Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

1 Содержание этой главы во многом перекликается с письмом К. Ф. Э. Баха, адресованным Форкелю в конце 1774 года (см.: ДЖ, док. 360).
2 Конрад Фридрих Хурлебуш (1696-1765) - органист, а также довольно способный автор песен и инструментальных сочинений. С 1743 года - органист в Амстердаме. Источник сообщения Форкеля - см.: ДЖ, док. 256.
3 Cм.: ДЖ, док. 361 («В-11-х:...»).
4 Антонио Кальдара (1670-1736) - итальянский композитор. В его творчестве сильно мелодическое начало.
Иоганн Адольф Хассе (1699-1783) - немецкий композитор, автор многочисленных опер-сериа. Жена Хассе - знаменитая певица Фаустина Бордони-Хассе (1700-1781).
Иоганн Готлиб Граун (1702 или 1703-1771) - немецкий композитор и скрипач, ученик Тартини. У него, в свою очередь, некоторое время занимался В. Ф. Бах. Его перу принадлежат 100 симфоний, 60 скрипичных концертов, 28 кончерто гроссо и множество других инструментальных сочинений.
Его брат, Карл Генрих Граун (1703 или 1704-1759) - композитор и певец. Проявил себя главным образом в оперном творчестве.
Георг Филипп Телеман (1681-1767) - один из самых крупных немецких композиторов своего времени. С 1721 года был руководителем всей музыкальной жизни Гамбурга (музикдиректор), в 1722 году отклонил предложенную ему должность кантора церкви св. Фомы, после чего она была отдана И. С. Баху, гораздо менее знаменитому в то время. Телеман - близкий друг И. С. Баха и его семьи; он был крестным отцом К. Ф. Э. Баха. Перу Телемана принадлежит множество сочинений самых различных жанров.
Ян Дисмас Зеленка (1679-1745) - крупный чешский композитор этой эпохи. Его перу принадлежит множество инструментальных сочинений, сюиты, серенады, симфония, школьная драма «Святой Венчеслав», три оратории, мессы и др.
Франтишек Бенда (1709-1786) - знаменитый чешский композитор и скрипач. Был на службе у Фридриха II. В его творчестве сильны и славянские элементы, в особенности в лирических темах. Ему принадлежат 15 скрипичных концертов, несколько симфоний, а также произведения для скрипки соло. Как скрипач и педагог Бенда явился основателем новой скрипичной школы.
5 См.: ДЖ, док. 254 (сноска), 256.
6 Это было в 1729 году (у Форкеля ошибка).
7 Это было в 1750 году (у Форкеля ошибка).
8 О социальном статусе и материальном положении Баха см.: Друскин, с. 37-40, 122-124, а также: Sozialstatus der Berufsmusiker vom 17. bis 19, Jahrhundert / Hrsg. von Walter Salmen. (Serie: Mus.-wiss. Arbeiten, Nr. 24). Kassel-Basel, 1971.
9 Форкель несколько идеализирует ситуацию: известно, сколько трудностей приходилось преодолевать Баху. Вспомним хотя бы длительную тяжбу с ректором школы И. А. Эрнести (см.: ДЖ, док. 63-69).
10 О мицлеровском «Обществе» см.: Друскин, с. 117-118.
11 Имеются в виду знаменитые органные Канонические вариации на рождественское песнопение (BWV 769).

