Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Составлено по: The Economist. 1999. February 20-26; 2000. April 15-21.

В середине 90-х годов вкус к созданию ВК почувствовали и "динозавры".
Крупные промышленные корпорации и банки создают "одноразовые" альянсы для
создания и продвижения какого-либо продукта и открывают виртуальные офисы в
сети Internet. Таким образом, из маргинальной экономической формы ВК обещает
превратиться в рутинную общепринятую практику.
[49]
Замещение вещественных атрибутов и практик традиционной организации
труда их образами означает симуляцию социальных ролей руководителя,
работника, клиента и т.д. Корпорация как социальный институт
виртуализируется в той мере, в какой следование нормам, превращавшим
организацию производства в социальный институт, становится виртуальным.
Процесс виртуализации экономики захватил и деньги. Они ныне не столько
вещественный заместитель товаров, сколько права заимствования. Если деньги -
вещественный заместитель товаров, то только их наличие обеспечивает человека
необходимым, независимо от того, кто он. Если деньги - права заимствования,
то человек должен предъявить не столько металл, бумагу или пластик, сколько
образ платежеспособности. Система кредита, которая парадоксальным образом
меняет местами процессы производства и потребления (для отдельно взятого
индивида), делает важным "происхождение" спроса. "Хорошее происхождение"
гарантируется образом "имеющего право на займ". В эпоху Постмодерн точно так
же, как концепция "справедливой цены", "возвращается" средневековая практика
поддержания строгого соответствия объема денежных расходов статусу их
обладателя. Происходит дифференциации спроса, возможно равного по реальному
объему, но разного по "происхождению". Например, кредитными и страховыми
учреждениями дифференцируется платежеспособность клиентов, возможно
обладающих одинаковыми объемами реальных денег, но разной финансовой и
страховой репутацией.
Деньги персонифицируются, они утрачивают свойства безразличной по
отношению к индивиду объективной реальности. Электронная подпись,
возможность аннулировать потерянную кредитную карточку превращают
платежеспособность в функцию знания индивидуального пароля, а не обладания
анонимными денежными знаками. Этот образ могут симулировать и частные лица,
и функционеры финансовых организаций. Фиктивная часть тотального денежного
агрегата Мз не может единомоментно конвертироваться в наличность по той
простой причине, что эта часть - продукт мультипликации. Отдельно взятый
делец может обратить толику Мз в банкноты, но лишь при условии, что
подавляющее большинство остальных этого не делает. Единомоментное
востребование всех вкладов в банках и всех выплат по страховкам физически
невозможно, хотя юридически правомочно. Банк, даже при выполнении нормы
резерва - симулянт платежеспособности. У него нет в наличии денег -
вещественных заместителей товаров, львиная доля его активов - разнообразные
права заимствования. Тот факт, что на современные хозяйственные процессы
оказывает определяющее влияние такой символический и даже фиктивный с
традиционной точки зрения фактор, как денежный агрегат Мз, свидетельствует о
том, что деньги ныне не "кровь" (как полагал Т. Гоббс), а "язык жестов"
экономики. Разве-
[50]
ществление денег, превращение их в симулякр приводит к тому, что
исполнение ролей кредитора и заемщика становится виртуальным. Стало быть,
симуляция обладания деньгами вызывает виртуализацию финансов как социального
института.
Виртуальный продукт, виртуальное производство, виртуальная корпорация,
виртуальные деньги допускают и провоцируют превращение компьютерных сетей не
только в главное средство, но и в среду экономической деятельности.
Виртуализация экономики вызывает коммерциализацию киберпространства, где
теперь зачастую осуществляется полный цикл сделки и где функционируют
виртуальные супермаркеты и виртуальные банки, оперирующие собственной
виртуальной валютой. Торговые операции в сети Internet принесли в 1995 г.
доход в 350 млн. долл., а в 1997 г. был преодолен рубеж в 1 млрд. Эти
показатели будут перекрыты в сотни и даже тысячи раз с созданием в сети
Internet оптовых рынков сырья и комплектующих, о чем договорились в 2000 г.
крупнейшие автомобилестроительные и аэрокосмические корпорации.
Операции, совершаемые у виртуальных витрин при помощи виртуального же
кошелька, наглядно демонстрируют, что развивается не так называемая
информационная, а совсем иная экономика. Не информация как таковая, не
передача данных о свойствах товара/услуги, то есть рациональная денотация, а
создание образа, мобилизующего аффективные коннотации, приносит прибыль.
Мы живем в эпоху экономики образов и образов экономики. В новой
экономике симулируются базовые компоненты экономических практик Модерна -
производство товара, инновация, организация труда, обладание деньгами, и,
как следствие, виртуализируются институты - рынок, предпринимательство,
фирма (корпорация), финансы.

