А. Радугина. М.: 1998.
Шрамкова Г. Искусство Возрождения. М, 1977.
Энциклопедический словарь по культурологии. М.: 1997.Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

 <<<     ΛΛΛ   

Культуры
Мессианские мифы найдены в племенных культурах в африке
Целом культуру нации
Завоевание эллинистических государств также повлияло на развитие римской культуры

сайт копирайтеров Евгений