Глава IX

1 Это рассуждение Форкеля несправедливо и пристрастно; см. послесловие.
2 Имеется в виду 1-я клавирная партита (BWV 825), вышедшая из печати в 1726 году (см.: ДЖ, док. 218).
3 Несмотря на то, что само по себе это рассуждение не вызывает сомнений, необходимо отметить, что Форкель не учитывает истинные мотивы публикации. Например, крупные духовные сочинения (кантаты, пассионы, мессы) издавать в то время было просто нецелесообразно.
4 См. коммент. 12 к гл. VII.
5 Относительно взглядов Форкеля на процесс творческой эволюции Баха, а также о несправедливости некоторых оценок Форкеля см. послесловие.
6 Приводимый Форкелем перечень включает только небольшую часть сочинений Баха. Наиболее полным каталогом является «Thematisch-systematisches Verzeichnis der musikalischen Werke von Johann Sebastian Bach», herausgege-ben von Wolfgang Schmieder. - Leipzig. 1950 (Bach-Werke-Verzeichnis, сокр. BWV: «Тематически-систематический каталог музыкальных произведений Иоганна Себастьяна Баха», изданный Вольфгангом Шмидером), дающий исчерпывающие сведения, касающиеся тематизма, строения каждого сочинения, времени его создания, местонахождения рукописей, первых изданий, а также наиболее важных работ, ему посвященных. На основании этого каталога составлен «Список произведений И. С. Баха» в кн.: Друскин, с. 365-375.
7 См.: ДЖ, док. 220.
8 Имеются в виду клавирные партиты.
9 См.: ДЖ, док. 219.
10 См.: ДЖ, док. 222.
11 См.: ДЖ, док. 226.
12 Необычность этой регистровки состоит, таким образом, в том, что педальная партия звучит выше, чем то, что исполняется руками. (О понятии «футовость тона» см.: ДЖ, примеч. 5 к док. 151).
13 Cantus firmus (лат.) - неизменный (букв. «прочный») напев; здесь - хоральный напев, лежащий в основе обработки. "См.: ДЖ, док. 227.
15 См.: коммент. 4 к гл. I.
16 См.: ДЖ, док. 230.
17 См.: ДЖ, док. 102.
18 Ricercar(e) - букв. «изыскивать» (ит.); развитая фуга с использованием сложных контрапунктических приемов.
19 Дословно: «Королем предписанная тема и прочее, каноническим искусством решенное» (лат).
20 Форкель здесь не совсем точен. «Искусство фуги» появилось действительно после смерти Баха-скорее всего осенью 1751 года (см.: ДЖ, док. 237). Весной 1752 года с целью улучшения сбыта оно было выпущено в новом оформлении и с упомянутым предисловием Марпурга (см.: ДЖ, док. 239, 291).
21 См.: ДЖ, док. 241.
22 «Предсмертный хорал» был выполнен на указанный Форкелем напев, но с другим текстом: «Vor deinen Thron tret' ich hiemit» («Пред твой престол я предстаю»).
23 Предисловие К. Ф. Э. Баха к I части см.: ДЖ, док. 339.
24 Это издание публиковалось в 1784-1787 годах и включало 371 хорал. Издание было подготовлено Кирнбергером, но вышло в свет лишь после его смерти под наблюдением К. Ф. Э. Баха. Часть хоралов, вошедших в это собрание, была взята из других, большей частью крупных сочинений И.С.Баха (кантаты, пассионы); некоторые хоралы отличались друг от друга только текстом. Этим и объясняется, что в указателе Шмидера число номеров, относящихся непосредственно к данному собранию, значительно меньше, чем количество хоралов.
25 Таким образом, в трактовке Форкеля «инвенция» (двух- или трехголосная) - это, в первую очередь, исходное построение (соответственно, двух- или трехголосное), содержащее основополагающий тематический материал, и - уже во вторую очередь! - вся пьеса, «извлеченная» из этого построения.
26 Форкель цитирует (с сокращениями) текст титульного листа двух- и трехголосных инвенций (см.: ДЖ, док. 200).
27 О форкелевской версии истории текста см. послесловие, с. 110.
28 См.: ДЖ, док. 198.
29 Это утверждение подвергается сомнению. Так, В. Шмидер связывает наименование этих сюит (написанных до 1722 года) с тем обстоятельством, что они типологически и даже отчасти тематически соприкасаются с одной из сюит работавшего в Лондоне французского композитора Шарля Дьепара и - в еще большей мере - с сюитами Г. Ф. Генделя, вышедшими в 1720 году в Лондоне.
30 Художественная практика опровергает это мнение Форкеля.
31 Иеронимус Пахельбель (1686-1764) - органист и композитор, сын Иоганна Пахельбеля (см. коммент. 4 к гл. II). Ему принадлежит ряд прелюдий и фуг, написанных в виртуозной манере.
32 Позитив - малый настольный (либо «напольный») орган, находивший применение в домашнем музицировании, в театре и т. п.
33 Повторяя это утверждение Форкеля (хотя и без ссылки на него), Швейцер. однако, не скрывает своего недоумения (см.: Швейцер, с. 205).
34 Имеются в виду трио-фактуры; см. коммент. 23 к гл. VII.
35 Этот раздел следовало бы озаглавить иначе (например: «Сольные композиции для смычковых инструментов»).
36 Три сонаты и три партиты для скрипки соло (BWV 1001-1006).
37 Имеются в виду шесть сюит для виолончели соло (BWV 1007-1012).
38 Это общепризнанно в наше время. О сольных скрипичных и виолончельных сочинениях Баха Форкель говорит также в VI главе (см. с. 33-34).
39 Краткость этого раздела, посвященного важнейшей части творческого наследия И. С. Баха, объясняется тем, что Форкель был мало знаком с этими сочинениями и считал их недостаточно жизнеспособными (см.: коммент. 18 к гл. VI, а также послесловие, с. 109).
40 Имеются в виду духовные кантаты.
41 Это количество пассионов указано в мицлеровском некрологе (здесь, как и в некоторых других местах своей книги, Форкель почти текстуально воспроизводит некролог; см.: ДЖ, док. 359, с. 235). На самом деле абсолютно подлинными сохранившимися баховскими сочинениями этого жанра являются два: «Страсти по Матфею» (BWV 244; с участием двойного хора) и «Страсти по Иоанну» (BWV 245); см.: Друскин, с. 242-243.
42 См., например: ДЖ, док. 78, 80, 87, 88; 90, 91; 81, 82, 83; 79.
43 См.: ДЖ, док. 93, 94.
44 На итальянские тексты написаны кантаты № 203 «Amore traditore» («Любовь-изменница»; принадлежность ее И. С. Баху некоторыми исследователями оспаривается) и №209 «Non sa che sia dolore» («He знаю, что такое горе»).
45 С 1746 по 1764 год В. Ф. Бах занимал должности органиста церкви св. Марии и музикдиректора города Галле; затем он бросил службу и перебивался случайными заработками.
46 См. коммент. 21 к гл. VII.
47 Ныне установлено, что эта кантата (вернее, ария альта - BWV 53) приписывалась И. С. Баху ошибочно.
48 По всей вероятности, имеется в виду начальный хор из кантаты BWV 38.
49 Это начальный хор из кантаты BWV 144 (см.: ДЖ, док. 129).