Политические институты сформировались в эпоху Модерн как комплекс норм,
определяющих способы постановки и решения проблем обладания властью(1). В
эпоху Постмодерн эти базовые компоненты политических практик симулируются,
вызывая виртуализацию институтов - выборов, государства, партий.
Борьба за политическую власть сейчас - это не борьба партийных
организаций или конкуренция программ действий. Это борьба образов -
политических имиджей, которые создают рейтинг - и имиджмейкеры,
пресс-секретари и "звезды" шоу-бизнеса, рекрутируемые на время политических
кампаний. Реальные личность и деятельность политика необходимы лишь в
качестве "информационных поводов",
---------------
(1) О базовых элементах политических институтов см. стр. 29.
[51]
то есть служат своего рода алиби для тех, кто формирует имидж.
Собственно политический процесс покинул заседания партийных и
правительственных комитетов, составляющих программы реформ, распределяющих
функции и контролирующих их выполнение. Покинул он и межфракционные
переговоры, и партийные митинги. Политика ныне творится в PR-агентствах, в
телестудиях и на концертных площадках. Управление и политика в конце XX в.
разошлись точно так же, как разошлись производство и экономика. Следствием
становится изменение характера политического режима - массовой демократии. В
ходе выборов больше не происходит сколько-нибудь существенная смена
чиновников-экспертов, которые осуществляют рутинную работу по управлению в
"коридорах власти". Меняются так называемые публичные политики, то есть те,
кто буквально работает на публику. В наиболее развитых странах Запада это
уже почти аксиома. Наличие у кандидатов на выборные государственные посты
четкой идеологической позиции, попытки следовать заявленным курсом реформ
становятся попросту социально опасными в условиях благополучного и
стабильного общества. Замена реальных политических позиций и действий их
образами сохраняет модернистскую политику в виде симулякров и обеспечивает
успех тем кандидатам, чей имидж, а вовсе не программа или действия, зримо
воплощает ценности Свободы и Прогресса. Именно более привлекательный имидж
молодых, раскованных, эмоциональных Б. Клинтона, Т. Блэйера, Г. Шредера стал
решающим фактором их побед на выборах (соответственно, в 1992, 1997 и 1998
гг.) над обладавшими традиционными ресурсами власти и правившими
экономически благополучными и социально стабильными странами Дж. Бушем, Дж.
Мейджором, Г. Колем.
Дифференциация деполитизированных профессиональных управленцев и
носителей имиджа - публичных политиков суть очевидный симптом виртуализации
главных институтов народовластия- выборов и собственно государства. Другой
симптом виртуализации институтов массовой демократии - замещение апелляций к
общественному мнению манипуляциями с рейтингами. Рейтинги, основанные на
выборочном опросе, когда респонденты соглашаются с вариантами мнений,
сконструированными экспертами, представляют собой лишь модель, образ
общественного мнения. Участвуя в опросе, респонденты оживляют эти симулякры,
и тогда образы становятся реальными факторами принятия и осуществления
политических решений. Поскольку симулякры замещают реальные поступки
политиков и волеизъявление граждан, постольку исполнение социальных ролей
политиков - кандидатов и "государственных мужей", а также роли избирателя
становится виртуальным.
Краеугольные камни демократии - разделение властей, парламентаризм,
многопартийность, актуальные в пору борьбы за ограничение произвола
монархов, остаются лишь символами/образами, если парламентское большинство
формирует правительство (как в Ве-
[52]
ликобритании), президент распускает парламент (как во Франции),
националисты блокируются с коммунистами, а христианские демократы с
социалистами и т.д. Утратившие реальность многопартийность и парламентаризм
симулируются экспертами-консультантами и имиджмейкерами как удобная и
привычная среда состязания политических образов. Партии, возникавшие как
представители классовых, этнических, конфессиональных, региональных
интересов, превратились в "марки" - эмблемы и рекламные слоганы, традиционно
привлекающие электорат. Императив использования приверженности "марке"
движет процессом симуляции партийной организации политической борьбы. Там,
где "марка" - давняя традиция, атрибуты образа "старых добрых" либералов,
социал-демократов или коммунистов старательно поддерживаются, даже если
первоначальные идеология и практика принципиально изменились и продолжают
трансформироваться. Там, где "марка" отсутствует, партии и движения
формируются, объединяются и распадаются с калейдоскопической быстротой в
стремлении найти привлекательный имидж. Создание привлекательного образа,
как ничто другое, обеспечивает успех в борьбе за власть.
Мы живем в эпоху политики образов и образов политики. Симуляция базовых
компонент политических практик Модерна - идеологии, организации,
общественного мнения - ведет к виртуализации институтов массовой демократии
- выборов, государства, партий. И эта виртуализация допускает и провоцирует
превращение глобальной компьютерной сети Internet в средство/среду
политической борьбы. Практически все политические акции и кампании теперь
сопровождаются созданием специализированных серверов и web-страниц,
посредством которых формируется имидж политика (акции, организации), ведется
агитация, осуществляется коммуникация со сторонниками, и др. Интенсивная
политизация киберпространства наглядно демонстрирует, что новая политика
строится на компенсации дефицита реальных ресурсов и поступков изобилием
образов.

