Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Во втором издании от попытки таким образом учитывать “внешние измерения субъективности” не останется и следа: исчезает глава, целиком посвященная Павлову, нет уже и речи об экономике как определяющем факторе общественных отношений; отказывается Фуко и от того, чтобы говорить о “душевных расстройствах”, об “ума-лишении” (“alienation”) в терминах “возбуждения” и “торможения” 19 .

Удивительно, что Душевная болезнь и личность и “Введение” к Бинсвангеру писались в одно и то же время. Трудно представить себе два в большей степени различ-

_____________

19 Одна из тем, наметившихся в этой книге, однако, надолго сохранит для Фуко свою значимость и будет — ив Истории безумия, и даже еще в лекциях в Коллеж де Франс— в центре его размышлений. Это вопрос о соотношении нормального и патологического; вопрос о том, можно ли представление о “норме” человека устанавливать исходя из анализа “патологического”. В Душевной болезни он критикует за это психоанализ: “Психоанализ счел возможным написать психологию ребенка, имея дело с патологией взрослого” ( Maladie mentale et personnalite, p.23). Не упуская случая уличить “научную психологию” в том, что для нее “...душевная патология всегда была и остается одним из источников психологического опыта” (“La recherche scientifique et la psychologie”, p.201), Фуко сопоставляет этот ход психологии с одним из эпизодов становления медицины на рубеже XVIII и XIX веков. Имеется в виду появление патологической анатомии и та роль, которую для “взгляда” медика приобрела в этот момент смерть: “Тьма жизни рассеивается при свете смерти” (Naisance de la clinique, р. 149). Эти слова Фуко являются поэтической парафразой слов Биша, метра медицины того времени; “Вскройте несколько трупов — и вы тотчас же увидите, как исчезнет мрак,'который само по себе наблюдение не могло рассеять”. Фуко не устает напоминать, что решающим для западной культуры является то, что ее первый научный дискурс о человеке вынужден был пройти через эту точку размышления о смерти. “Действительно,— пишет Фуко,— западный человек смог конституировать себя в своих собственных глазах в качестве объекта науки, он взял себя внутри своего языка и дал себе в нем и через него некоторое дискурсивное существование лишь в соотнесении со своей собственной деструкцией: из опыта неразумия родились все психологии и самая возможность психологии; из размещения смерти в медицинской мысли родилась медицина, которая выдает себя за науку об индивиде” ( ibid., pp.200—201).

422

ных произведения, то мыслительное пространство, в котором могли бы сосуществовать столь различные по типу рассуждения. Только в одном месте находим слова, которые могли бы помочь понять, как для Фуко совмещались эти два способа мысли: “...если эта субъективность ума-лишенного является одновременно и призванностью миром, и заброшенностью в него, то не у самого ли мира следует испрашивать секрет этой загадочной субъективности?” ( Maladie mentale et personnalite, p.69).

Вот здесь мы подходим, быть может, к сути той трансформации, которую претерпела мысль Фуко на рубеже 50-60-х годов: начиная с Истории безумия он не просто отказывается от того, чтобы ставить вопрос о “человеке” и о “субъективности” в экзистенциально-феноменологических или в марксистских терминах, — он вообще перестает мыслить в терминах субъективности, тем более — искать ее “секреты”, где бы то ни было и в чем бы то ни было. Фуко уходит от экзистенциалистской онтологии “изначального присутствия”, “присутствия-в-мире”, как уходит он и от марксистской онтологии “отчуждения”, оставляя прежние темы разве что в качестве мишеней для нападок. Уходит, казалось бы, радикально и решительно. Не для того, однако, чтобы перейти к какой бы то ни было другой, но стоящей в том же ряду, форме мысли о человеке. Задача построения “антропологии конкретного человека” оборачивается особого рода историческим анализом и критикой самих мыслительных и культурных предпосылок, в рамках которых только и мог возникнуть такой проект, — критикой, которая, по сути дела, ищет возможность для самой мысли быть другой. Это и есть рождение того, что исследователи назовут потом “машиной философствования” Фуко, а он сам будет называть “критическим методом”, или “критической историей”, или — одним словом — “археологией”, имея в виду философскую работу, направленную прежде всего на анализ условий возможности возникновения и существования того или ино-

423

го феномена человеческой культуры 20 . Совокупность таких мыслительных, социокультурных и иных условий возможности, носящих исторический характер, Фуко часто будет называть в 60-е годы историческим apriori, одним из примеров которого может служить эпистема, представление о которой было введено им в Словах и вещах.