Глава Х

1 Эта мечта Форкеля начала осуществляться в 1850 году, когда было основано Баховское общество, которое за 50 лет своего существования выпустило Полное собрание сочинений И. С. Баха в 46 томах. Каждый том был снабжен большим справочным аппаратом, в котором указывались все важнейшие разночтения между рукописями. В нашем столетии выпущен целый ряд сочинений Баха в виде публикаций Нового баховского общества, осуществленных с привлечением оригиналов, которые еще не были известны в эпоху издания старого Баховского общества. Кроме того, в этих изданиях применена значительно более совершенная методика исследования. Помимо этого, ряд текстологически выверенных изданий баховских сочинений выпущен и вне рамок Нового баховского общества - например, «Инвенции и синфонии» в редакции Л. Ландсхофа (Лейпциг, 1933), «Хорошо темперированный клавир», ч. I в редакции А. Кройца, ч. II в редакции Г. Келлера (Лейпциг, Петере, 60-е годы). К двухсотлетию со дня смерти И. С. Баха совместными усилиями музыковедов ГДР и ФРГ начался выпуск нового полного академического издания сочинений И. С. Баха (Neue Bach-Ausgabe, сокр. NBA).
2 Т. е.: один и тот же оборот (см.: коммент. 8 к гл. V).
3 Форкель считает окончательными версиями этих пьес самые ранние, содержащиеся в «Нотной тетради Вильгельма Фридемана Баха» (1720); об этом и о дальнейших высказываниях автора в этой главе см. послесловие.

Глава XI

 <<<     ΛΛΛ   

Органист
В следующем номере журнала помещена поправка истории
К такой безраздельной власти над инструментом

сайт копирайтеров Евгений