НАУКА: ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЯ

Социальные институты в сфере науки сформировались как комплекс норм,
которые обеспечивают в представлении людей эпохи Модерн решения проблем
открытия истины и повышения квалификации(1). В условиях Постмодерна
следование этим базовым нормативным требованиям симулируется, вследствие
чего институты становятся своего рода виртуальной реальностью.
----------------
(1) О базовых элементах науки см. стр. 30.
[53]
Наука сейчас - это не предприятие по поиску истины, а род языковых
игр(1), состязаний в манипулировании моделями научного дискурса. В этом
плане симптоматичны две тенденции. Во-первых, материальный эксперимент все
чаще замещается экспериментом на моделях. Если раньше теории могли строиться
только на основе открытия некоего порядка, присущего вещам, то теперь вполне
допустимо моделирование без выхода к каким-либо реальным референтам,
например компьютерные симуляции природных, технологических и социальных
процессов. Во-вторых, процесс верификации гипотез все чаще замещается
процессом фальсификации. Если раньше достаточным аргументом против теории
считались противоречащие ее положениям данные опыта, то теперь лишь
изобретение альтернативной модели может служить аргументом.
Наука становится перманентным процессом построения альтернативных
моделей. Вследствие этого возросла роль воображения, фантазии,
парадоксальности мышления в той сфере, где ранее их предавали анафеме, где
ранее референцией к реальности строго задавались пределы приращения знания.
Объект науки и ее процедуры виртуализируются. Виртуализируется и
институциональный строй науки. Нарастающая профессионализация и
институционализация науки в эпоху Модерн привели к кризису прежнего рода
легитимации знания и замене апелляции к благу и развитию человечества
апелляцией к финансовой эффективности. Наука, осуществляющая себя как
инструмент овладения природой (в том числе природой человека), критерий
истины полагает не в воспроизводимости результатов или в консенсусе
коллег-экспертов, а в поддержке спонсоров - государства и различного рода
фондов. Студентами движет стремление не к истинному, а к выгодному знанию.
Происходит отделение научности от истинности, воспроизводства науки как
предприятия от собственно поиска истины. Наука и приращение знания
расходятся так же, как экономика и производство, политика и управление. С
утратой легитимации посредством ценностей Свободы и Прогресса в условиях
Постмодерна принцип самовоспроизводства науки превалирует.
Академический статус становится функцией от образа компетентности,
заслуживающей финансирования. В деятельности ученых и студентов все больше
сил и времени отводится созданию и презентации образа, необходимого для
успеха в конкурсах на получение грантов, стипендий для обучения за границей,
заказов на консалтинговые услуги и т.п. Отсюда - расцвет в последние
десятилетия именно тех социальных технологий, которые адекватны симуляции
компетентности: исследовательские фонды, гранты, консультирование,
конференции, академические обмены, перманентное образование. И эту тенденцию
не стоит рассматривать как проявление упадка научной/ академической этики.
Высокая "плотность" научного сообщества не
(1) Lyotard J.-F. The Postmodern Condition. Manchester, 1984.
[54]
оставляет места и времени для скрупулезной процедуры накопления и
представления результатов. Этот дефицит места и времени приводит к тому, что
единственно научной, рациональной формой дискуссии становится нелогичная,
неструктурированная, но эффектная презентация образа идеи или теории.
Мы живем в эпоху науки образов и образов науки. Следование базовым
нормам, направлявшим познавательные/исследовательские практики Модерна -
факт, открытие, исследование, компетентность, - симулируется. С замещением
вещественных объектов и реальных действий симулякрами исполнение социальных
ролей ученого, преподавателя, студента становится виртуальным. Как
следствие, виртуализируются иерархия научных степеней и званий
(академическое сообщество), научная дискуссия (конференции, конкурсы),
научное разделение труда (исследовательская/учебная организация), то есть
виртуализируются университет и исследовательская лаборатория как социальные
институты.