Итак: “археология”. “Археология безумия”, например, в рамках которой речь уже больше не идет об “изначальной сущности” человека, а “безумие” берется не как натуральный и всегда равный себе объект, но рассматривается относительно исторических условий своего конституирования — как феномен, “порожденный” различными дискурсами и практиками, которые с ним имеют дело. И все же складывается впечатление, что подобного рода критический анализ распространяется не на все, с чем Фуко сталкивается в опыте “безумия”. Складывается впечатление, что если он и отказывает психологии, психиатрии — как и любому другому претендующему на “научность” знанию — в праве на истину о безумии, то только для того, чтобы отчетливее проступила фигура “ подлинного ” безумия, скрытого за различными его масками и превращениями, лишенного слова, которое ему следует вернуть; как если бы существовал некий “ изначальный ” опыт безумия, отличный от всех его исторических форм, находящийся как бы по ту сторону и несущий какую-то важную истину о человеке, которую следует выслушать 21 . Речь, стало быть, идет не об “истории познания”, пи-

_________

20 Так, вторая глава Душевной болезни, называвшаяся прежде “Реальные условия болезни”, во втором издании получит название “Безумие и культура”, а саму задачу своего анализа Фуко будет видеть теперь не в том, чтобы “разместить патологическое внутри личности”, но в том, чтобы выявить — через анализ соответствующих дискурсов и практик — отношение, которое устанавливается между “патологическим” и психологией, или “разными психологиями” (с чем связано и изменение названия книги во втором издании), внутри эпистемологического поля которых и оказывается возможным помыслить само это “патологическое”.

21 В Душевной болезни и психологии читаем: “Нужно будет однажды попытаться проделать анализ безумия как глобальной структуры, — безумия освобожденного и восстановленного в правах, безумия, возвращенного в некотором роде к своему первоначальному языку” (Malade mentale et psychologie, р.90).

424

шет Фуко в предисловии к Истории безумия, “но о рудиментарных движениях некоторого опыта”. Безумие следует попытаться ухватить “во всей его первозданности, до всякого пленения знанием”; а для этого — поскольку собственным языком оно не обладает — “следовало бы прислушаться, склониться к этому бормотанию мира, попытаться разглядеть столько образов, которые никогда не стали поэзией, столько фантазмов, которые никогда не достигли красок бодрствования” ( Histoire de la folie, p.VII). И при этом в следующих же фразах Фуко со всей определенностью заявляет, что это — “невозможная задача”, что единственное, с чем здесь можно иметь дело, — это сам “жест раздела”, который конституирует одновременно и “разум”, и “неразумие” (одной из форм которого является “безумие”), а установка на то, чтобы “все страдания и бессмысленные слова” безумия “ухватить в их диком состоянии, сама с неизбежностью принадлежит тому миру, который их уже пленил” ( ibid.).

Что же важно для Фуко в “опыте безумия”? То, главным образом, что он оказывается напрямую связанным с судьбами разума. Но взгляд его на безумие в этой точке как бы двоится. Конечно, безумие в описании Фуко прежде всего предстает как “историческая совокупность” различных знаний, институций и соответствующих практик (таких как установление недееспособности, отчуждение от прав, интернирование, контроль и нормализация), которые устанавливают обязательные для всех правила, границы и пределы. Однако Фуко снова и снова оказывается — внутри языка искусства, но также и внутри самой философской мысли — перед очевидностью опыта преступания этих границ, или опыта “трансгрессии”. Отсюда особое внимание Фуко к различным формам “неразумия”, равно как и к соответствующим феноменам творчества, часто поэтому авангардным или маргинальным; отсюда же и устойчивый интерес к целому ряду фигур, для него этот опыт — в прошлом или в настоящем — олицетворяющим. Нерваль, Руссель и Арто, Гельдерлин и Ницше— вот имена, которые

425

чаще всего называет Фуко, говоря об опыте трансгрессии. И, конечно, — имя Батая, с которым в первую очередь связываются у Фуко и понятие трансгрессии, и понимание опыта как “опыта трансгрессии”. Важно подчеркнуть, однако, что речь здесь идет об опыте, у которого если и есть “субъект”, то им оказывается уже не отдельный человек, но, положим — как это было в первой половине 60-х годов — “язык” (langage). Эта тема “бессубъектности” опыта трансгрессии появляется у Фуко снова и снова: “язык, который говорит как бы сам собой— без говорящего субъекта и без собеседника”,— читаем мы в Истории безумия ( Histoire de la folie, p. VI), или в “Предисловии к трансгрессии”: “язык раскрывает свое бытие в преодолении своих границ”, “язык говорит то, что не может быть сказано” ( Dits et ecrits, t.I, p.247).

Судьба представления об “опыте трансгрессии” так же двойственна, как и оно само. От того в нем, что могло дать хотя бы малейший повод для натуралистического толкования", Фуко будет пытаться впоследствии освободиться. Это будет делаться как косвенно — в форме критики герменевтической установки на “выслушивание истины”, на “поиск тайных смыслов” и на “разведывание глубин” (как это можно видеть в Порядке дискурса или в работе “Ниц-

_______

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Происходит опять таки благодаря жаклин вердо знакомство фуко с экзистенциальным анализом сновидение человека
Используется в современных анализах отношений власти к сексу
Исходя из диспозитива супружества
Фуко М. Воля к истине по ту сторону знания, власти и сексуальности культурологии 12 запретов
Состоит задача истории мысли в отличие от истории поведений

сайт копирайтеров Евгений