ИСКУССТВО: ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА

Институты в сфере искусства образуют комплекс норм, определяющих
способы постановки и решения проблем создания и сохранения художественной
ценности. Базовые элементы этого нормативного комплекса(1) также
виртуализируются в эпоху Постмодерн.
В искусстве постмодернизма произведение как таковое становится актом
деконструкции как со стороны художника, так и со стороны публики. Вычленение
фрагментов техник и произвольное манипулирование ими как знаками
"художественного мастерства" симулируют свободное, то есть виртуозное
владение техникой (письма, рисунка, танца, игры и т.п.). Вычлененные из
классических произведений и традиционных стилей клише включаются в любые
комбинации с бытовыми предметами и жестами и служат знаками, маркирующими
эти комбинации как "художественное творчество". Наличие знаков
"художественного творчества" - достаточное условие для признания за
результатом статуса "произведения искусства". В эпоху Постмодерн создается
не произведение искусства, а скорее образ его.
Комбинация цитат как конституирующий прием легко обнаруживается в
постмодернистских живописи, литературе, кино, архитектуре. Частичное, но
нарочитое цитирование традиционных художественных приемов в коллажах,
клипах, хэппенинге, перформенсе конституировало поп-арт как особое течение в
изобразительном искус-
--------------
(1) Подробнее см.стр.31.
[55]
стве. Ироничное соединение стандартных фрагментов разнородных
художественных техник и бытовых предметов и жестов в изощренную комбинацию
цитат становится способом создания образа "виртуозного" и "оригинального"
художника-постмодерниста. Но, как и всякая ирония, постмодернистская - это
ностальгическое чувство. Поп-арт симулирует "новаторский стиль" и "свободу
самовыражения" модернистских течений европейского искусства середины XIX-
начала XX в. Так же, как художники поп-арта, литераторы-постмодернисты,
пародируя и переплетая художественные приемы детектива, философского эссе,
рекламы, реалистического романа и т.д., создают ностальгически окрашенные
симулякры массовой культуры XIX-XX вв. В качестве наиболее ярких примеров
такого рода литературы можно назвать ставшие культовыми "Завтрак для
чемпионов" (1973) Курта Воннегута и "Имя розы" (1980) Умберто Эко. В
кинематографе последней четверти XX в. постмодернистская эстетика
цитирования воплотилась в серии иронически-ностальгических ремейков. В
1990-х гг. на этой волне возникли фильмы - симулякры экранной славы
бестселлеров 1960-70-х гг., например, "Годзилла в Нью-Йорке", новые версии
"Звездных войн", серия фильмов об Остине Пауэрсе - пародия на пародийные же
фильмы о Джеймсе Бонде. Отличительная черта постмодернистской архитектуры -
цитирование функционализма начала-середины XX в., стиля модерн рубежа XIX-XX
вв., барокко рубежа XVII-XVIII вв. и других направлений для создания
определенного образа здания. Геометрическая лаконичность, прозрачность
объемов, открытость коммуникационных сетей, не являются больше
конструктивными решениями создания функционального пространства, на чем
настаивал Ле Корбюзье. Это декоративные средства, создающие образ
"современного центра искусств", "университета научно-технической эры",
"динамичного и надежного банка" и т.п. Функциональность симулируется.
Симулируется и индивидуальность, неповторимость. Выступающие блоки,
изгибающиеся линии конструкций, цитирующие то шпили и купола барокко, то
эркеры и фронтоны модерна, призваны придать образ "уникальности" и
"культурной органичности" сугубо функциональным сооружениям, вроде
многоквартирного дома - "жилой машины", по словам все того же Корбюзье(1),
или ресторану fast food.
Поскольку цитирование - конституирующий прием постмодернистского
искусства, постольку восприятие его постмодернистской же публикой - это
своего рода эстетический "анемнезис". Публика отыскивает "следы" -
узнаваемые отсылки к оригинальным, но хрестоматийным произведениям и стилям.
Именно реактивация посредством отсылок к образам классики создает
необходимый и достаточной эстетический эффект. Виртуальное следование
институциональным нормам художественного творчества (создание набора цитат-
отсылок) превращает экспонируемый объект в своего рода генератор
----------------
(1) Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные
последствия технического развития. М" 1997. С. 160.
[56]
виртуальной реальности. Восприятие художественного объекта происходит
как генерация миров фрагментарных образов произведений, реально не
присутствующих в данном процессе экспонирования.
В ситуации, когда произведение виртуализируется, виртуализируется и
художественное "производство". Создание произведения превращается в "проект"
- комплекс PR-акций, в котором утрачиваются различия между рекламой и
художественными практиками в традиционном их понимании. Рекламные TV-ролики,
клипы, составленные из фрагментов рабочего материала, репортажи в СМИ о
проекте, интервью с авторами, презентации и продажи сопутствующих товаров -
сувениров, значков, футболок с символикой проекта занимают больше времени и
отнимают больше сил, чем само экспонирование: спектакль, выставка,
кинопремьера и т.п. Образ проекта и эстетически и экономически превалирует
над собственно его реализацией.
Мы живем и действуем в эпоху искусства образов и образов искусства.
Базовые компоненты художественных практик Модерна (создания произведения
искусства) - произведение, стиль, эстетическая оценка - симулируются. Как
следствие, виртуализируются институты - художественное направление/школа,
художественная презентация (выставка, спектакль, концерт), художественная
организация (театр, киностудия, мастерская, музей).

СЕМЬЯ: ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ЛЮБВИ

Семейные институты сформировались как комплекс норм, которые воплощают
для людей эпохи Модерн решения проблемы обладания личной жизнью,
удовлетворения психо-физиологических потребностей. Базовые элементы
брачно-семейных практик Модерна(1) на исходе XX в. виртуализируются.
В модернизированном обществе утверждается "открытый" характер
сексуальной самоидентичности. Человек постоянно задает себе и окружающим
вопрос "кто я?" в контексте возможных половых ролей. Решение вопроса важно,
так как определяет стиль жизни. Сексуальность становится формой
самоидентификации, самовыражения и самоутверждения личности. Сексуальность
как совокупность биопсихических реакций и переживаний замещается практиками
создания, поддержания и варьирования образа сексуальности - сексапильности:
одежда, уход за телом, косметика, эротизация поведения.
Посредством санкционированной сексуальной свободы и прогресса
секс-индустрии и контрацепции сексуальность отделилась от репродукции, стала
автономной. Этот процесс аналогичен отделению
--------------
(1) Подробнее см. стр.33.
[57]
экономики от производства, политики от управления, науки от
исследования, искусства от творчества.
В эпоху Постмодерн любовь и брак все меньше определяются реальными -
материальными, физиологическими и т.п. - потребностями и все больше
становятся производной от образов сексуальности и семьи,
создаваемых/конструируемых индивидами, а чаще заимствуемых у масс-медиа.
Физиологические потребности можно удовлетворять без жесткой
идентификации/ориентации, без официального принятия обязательств в отношении
партнера и потомства. Ныне санкционируется практически любая ориентация
сексуального поведения. Сексуальная свобода находит выражения в практике
"открытых отношений", "пробного брака" - партнерства/сожительства
(cohabitation), гомосексуальных союзах. Брак становится виртуальным. Сейчас
около половины всех браков заключаются после устоявшегося партнерства,
причем не всегда оно - первое. Если в Европе, сожительство еще в 1960-х гг.
было морально рискованным, а в США даже рассматривалось как правонарушение,
то к концу столетия "пробный" брак стал рутинной практикой. Порядка четверти
неженатых мужчин и незамужних женщин в США и Европе в возрасте 25-40 лет
живут совместно с сексуальным партнером. О виртуализации института брака
свидетельствует и увеличение числа рождений детей, чьи родители не находятся
в браке (табл. 6). Родительство вне брака может быть альтернативой
родительству в браке лишь в ситуации, когда институциональное регулирование
сексуального поведения становится виртуальным, а не реальным, как это было
раньше.

Таблица 6. Доля рождений вне брака, %

Страна \ Год
1970
1980
1990
1996
США
10.7
18.4
28.0
30.0
Великобритания
8.0
11.5
27.9
34.0
ФРГ
7.2
11.9
15.3
18.0

Составлено по: Иванова Е. И., А. Р. Михеева. Внебрачное материнство в
России// Социологические исследования. 1999. No 6; The Economist. 1999.
January 23-29.

Материальные потребности современный человек может удовлетворять без
ведения общего хозяйства, без кооперации с родственниками, без взращивания
смены. Система социального обеспечения, эта воплощенная модернизация
интимности, свела общественный институт родства к нуклеарной семье -
минимальному объекту опеки и регулирования. Теперь даже это минимизированное
родство виртуализируется. В 1994 г. в США 25% всех детей в возрасте до 18
лет воспитывалось матерями-одиночками. Еще более показательна статистика
домохозяйств, вообще не имеющих "кормильца", то есть рабо-
[58]
тающих взрослых (табл. 7). Стабильное существование неполных семей
означает, что исполнение социальных ролей заботливых родителей,
воспитывающих, взращивающих детей, становится виртуальным. В отсутствие
реальных родительских функций, рассеянных между педагогами, чиновниками
системы welfare, социальными работниками и т.п., родительство становится
симулякром - образом материнства/отцовства, не имеющим референтов в
реальности.

Таблица 7. Доля домохозяйств с детьми и без работающих взрослых, 1996
г.

Страна
Доля в общем числе домохозяйств с детьми, %
США
12
Великобритания
19
ФРГ
8

Составлено по: The Economist. 1999. September 25-October 1.

Виртуализация семейных отношений очевидна в гомосексуальных семьях,
фактически терпимых и претендующих на легализацию. В гомосексуальных союзах
со всей очевидностью симулируются брачное поведение и супружество,
исполнение поло-возрастных ролей, характерные для институционального строя,
предполагающего существование лишь гетеросексуалов.
Еще более виртуальными представляются неполные семьи, функционирующие
"с замещением": "предельный случай" виртуальной семьи - союзы "Эго + PC",
когда эмоции, получаемые в коммуникации с образами, генерируемыми на
дисплее, компенсируют отсутствие одного из классических партнеров - отца
(мужа), матери (жены), ребенка. В интимной сфере отчуждение человеческой
сущности в виртуальную реальность может принимать и более изощренные формы
киберпротезирования реальных сексуальности и семейных отношений'. На рубеже
XX-XXI вв. на базе сети Internet происходит консолидация этих отчужденных
форм в виде глобальной сферы виртуального секса.
Неполные, "пробные", дислокальные, гомосексуальные семьи объединяет то,
что в них симулируются супружество, родительство, родство по типу нуклеарной
семьи. Новые семейные формы не являются "продуктами распада" семейных
устоев. Они - стабильные формы симуляции. Симулируется нуклеарная семья с ее
репродуктивными, психорелаксационными функциями, а также функциями
легитимации секса и первичной социализации детей. В эпоху Модерн, в условиях
культурно санкционированных и технически и финансово обеспеченных
сексуальной свободы и социальной защиты, семья функционирует в качестве
постоянного и социально призна-
--------------
(1) См., например, раздел "Киберсекс" в книге А. Бюля "Виртуальное
общество" (Buhl А. Die virtuelle Gesellschaft...).
[59]
ваемого союза разнополых эго, нацеленного на материальную и
эмоциональную взаимопомощь и "воспроизводство" потомства. Семенные отношения
формируются и поддерживаются по соображениям достижения статуса,
материального благополучия, общественного одобрения и т.п. Виртуальные же
семьи эпохи Постмодерн поддерживаются не соображениями выгоды или подчинения
окружающим, а аффективными "мы"-образами, сконструированной гармонией
иденгичностей. В виртуальных семьях образ, идея семьи явно преобладает над
реальными отношениями. Виртуальные партнеры и виртуальные роли замещают
недостаток или отсутствие реальных. Мы живем в эпоху семьи образов и образов
семьи. Базовые компоненты брачно-семейных практик Модерна (любви/заботы) -
сексуальность, супружество, родительство - симулируются. Институты - брак,
родство (по нуклеарному типу), воспитание - виртуализируются.

x x x

Фрагментарное описание разрозненных тенденции в пяти избранных для
анализа институциональных сферах обнаруживает радующую истинного ценителя
социологической информации монотонность. Однообразие это позволяет сделать
обобщающий вывод: ориентация практик не на вещи, а на образы оборачивается
симуляцией социальных институтов, поскольку следование социальным ролям
становится виртуальным. Институты сами становятся образами, превращаются в
своего рода виртуальную реальность.
[60]

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Наука возникла как автономная сфера общества в результате реализации идей просвещения о науке как
Парадоксальным образом меняет местами процессы производства
Именно концепция виртуализации общества позволяет понять

сайт копирайтеров Евгений